Проблематика привлечения виновных лиц к административной и налоговой ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шекула, Е. И. Проблематика привлечения виновных лиц к административной и налоговой ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере / Е. И. Шекула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85946/ (дата обращения: 22.01.2022).



Налоговая система Российской Федерации представляется основой экономики России, выступая одним из основных источников пополнения бюджета. По этой причине на каждое физическое и юридическое лицо возложена обязанность по уплате налогов.

Актуальность исследования проблематики привлечения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений виновных лиц заключается в том, что неуплата налогов серьезным образом подрывает основу экономической безопасности государства. Как следствие, государство обязано принимать действенные меры для пресечения налоговых правонарушений.

Для нарушителей налогового законодательства в Российской Федерации предусматривается налоговая ответственность. Место налоговой ответственности в системе юридической ответственности нередко становится предметом дискуссии ученых-исследователей. Так, например, часть исследователей относят налоговую ответственность к разновидности финансово-правовой ответственности. Другие же считают налоговую ответственность видом административной ответственности.

Действующее законодательство не устанавливает определения понятия «налоговая ответственность». Деяния в налоговой сфере, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, предусматривают наступление уголовной ответственности.

Целью научной статьи является исследование проблематики привлечение к ответственности за административные правонарушения в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоговое законодательство, административные законодательство, налоговая система, административные правонарушения, налоговые правонарушения

Под налоговыми правонарушениями понимаются совершенные умышленно либо по неосторожности действия или бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и других лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации [3, c. 18].

Как показывает практика, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации характеризуется наличием ряда проблем, решение которых обладает практическим значением.

В первую очередь, необходимо отметить, что налоговые правонарушение и ответственность за их совершение регулируется разделом VI части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1], а именно главами 15–18 указанной главы. Глава 15 регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Нормы глав 16–18 регулируют налоговую ответственность. В данных главах описываются конкретные нарушения с наступлением соответствующих мер ответственности.

В статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговое правонарушение является виновно совершенным противоправным (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние, то есть действие или бездействие, налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

За налоговые правонарушения предусматривается административная ответственность. Однако, при этом, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации не содержится определение понятия «налоговое правонарушение». По этой причине, как указывают специалисты, необходимо опираться на общее понятие, в соответствии с которым под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектами Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Глава 15 Кодекса об административных правонарушениях [2] устанавливает виды административных правонарушений в области налогов и ответственность за их совершение.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения направлено на реализацию нескольких функций. Одной из таких функций является правовосстановительная, которая направлена на восстановление нарушенного права государства путем совершения правонарушения. Второй функцией является карательная или штрафная функция, которая предусматривает наказание за причиненный ущерб. Еще одной функцией является предупредительная или превентивная функция, которая подразумевает предупреждение совершения налоговых правонарушений тем же субъектом и иными лицами.

В позиции налоговой ответственности к виновному лицу применяются меры имущественного характера в виде штрафов и пени. С позиции же административной ответственности значительное место занимают именно личные лишения.

Необходимо отметить, что применение налоговой ответственности обладает рядом особенностей. Например, необходимо наличие связи между налоговой и административной ответственностью. Главное, чтобы нормы различных отраслей права не противоречили друг другу [3, c. 20]. И все же имеются некоторые несостыковки.

Так, в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что для привлечения правонарушителя к ответственности установлен срок два месяца со дня совершения административного правонарушения. В это же время, за нарушение налогового законодательства установлен срок для привлечения к ответственности один год со дня совершения соответствующего деяния. Также, в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения — три года [4, c. 123].

В качестве проблематики привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере необходимо также отметить и то, что в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации не содержатся термины и понятия, которые характерны для рассмотрения правонарушений.

Обращаясь к вопросу разграничения налоговой и административной ответственности, необходимо отметить, что основным критерием такового является субъект правонарушения. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [1] субъектом правонарушения выступает налогоплательщик, которым может является, как физическое, так и юридическое лицо. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации субъектом правонарушения выступает специальный субъект, то есть должностное лицо организации-налогоплательщика.

С практической точки зрения возможна ситуация, когда должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности, в то время как организация-налогоплательщик не привлекается к налоговой ответственности либо освобождается от нее. То есть, имеется возможность избегания двойного привлечения за налоговые правонарушения.

