Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Чекушина, М. В. Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста / М. В. Чекушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 517-519. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85932/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены сведения корреляционной зависимости материнской тревожности с тревожностью ребенка как значимого фактора, детерминирующего психосоматическое расстройство у ребенка старшего дошкольного возраста. Определены мишени для терапевтического воздействия на матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, психосоматическое расстройство у детей, психологическое сопровождение детей с психосоматическими расстройствами.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8–40 % случаев.

Под психосоматическими расстройствами мы понимаем расстройства функций органов и систем, обусловленных психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально неполноценных или поврежденных висцеральных системах (система выделения, система пищеварения, эндокринная система и др.) [2]. При этом их диагностика относительно сложна. Между тем, многими исследователями, Г. Амонн [1], Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко [2], Д. Н. Исаев [5], Г. А. Арина В. В. Николаева [3], признается роль психологических факторов в формировании и обострении психосоматических заболеваний у детей. Особо выделяются по данным Ю. Ф. Антропова и Ю. С. Шевченко нарушенные отношения в системы мать-дитя — в 63 % [2].

Неадекватное, неоднозначное отношение к ребенку со стороны матери эти авторы в большей степени связывают с личностными особенностями матерей. Многие исследователи (Киян И. Г., Равич-Щербо И. В., Румянцев А. Г., 2000, Дусказиева Ж. Г., 2009, Степаненко Т. А., 2011) отмечают, что определенные личностные черты матери (тревожность, невротичность) способны вызвать серьезные нарушения психического развития ребенка, способствовать развитию психосоматических расстройств.

В нашем исследовании тревога — это эмоциональное состояние, а тревожность — свойство личности. Личностная тревожность — устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая «предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие». Ситуативная тревожность — «эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий» [6]. Ситуативная тревожность появляется в ответ на реальную угрозу и длится так долго, как того требует ситуация. Чем выше личностная тревожность, тем чаще и сильнее человек ощущает ситуативную тревожность.

На основании вышеизложенного определили цель исследования — изучение корреляционной зависимости материнской тревожности с тревожностью ребенка и наличием у него психосоматического расстройства.

Исследование проводилось на базе детского сада «Журавушка» МАОУ «КУГ№ 1 Универс», частного детского сада «Карусель».

Выборка составила 60 человек: 30 детей в возрасте от 5,2 до 7,5 лет и 30 их матерей. Анализ социально-демографических характеристик матерей показал, что возраст матерей варьируется от 32 лет до 50. У 17 матерей есть еще ребенок. 7 матерей являются домохозяйками, 3 самозанятые, среди остальных наиболее часто встречаются профессии юриста, бухгалтера, врача и госслужащей. Все проживают отдельно. Материальное положение преимущественно выше среднего. Образование у всех матерей высшее. Следует отметить, что в проведенном нами исследовании приняло участие большинство детей из полных семей (87 %).

Для оценки состояния здоровья детей были использованы результаты медицинского обследования детей педиатром и узкими специалистами, углубленные интервью с матерями. Статистическая обработка данных осуществлялась методами математической статистики.

Пять детей основной группы имели психосоматические расстройства: со стороны ЖКТ (колиты, энтероколиты неясного генеза) — 2 детей, со стороны кожи (дерматит) — 1 ребенок, со стороны мочеполовой системы (нейрогенный мочевой пузырь) — 1 ребенок и со стороны дыхательной системы (рецидивирующий бронхит) — 1 ребенок. Контрольную группу составили 25 матерей здоровых детей (1 и 2 группа здоровья).

На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы, кожи и мочеполовой системы с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского анамнеза изучена корреляционная зависимость материнской тревожности с тревожностью ребенка и наличием у него психосоматического расстройства.

Для изучения взаимосвязи влияния материнской тревожности на тревожность ребенка старшего дошкольного возраста и наличия у него психосоматического расстройства использовались следующие методики:

1) методика Ч. Д. Спилберга на выявление личностной и ситуативной тревожности, адаптированная Ю. Л. Ханиным;

2) методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.) — позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка (3–7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми;

3) методы математической обработки и корреляционного анализа: подсчет коэффициента корреляции - Пирсона (позволяет выявить корреляционные связи), подсчет t-критерия Стьюдента.

На первом этапе исследования был выявлен уровень тревожности у детей с психосоматическими расстройствами и у их здоровых сверстников.

Полученные результаты показали, что уровень тревожности у детей с психосоматическими расстройствами старшего дошкольного возраста выше, чем у их здоровых сверстников. Причем результаты имеют достоверные различия (статистическая значимость t-критерия Стьюдента p=0,000219 (при p<0,001).

Данные результаты можно объяснить тем, что психосоматические дети находятся в особой социальной ситуации развития (Николаева В. В., 1987; Исаев Д. Н., 2000; Арина Г. А., 2003). Их познавательная и двигательная активность, а также социальные контакты ограничены. Как следствие, появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, в том числе высокая тревожность (Касаткин В. И., Ковалевский В. А., Румянцев А. Г., Дубовик Е. Ю. и др.).

Далее мы выявили уровень ситуативной тревожности у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и матерей здоровых детей.

