Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотрение проблемы определения категориального аппарата, применяемого в условиях формирования цифровой экономики. В настоящее время отсутствует гармонизированное определение цифровой логистики. Целью статьи является рассмотрение и систематизация подходов к пониманию категории «цифровая логистика», имеющих место в современной научной литературе. Определено, что цифровая логистика рассматривается и как совокупность информационно-коммуникационных технологий в приложении к реализуемому набору логистических функций, и как определенные формы изменения в способах выстраивания взаимоотношений в логистических цепях на основе технологических нововведений, и как инновационное направление деятельности компаний.
Ключевые слова: логистика, логистика 4.0, цифровая логистика, цифровая экономика, цифровые технологии.
The transformation of economic relations and the digitalization of business also have an impact on logistics as a field of activity integrating the flow of flow processes between subjects of economic relations. In this regard, it becomes relevant to consider the problem of defining the categorical apparatus used in the conditions of the formation of the digital economy. There is currently no harmonized definition of digital logistics. The purpose of the article is to review and systematize approaches to understanding the category of «digital logistics» that take place in modern scientific literature. It is determined that digital logistics is considered both as a set of information and communication technologies applied to the implemented set of logistics functions, and as certain forms of changes in the ways of building relationships in logistics chains based on technological innovations, and as an innovative activity of companies.
Keywords: logistics, logistics 4.0, digital logistics, digital economy, digital technologies.
Вектор экономического развития, ориентированный на цифровую трансформацию и активное применение информационных технологий во всех сферах деятельности, определил новые требования к реализации бизнес-функций предпринимательских структур. Не исключением стала и логистическая сфера, являющаяся [6]:
— с одной стороны, инфраструктурным образованием, оказывающим мультипликативный эффект на остальные отрасли экономики, который проявляется в сокращении себестоимости товаров и услуг за счет экономии на транспортных издержках, в развитии интеграции и кооперации между участниками рыночного пространства в процессе перемещения товарных потоков, в ускорении оборачиваемости активов или увеличении объемов продаж предпринимательских структур;
— с другой стороны, стратегическим направлением деятельности предприятия, позволяющим значительно сократить издержки в сфере закупок, производства и реализации продукции, исключить риски и обеспечить конкурентные преимущества в турбулентной рыночной среде.
В современных условиях логистика на всех уровнях иерархии (макро-, мезо-, микро-) ориентируется на повышение качественных аспектов обслуживания потребителей товарно-материальных потоков, скорости реакции на рыночные требования; на обеспечение возможности осуществления контроля над всеми этапами перемещения потоков по логистическим цепям. Этому способствуют цифровые инструменты, позволяющие повысить прозрачность, предсказуемость, точность выполнения логистических функций и меняющие технологию их осуществления.
В научных кругах активно обсуждаются эволюционные аспекты трансформации логистики в цифровые формы и описание возможностей инновационных технологий в логистической деятельности. Исследователи ввели в оборот научную категорию «цифровая логистика», синонимом которой является «логистика 4.0». Однако унифицированного понятия и четкого понимания в имеющихся трактовках содержательного аспекта логистики в цифровом поле не отмечается. В связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть и систематизировать имеющиеся точки зрения и обозначить авторскую позицию по данному вопросу.
Следует отметить, что во всех подходах к пониманию цифровой логистики отражаются специфические черты цифровой экономики, в частности, доминирование горизонтальных связей, повышение значения знаний и информации, инновативность, технологичность.
Распространенным подходом к пониманию цифровой логистики является рассмотрение ее в приложении к процессам транспортировки и перемещению потоков от мест производства к местам потребления. Так, А. А. Королева определяет цифровую логистику как «цифровизацию грузоперевозок, которая включает интеллектуальные системы управления и прослеживания грузов на всех этапах перевозок, безлюдные технологии, полную автоматизацию документооборота (электронные товарно-транспортные документы) в обеспечении перевозок внутри страны и в международном сообщении с быстрым таможенным оформлением грузов в трансграничном сообщении» [1]. Такой подход к пониманию цифровой логистики обусловлен необходимостью повышения качества обслуживания потребителей товарно-материальных потоков, увеличения скорости реакции на рыночные требования и обеспечения возможностей осуществления контроля над всеми этапами перемещения потоков по логистическим цепям. Рассмотрение цифровой логистики через призму транспортной составляющей объясняется отставанием уровня развития транспортной системы России от мирового уровня, что значительно тормозит развитие целого ряда перспективных и экономически выгодных секторов экономики страны. Так, в рамках проекта «Цифровой транспорт и логистика» определено, что для Российской Федерации необходимо сформировать единое цифровое транспортное пространство с целью повышения безопасности, удобства, сокращения затрат и расширения транзитного потенциала территорий, что позволит повысить конкурентоспособность как отдельных компаний, так и положительно скажется на логистической эффективности страны в целом [2].