В качестве основания привлечения должностного лица к административной ответственности за налоговое правонарушение может быть исключительно невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Привлечение виновного лица к административной ответственности может быть осуществлено в досудебном и судебном порядке. При разрешении вопроса в судебном порядке сторона защиты занимает позицию, в соответствии с которой на должностное лицо не были возложены функции, за выполнение либо невыполнении которых его привлекают к ответственности [5, c. 134].

Необходимо отметить, что привлечение должностного лица к административной ответственности влечет за собой привлечение организации к налоговой ответственности. В случае освобождения должностного лица от административной ответственности основания для привлечения к ответственности организации-налогоплательщика исключаются.

Деяниями, за которые должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности, является, например, нарушение сроков постановки на налоговый учет, представления налоговых деклараций, непредставление или несообщение сведений, которые необходимы для осуществления мероприятий налогового контроля.

В рамках исследуемого вопроса необходимо отметить, что отличается также и процедура привлечения к ответственности за совершение противоправного деяния в налоговой сфере. В соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации привлечение к ответственности за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке на основании возбужденного производства об административном правонарушении по результатам проверки. В свою очередь, привлечение к ответственности в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно в пределах вверенных полномочий [5, c. 135].

В случаях, когда лицо совершило два и более налоговых правонарушения, налоговые санкции должны быть взысканы за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Важно также обозначить, что налоговые правонарушения обладают латентным характером, что обуславливается тем фактом, что налогоплательщики не желают уплачивать налоги, стремясь снизить свои доходы и скрыть имущество. Такое положение вещей вызывает трудности в практическом вопросе привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере. В соответствии со статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации [1] налогоплательщик несет ответственность за неисполнение обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях. В том случае, когда в ходе проведения проверки налоговым органом будет установлено, что организация не осуществила постановку на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, — будут основания для привлечения юридического лица к ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа [6, c. 30]

Налоговые правонарушения отличаются тщательной подготовкой к их совершению, для чего необходимы специальные познания бюджетного, налогового и финансового законодательства. По этой причине отмечается их низкая выявляемость.

На практике, как правило, применяется единый принцип совершения налоговых правонарушений, который заключается в непредставлении либо сокрытии от налогового органа необходимых сведений и документов. Выявление такого рода случаев вероятно при проведении налоговых проверок.

В целом необходимо сделать вывод, что привлечение к ответственности за налоговые правонарушения характеризуется наличием целого ряда трудностей, что обуславливается несовершенством действующего законодательства в анализируемой сфере.

По мнению специалистов налоговой сферы решение большого количества проблем в вопросе привлечения виновных лиц за совершение правонарушений в налоговой сфере возможно путем ужесточения и усиления механизма контроля.

В завершении исследуемого вопроса можно сделать вывод, что особенность налоговых правонарушений обуславливается значимостью налоговой для экономики государства. Ответственность за налоговые правонарушения представляется собой комплексный межотраслевой правовой институт, которые сочетает в себе нормы нескольких отраслей права, сложившийся в зависимости от степени общественной опасности налоговых правонарушений [4, c. 125].

Для повышения эффективности в вопросе выявления нарушителей и привлечения их к административной ответственности считается целесообразным повысить профессиональную компетенцию сотрудников Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые, как правило, имеют только экономическое образование [6, c. 30].

Так, можно констатировать, что за налоговое правонарушение к налоговой ответственности может быть привлечено только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в то время как за административное правонарушение в налоговой сфере к ответственности могут быть привлечены исключительно должностные лица.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 06.08.1998.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  3. Артемов Н. М., Бортников С. П. Сравнительно-правовой анализ отношений налоговой ответственности за налоговые, финансовые и административные правонарушения // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 11 (120). С. 11–22.
  4. Полухина А. Н., Сыроижко В. В. Мероприятия налогового контроля и виды налоговых правонарушений // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70–3. С. 124–127.
  5. Семенова Г. Н. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 1. С. 133–144.
  6. Скляров С. В. Соотношение вины в совершении налогового правонарушения и вины в совершении налогового преступления // Вестник Российской правовой академии. 2020. № 3. С. 27–31.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административная ответственность, налоговая ответственность, правонарушение, налоговая сфера, Налоговый кодекс, ответственность, должностное лицо, налоговое правонарушение, юридическое лицо.


Задать вопрос