В рамках констатирующего эксперимента при сравнении индексов ситуативной тревожности у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и ситуативной тревожности у матерей здоровых детей выявлены достоверные различия (статистическая значимость t-критерия Стьюдента p=0,0000848 (при p=0,001); все значения по критерию Стьюдента — это уже значения статистической значимости p). Причем выявлено, что уровень ситуативной тревожности матерей психосоматических детей достоверно выше, чем у матерей здоровых детей.

Далее мы выявили уровень личностной тревожности у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и матерей здоровых детей.

При сравнении индексов личностной тревожности у матерей психосоматических детей и личностной тревожности у матерей здоровых детей выявлены достоверные различия (статистическая значимость t-критерия Стьюдента p=0,00512312). Выявлено, что уровень личностной тревожности матерей психосоматических детей достоверно выше, чем у матерей здоровых детей.

Также было определено, что существуют корреляция между тревожностью психосоматических детей и ситуативной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,61), а также тревожностью психосоматических детей и личностной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,51).

Данные коэффициенты были проверены на значимость. При определении значимости коэффициентов корреляции Пирсона для индексов тревожности психосоматических детей и ситуативной и личностной тревожности их матерей выявлено, что t эмп. › t кр. (0,44) (при р≤0,05), следовательно, таким образом коэффициент корреляции достоверен.

Выявлено также, что существуют корреляция между тревожностью здоровых детей и ситуативной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,44), а также тревожностью здоровых детей и личностной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,49).

Данные коэффициенты также были проверены на значимость. При определении значимости коэффициентов корреляции Пирсона для индексов тревожности здоровых детей и ситуативной и личностной тревожности их матерей выявлено, что t эмп. › t кр. (0,33) (при р≤0,05), следовательно, коэффициент корреляции является достоверным.

Таким образом, эмпирически доказано, что уровень тревожности детей, страдающих психосоматическими расстройствами выше, чем у их здоровых сверстников.

Также выявлено, что существует взаимосвязь уровня ситуативной и личностной тревожности матери и наличием тревожности у ее ребенка: чем выше уровень ситуативной тревожности матери на фоне ее высокой личностной тревожности, тем выше уровень тревожности у ее ребенка и тем выше вероятность возникновения психосоматического расстройства у ее ребенка старшего дошкольного возраста.

В данном исследовании у всех детей с психосоматическими расстройствами также как и у их матерей выявлено наличие высокой тревожности.

Учитывая вышеизложенное, для ранней диагностики детей старшего дошкольного возраста с высоким риском возникновения психосоматических расстройств, целесообразно выявлять детей с высоким уровнем тревожности. При этом для осуществления не только симптоматической коррекции, но и каузальной важно подключать к психокоррекционной работе с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, их матерей. Прежде чем организовать коррекционно-развивающие занятия с детьми, необходимо провести просветительскую и коррекционно-развивающую работу с матерями, так как их связь с ребенком наиболее значимая в развитии тревожности, в подкреплении часто повторяющихся проявлений психосоматических расстройств. Кроме того, нередко встречаются так называемые «психосоматические семьи», где ребенок как носитель симптома является показателем неблагополучия всей семейной системы в целом.

При создании благоприятной среды, воздействуя на «проблемные места» ребенка через мать, результативность психокоррекционной работы психолога непосредственно с детьми будет оптимальной.

Литература:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000. — 238 с.
  2. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб. 2002.-560 с.
  3. Арина Г.А, Николаева В. В. Психология телесности: Методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Под ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: ACT, 2005. -С.222–235
  4. Дубовик Е. Ю., Ковалевский В. А. Влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста // Медицинская психология в России. 2012. № 1. С. 10–6.
  5. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  6. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
  7. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. Стресс и тревога в спорте. Сост. Ю. Л. Ханин. М .: ФиС. 1983. С. 12–24.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, личностная тревожность, ситуативная тревожность, мать, психосоматическое расстройство, расстройство, материнская тревожность, старший дошкольный возраст, тревожность ребенка, корреляционная зависимость.


Ключевые слова

личностная тревожность, ситуативная тревожность, психосоматическое расстройство у детей, психологическое сопровождение детей с психосоматическими расстройствами

Похожие статьи

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим...

Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности, практические рекомендации для родителей дошкольника, которому тревожность не дает комфортно себя...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах.

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

4) дети, имеющие высокую ситуативную тревожность, также имеют высокую личностную тревожность; 5) оба типа тревожности сочетаются с

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста... Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте...

Особенности тревожных состояний у детей старшего...

Ключевые слова: тревожность, переживание, чувства, детская тревожность, проявление тревожности у старших дошкольников.

Что же понимают под тревожным состоянием у детей старшего дошкольного возраста?

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность...

Особенности эмоционального взаимодействия матерей...

На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы, кожи и

Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими...

Похожие статьи

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим...

Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности, практические рекомендации для родителей дошкольника, которому тревожность не дает комфортно себя...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах.

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

4) дети, имеющие высокую ситуативную тревожность, также имеют высокую личностную тревожность; 5) оба типа тревожности сочетаются с

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста... Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте...

Особенности тревожных состояний у детей старшего...

Ключевые слова: тревожность, переживание, чувства, детская тревожность, проявление тревожности у старших дошкольников.

Что же понимают под тревожным состоянием у детей старшего дошкольного возраста?

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность...

Особенности эмоционального взаимодействия матерей...

На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы, кожи и

Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими...

Задать вопрос