Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Хасенгалиев, А. Л. Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении / А. Л. Хасенгалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85970/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с детьми и подростками в образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитание, профилактика, педагогический колледж, современная школа, профилактическая деятельность.

Реализация «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федерального закона 31.07.2020 № 304-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания позволяет нам говорить о проблеме профессиональной подготовки студентов к будущей практической деятельности (педагога, учителя, тьютора) в современной школе. Анализ научных публикаций по данной проблеме показывают, что главная трудность подготовки педагогических кадров — это оторванность от тех реалий, которые происходят в современной образовательной организации сегодня.

Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой будущих педагогов, изучаются в рамках нескольких направлений: формирование личности специалиста (А. В. Блинова, Ю. П. Ветрова, Т. И. Руднева); подготовка специалистов для работы в различных социально — педагогических учреждениях (Н. М. Борытко, Т. В. Коновалова, В. И. Спирина, Т. А. Фокина).

В своей профессиональной деятельности педагоги выполняют ряд социальных ролей: учитель, воспитатель, посредник, наставник, помощник. В этой связи выявляется необходимость особой организации учебного процесса в учреждениях среднепрофессионального образования по подготовке будущего педагогов к выполнению практической профессиональной деятельности. Согласно профессиональному стандарту «Педагог», который определяет уровень профессиональных компетенций и личностных качеств учителя, современный учитель должен выполнять трудовые действия в сфере воспитательной деятельности:

– регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

– проектирование и реализация воспитательных программ;

– реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);

– формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

– использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка и т. д.

Начинающие педагоги, вступая на новую стадию профессионального развития, сталкиваются с новыми требованиями, условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе и др. Поэтому на этапе вхождения в профессию молодой специалист нуждается в личностной, социальной, профессиональной поддержке [1]. Применение современных педагогических технологий, по нашему мнению, может выступать в качестве педагогических условий профессиональной подготовки специалистов к успешной деятельности в системе организации профилактической деятельности среди детей и подростков в образовательных организациях.

В ходе совместной деятельности педагогов Волгоградской области и студентов ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А. П. Маресьева», ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий им. Ю. Гагарина» мы постарались определить основные направления профессиональной подготовки будущего специалиста по организации профилактической работы с детьми и подростками в современной школе. По нашему мнению, данное направление подготовки может включать в себя следующие направлениями будущей воспитательной деятельности в ОУ:

– Реализация программно-целевого и межведомственного подходов в решении социально-педагогических проблем.

– Организация культурно-досуговой работы с детьми и взрослыми по месту жительства (групповые и индивидуальные формы).

– Методика выявления и изучения воспитательного и развивающего потенциала социальной среды.

– Поддержка детских и подростковых инициатив, общественных объединений и организаций.

– Организация социального взаимодействия в интересах самореализации личности детей и подростков, развития их креативности.

– Помощь детям, нуждающимся в улучшении взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами.

– Деятельность педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

– Реализация системного подхода в организации воспитательной работы.

– Программно-целевой подход к решению наиболее острых социально-педагогических проблем.

– Изучение социокультурного окружения школы и использование его потенциала в социальном воспитании учащихся.

Мощным инструментом совершенствования образовательного процесса является унификация требований к будущим специалистам образовательной сферы и создание единых требований к уровню подготовки студента в педагогическом колледже, особенно в рамках организации профилактической работы с несовершеннолетними.

Рассмотрим наиболее успешные и эффективные, на наш взгляд, формы и технологии практического обучения, внедряемые в ходе подготовки будущих педагогов в сфере организации воспитательной работы с детьми и подростками (опыт работы ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А. П. Маресьева»).

Для того чтобы организация профилактической деятельности была более эффективной, необходимо формировать профессиональную готовность (совокупность общих и профессиональных компетенций) к организации воспитательного процесса в ОУ с первого года обучения в колледже. Разработка, внедрение и применение эффективных профилактических программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов помогает вывести подготовку будущих специалистов на более высокий профессиональный уровень и обеспечивает формирование их профессиональной готовности к успешной организации профилактики девиантного поведения подростков. Особой формой профилактики отклоняющегося поведения является индивидуальна работа, цель которой можно определить, как развитие позитивных поведенческих стереотипов и формирование на этой основе социально одобряемых форм поведения [2].

Современные выпускники системы среднего профессионального образования призваны решать различные задачи: оказывать помощь подросткам, склонным к девиантному поведению, семьям группы риска, организовывать профилактическую работу в образовательных организациях различного типа. Ежедневное взаимодействие педагога с «проблемными» воспитанниками ставит его перед необходимостью учиться помогать детям, подросткам, семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации Обучающиеся педагогического колледжа на практических и семинарских занятиях получают представления о многообразии авторских и рабочих программ профилактики, а начиная с 2020 года стараются самостоятельно представить идеи по разработке инвариативных и вариативных модулей программ воспитания по разделам: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», «Цель и задачи воспитания», «Виды, формы и содержание деятельности» с учетом профилактической направленности.

Формирование профессиональной готовности будущего педагога — это процесс становления под влиянием внешних воздействий обучения, воспитания, социальной среды, а развитие — процесс закономерного изменения в результате вхождения студента в профессиональную среду [3].

