Особенности субъективного благополучия лиц, пользующихся туристическими услугами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Фесенко, О. П. Особенности субъективного благополучия лиц, пользующихся туристическими услугами / О. П. Фесенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 509-512. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85921/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье структурированно описаны особенности субъективного благополучия. Рассмотрены теоретические представления о субъективном благополучии, а также представлены результаты проведенного эмпирического исследования.

Ключевые слова: субъективное благополучие личности, структура личности, мотивационная направленность, смысложизненные ориентации.

Проблема субъективного благополучия личности по праву занимает одну из центральных позиций в современной социальной психологии. Это связано с возрастающим запросом к науке в определении психологической картины данного явления, механизмов его формирования, способов достижения.

Для проведения эмпирического исследования была сформирована выборка (Таблица 1).

Таблица 1

Состав выборки испытуемых, принимавших участие в исследовании

Группа

Количество человек

Количество выездов за последние 9 месяцев

Состав группы

мужчины

женщины

1

Экспериментальная

25 (50 %)

25 (50 %)

10 (40 %)

15 (60 %)

2

Контрольная

25 (50 %)

0 (0 %)

10 (40 %)

15 (60 %)

Всего:

50

25 (50 %)

20 (40 %)

30 (60 %)

Методика, которая была применена с целью изучения феномена субъективного благополучия у представителей выборки — это методика «Шкала субъективного благополучия». Данная методика была разработана в 1988 г. французскими психологами.

В таблице 2 представлены статистические характеристики по экспериментальной группе.

Таблица 2

Статистические характеристики выборки по экспериментальной группе

Показатель

В баллах

Стены

Сумма

1111

77

Среднее значение

44,44

3,08

Максимальное значение

52

4

Минимальное значение

25

1

Мода (наиболее встречающаяся

Величина)

51

4

Дисперсия выборки

34,92

1,01

Анализируя данные таблицы 2 можно отметить, что интервал допустимых значений выборки в баллах по данной группе составляет от 25 до 52 баллов, что соответствует от 1 до 4 стенов.

Среднее значение по группе составляет 44, 44 балла или 3,08 стенов.

Согласно интерпретации методики, оценка равная 3 стена говорит об умеренном эмоциональном комфорте, достаточной уверенности в себе среди представителей экспериментальной группы, они активны, успешны, эффективно взаимодействуют с окружающими.

Отметим, что чем ниже показатель в стенах, тем выше субъективное благополучие испытуемого.

В таблице 3 представим данные в процентах по уровням оценок экспериментальной группы, полученных на основании методики «Шкала субъективного благополучия».

Таблица 3

Распределение испытуемых экспериментальной группы по уровням оценок «Шкалы субъективного благополучия»

«Сырые» баллы

Стены

Степень субъективного благополучия

Человек

В %

25–33

1

Полное благополучие

4

16

34–40

2

Эмоциональный комфорт

1

4

41–48

3

Умеренный эмоциональный комфорт

9

36

49–55

4

Умеренное субъективное благополучие

11

44

Итого

25

100

Анализ данных таблицы 6 позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 16 % испытуемых относятся к числу людей с полным эмоциональным субъективным благополучием, 4 % достаточно уверены в себе и в своём благополучии, 34 % — умеренно эмоционально комфортно себя чувствуют и вполне могут относится к субъективно благополучным людям, 44 % демонстрируют умеренное субъективное благополучие, которое характеризуется отсутствием особых проблем, но полностью благополучными себя не считают.

В таблице 4 представим статистические характеристики по контрольной группе, представители которой отказываются предпринимать путешествия в период пандемии.

Таблица 4

Статистические характеристики выборки по контрольной группе

Показатель

В баллах

Стены

Сумма

1281

100

Среднее значение

51,24

4

Максимальное значение

67

6

Минимальное значение

34

2

Мода (наиболее встречающаяся

Величина)

49

4

Дисперсия выборки

69,52

2,066

По данным таблицы 4 следует отметить, что оценки в баллах лежат в интервале от 34 до 67, в стенах интервал соответственно равен от 2 до 6.

Среднее значение по группе равно 51,24 в баллах и 4 в стенах.

Средняя оценка в стенах равная 4 характеризует низкую выраженность субъективного благополучия, отмечается отсутствие серьезных проблем у представителей контрольной группы, но и полный эмоциональный комфорт у них тоже отсутствует.

В таблице 5 представим данные в процентах по уровням оценок контрольной группы, полученных на основании методики «Шкала субъективного благополучия».