В связи с тем, что в цифровой экономике большое значение имеет информация, создающая основу для принятия управленческих решений, являющаяся ключевым фактором производства и обеспечивающая обратную связь между участниками рыночного пространства, а логистика, в свою очередь, рассматривает информационные потоки в качестве объектов управления, то обосновано имеет место точка зрения на рассмотрение цифровой логистики «как нового механизма ускоренного системного развития экономических систем, основанного на эффективных информационных связях, оптимизированных, ценностных потоках данных, необходимых для решения оперативных и стратегических задач бизнеса» [3]. Обработка циркулирующей в логистических системах информации обеспечивает рациональность выстраивания всех логистических процессов и сокращает время логистического цикла, делает возможным работать в режиме реального времени, что обеспечивает конкурентное преимущество в цифровой экономике.
Технологическую основу цифровой экономики формируют технологии нового поколения, именуемые сквозными, — искусственный интеллект, робототехника, большие данные, Интернет вещей и т. д. В силу универсальности и возможности применения отмеченных технологий в разных сферах деятельности, логистика активно применяет их в различных функциональных областях. Как правило, исследователи прорывные технологии увязывают с информационной составляющей, что позволяет рассматривать цифровую логистику как «поиск, хранение и способ передачи информации, а также цифровые технологии, обеспечивающие выявление и прогнозирование потребностей, оптимизацию маршрутов, направлений материальных и информационных потоков, в том числе сокращение времени существования в цепях поставок» [4].
Таким образом, проведенный анализ теоретических воззрений по проблемам диджитализации логистической деятельности, дает основание предположить, что множественность и неоднозначность в терминологии свидетельствует о сложности процессов цифровизации логистической деятельности и отсутствии гармонизированного определения цифровой логистики.
Цифровая логистика рассматривается и как совокупность информационно-коммуникационных технологий в приложении к реализуемому набору функций, и как определенная форма изменения в способах выстраивания взаимоотношений в логистических цепях на основе технологических нововведений, и как инновационное направление деятельности компаний. Такой подход свидетельствует о рассмотрении проблемы цифровизации в прикладном аспекте к предпринимательским активностям в сфере логистики. Это означает, что на современном этапе развития цифровой экономики, логисты рассматривают «цифру» как способ (возможность) обеспечения интегрированного взаимодействия участников рыночных цепей и ускорения бизнес-процессов. На наш взгляд, такой подход носит фрагментарный характер, определяющий возможность цифровой логистики только формировать оптимальные схемы бизнес-партнерства на основе «эффективного моделирования горизонтальных производственно-экономических и торгово-экономических связей между субъектами бизнеса в рамках рыночных цепей посредством современных информационных технологий и инструментов» [5].
Цифровая логистика, по мнению автора, является эволюционным этапом развития логистики не только как сферы деятельности, но и как научного направления. Цифровая экономика, являясь новой идеологией развития общественных отношений, базирующихся на высоких скоростях осуществления бизнеса, ин формационном управлении системой производства и распределения, при котором эффективность оценивается с позиции оценки стоимости времени как основного не возобновляемого ресурса [6], в ближайшей перспективе заставит рассматривать цифровую логистику как новую парадигму, формирующую свои подходы, принципы и алгоритмы осуществления вмененных функций со своим категориальным и методологическим аппаратом.
В этом случае цифровая логистика может рассматриваться как инновационное научное направление об интегрированном цифровом управлении логистическими потоками с применением «сквозных» технологий, способствующих получению максимального экономического эффекта, пользы или ценности. Развитие концептуальных положений цифровой логистики сформирует научную базу принятия организационно-управленческих решений в сфере логистики в условиях цифровизации.
Литература:
- Королева А. А. Экономические эффекты цифровой логистики // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2019. № 1. С.68–76.
- Ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика» (2019). Диалог. URL: http://dialog-e.ru/market-news/613/ %9B) (дата обращения 20.03.2021).
- Бубнова Г. В., Левин Б. А. Цифровая логистика — инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Том 5. № 3. С. 72–78.
- Василенок В. Л., Круглова А. И., Алексашкина Е. А., Негреева В. В., Пластунова С. А. Основные тренды цифровой логистики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 1. С. 69–78. DOI: https://doi.org/10.17586/2310–1172–2020- 13–1-69–78 (дата обращения: 29.09.2021)
- Карапетянц И. В., Толстых Т. О., Шкарупета Е. В. Трансформация логистических процессов в цифровой экономике // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 3(38). С. 104–110.
- Журавлева Н. А. Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей // Транспортные системы и технологии. 2017. Том 3. № 2. С.47–49.