Следует отметить, что профессиональная подготовка студентов в педагогическом колледже должна носить практическую направленность. Педагогическая практика должна предоставить студенту, как будущему специалисту, возможность реализовывать все виды предстоящей профессиональной деятельности (учитель, воспитатель, вожатый, тьютор, педагог-организатор). Современная практическая деятельность студентов педагогического колледжа направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. Качество профессиональной подготовки — это категория, связанная с уровнем сформированности теоретических знаний, практических навыков, способностью качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, а также стремлением к самосовершенствованию [3]. Работа начинающего педагога невозможна без практических навыков, приобретенных в профессиональной организации, особенно, когда речь идет об организации профилактической деятельности с детьми и подростками в образовательном учреждении, школе. В отечественной специальной литературе отмечается, что педагогическая практика студентов — полифункциональная. Анализ позволил выделить основные функции: адаптивную, воспитательную, интегративную, обучающую, ориентирующую, инновационную, развивающую, пропагандистскую, управленческую, формирующую. Подготовка студентов к профилактической работе — это целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков по решению задач воспитания; опыта деятельности и эмоционально-ценностное отношение к действительности и к себе, результатом чего является готовность студентов к профилактической деятельности.

В МБОУ «Новонадеждинская СШ» организация профилактической работы является «особой», неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Профилактическая деятельность среди детей и подростков осуществляется администрацией образовательной организации, учителями, социальным педагогом, педагогом-организатором. На втором курсе студенты непосредственно знакомятся с практической деятельностью педагогического коллектива (методистов, психологов, классных руководителей) по реализации профилактических мероприятий в соответствии с инвариативным и вариативным компонентами программы воспитания ОУ:

– Модуль «Ключевые общешкольные дела»;

– Модуль «Классное руководство»;

– Модуль «Курсы внеурочной деятельности».

На основе планирования воспитательных мероприятий 2020–2021 учебного года студентам предлагается определить наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание в ходе организации профилактической работы с детьми и подростками в образовательной организации.

Особое место в системе практической подготовки студентов педагогического колледжа является формирование профессиональных компетенций в сфере организации работы с родителями. Данное направление определяется как «приоритетное» в любой образовательной организации, поскольку позволяет более эффективно достичь основных целей процесса воспитания и организовать успешную профилактическую деятельность в форме «обратной связи» (табл. 1).

Таблица 1

Основные формы работы с родителями в МБОУ «Новонадеждинская СШ»

Индивидуальные формы работы с родителями ООШ

Кол-во за 2020–2021г.

Коллективные формы

работы с родителями

ООШ

Кол-во за 2020–2021г.

1

Индивидуальная беседа

60

Групповая беседа

10

2

Индивидуальная консультация

44

Групповые консультации

8

3

Поручения родителям

75

Классное родительское собрание

(1–9 классы)

90

4

Посещение семьи ребёнка

10

Общешкольное родительское собрание (онлайн)

3

5

Памятки для родителей

522

В ходе практического обучения студенты получают представление о наиболее успешных методах и формах работы с родителями: деловые игры, выставки, буклеты, памятки, семейный клуб, тренинги. Студенты получают знания и приобретают профессиональный практический опыт об основных правилах общения и выстраивания диалога с родителями (законными представителями). Задача педагогических коллективов школ заключается в обучении студентов педагогическому мастерству, ознакомлении их с педагогическим опытом, в постепенном раскрытии перед студентами творческой лаборатории учителя, в увлечении их педагогической профессией.

В результате анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки педагога мы определили конкретные задачи, позволяющие рассматривать педагогическую практику как многофункциональную деятельность, которая заключается в следующем:

– изучение передового опыта и инноваций в педагогической деятельности;

– развитие интереса к научно-исследовательской деятельности;

– поиск индивидуальных способов и приёмов педагогического взаимодействия;

– активизация способности собственного саморазвития;

– реализация собственных творческих планов и развитие креативных способностей.

Связь теории с практикой — один из основных принципов готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности. Критерии оценок за педагогическую практику разработаны во всех профессионально-педагогических учебных заведениях. Эти критерии были доведены до сведения руководителей баз практики, общеобразовательных школ, дошкольных организаций и учреждений дополнительного образования. Им предлагалось оценить теоретические знания студентов по учебным дисциплинам и умение их реализовать на практике, знание современных образовательных технологий, а также развитость профессиональных умений. Однако профессиональная подготовка педагога предусматривает также и возможность студента самостоятельно оценить себя в практической деятельности в ходе ежедневых консультаций и организованных дискуссий.

ФГОС СПО, профессиональный стандарт, должностные инструкции, локальные акты ОУ определяют конкретные требования к подготовке в учреждениях среднепрофессионального образования. Они дают ответ на вопрос, что требуется специалисту для успешной практической деятельности в сфере организации профилактической деятельности. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые всему новому учителя, — ключевая особенность современной школы. Будущие педагоги в практической деятельности с детьми и подростками проводят работу через организацию индивидуальных бесед, используют комплекс упражнений коммуникативной направленности, деловые и ролевые игры; проводят воспитательные мероприятия, направленные на формирование у подростков культуры поведения и межличностных отношений. Большинство студентов отмечают в отчетах о практике, что только в ходе прохождения практики в школе поняли, насколько сложно решается проблема организации воспитательной работы среди обучающихся. Анализ итогов педагогической практики (совместная беседа студентов, учителей школы, кураторов) показал, что знания студентов об организации воспитательной работы стали практико-ориентированными, нацеленными на решение проблем конкретного подростка.

Литература:

  1. Федосеева, З. А. Традиции и инновации в методической работе системы среднего профессионального образования в условиях современных вызовов / З. А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 88–97.
  2. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по профилактике девиантного поведения обучающихся /ГАУДПО Институт развития образования. — Мурманск 2019. — С. 15–16.
  3. Хасенгалиев А. Л., Спирина В. И. Педагогические условия подготовки студентов педагогического колледжа к профилактической работе среди подростков // Проблемы современного педагогического образования. — Сборник научных трудов: — Ялта: РИО ГПА, 2021 — Вып. 70 — Ч. 2 — С. 285–288.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактическая работа, профилактическая деятельность, педагогический колледж, современная школа, образовательная организация, педагогическая практика, подросток, воспитательная работа, практическая деятельность, профессиональная готовность.


Задать вопрос