Таблица 5

Распределение испытуемых экспериментальной группы по уровням оценок «Шкалы субъективного благополучия»

«Сырые» баллы

Стены

Степень субъективного благополучия

Человек

В %

25–33

1

Полное благополучие

0

0

34–40

2

Эмоциональный комфорт

2

8

41–48

3

Умеренный эмоциональный комфорт

5

20

49–55

4

Умеренное субъективное благополучие

12

48

56–62

5

Слабовыраженный уровень субъективного благополучия

3

12

63–70

6

Низкий уровень субъективного благополучия

3

12

Итого

25

100

Данные таблицы 5 указывают на отсутствие в контрольной группе лиц с ярко выраженным полным благополучием 0 %, эмоциональный комфорт испытывает 8 % группы, оценки, характеризующие умеренный эмоциональный комфорт и благополучие отмечены у 20 %.

Умеренное субъективное благополучие, которое характеризуется наличием некоторого недовольства своим положением, но при этом отмечается отсутствие особых проблем отмечено у 48 % представителей контрольной группы.

Если в экспериментальной группе отсутствуют лица, с уровнем оценок шкалы, равным 5 и 6 стенам или более 56 баллов, то в контрольной группе отмечено 12 % респондентов слабовыраженного уровня субъективного благополучия и 12 % с низким уровнем субъективного благополучия.

В целом по контрольной группе можно отметить, что 72 % от общей численности относятся к числу людей со слабовыраженным и низким уровнем субъективного благополучия (4–6 стены «Шкалы субъективного благополучия»).

В качестве промежуточного вывода следует указать, что представители экспериментальной группы имеют оценки, которые характеризуют более высокий уровень субъективного благополучия (56 % экспериментальной группы). В контрольной группе — напротив отмечено малое количество людей с высоким уровнем субъективного благополучия и большее количество людей (72 %) со слабовыраженным и низким уровнем субъективного благополучия.

В таблице 6 представим данные по средним значениям в стенах «Шкалы субъективного благополучия».

Таблица 6

Сравнение средних значений по экспериментальной и контрольной группе в стенах «Шкалы субъективного благополучия»

Группа

Среднее значение по группе, стен

Экспериментальная группа

3,08

Контрольная группа

4

Таким образом, отмечено различие в средних значениях по группам: в экспериментальной группе и контрольной группе.

Более низкое значение, согласно методике «Шкала субъективного благополучия», характеризует более выраженное эмоциональное благополучие среди испытуемых.

В экспериментальной группе значение средней величины в стенах ниже показателя средней величины контрольной группы, что указывает на большее отклонение оценок экспериментальной группы в сторону эмоционального комфорта её представителей. Соответственно испытуемые, которые путешествуют и совершают туры, невзирая на пандемию, являются более субъективно благополучными и уверенными в себе людьми.

Представители контрольной группы, которые не совершают никаких туров и категорически от них воздерживаются проявляют более низкий уровень субъективного благополучия.

Значимость различий между оценками по «Шкале субъективного благополучия» экспериментальной и контрольной групп была оценена на основании Критерия F-Фишера.

Критерий F-Фишера определяется отношением величин дисперсий, определяемых для каждой группы, большая по величине дисперсия делится на меньшую по величине дисперсию, итог расчётов сравнивается с табличным значением Критерия Фишера.

В таблице 7 представлены данные, используемые при расчёте показателя «Критерий Фишера».

Таблица 7

Расчёт критерия Фишера для определения значимости различий оценок экспериментальной и контрольной группы

Показатель

Значение

Дисперсия выборки

Экспериментальная группа

34,92

Дисперсия выборки

Контрольная группа

69,52

Уровень значимости

0,05

Критерий Фишера

Табличное значение

1,98

Критерий Фишера

1,991

Таким образом, значение Критерия Фишера, представленное в таблице 6 больше значения Критерия Фишера критического (табличного), что указывает на значимость различий в оценках экспериментальной и контрольной групп. Соответственно, предположение о том, что уровень субъективного благополучия людей, которые продолжают осуществлять путешествия, покупать и совершать различные туры в зарубежные страны в условиях пандемии, степень уверенности в себе выше, чем у представителей группы, отказывающихся путешествовать в условиях пандемии

Литература:

  1. Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследования / В. С. Мерлин. — Пермь: ПГПИ, 1988.
  2. Волочков, А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) / А. А. Волочков // Психологический журнал. — 2003. Т. 24. — № 3. — С. 22–31.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — Москва: Педагогика, 1989. — Т.2.
  4. Петровский, А.В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Москва: ИНФРА-М, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): субъективное благополучие, контрольная группа, экспериментальная группа, таблица, стен, дисперсия выборки, умеренное субъективное благополучие, умеренный эмоциональный комфорт, эмоциональный комфорт, балл.


Ключевые слова

структура личности, смысложизненные ориентации, мотивационная направленность, субъективное благополучие личности

Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автором представлены результаты изучения смысложизненных ориентаций сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводится сравнительный анализ полученных данных, делаются выводы по результатам исследования.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автором представлены результаты изучения смысложизненных ориентаций сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводится сравнительный анализ полученных данных, делаются выводы по результатам исследования.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Задать вопрос