Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Турсунова, М. Р. Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане / М. Р. Турсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 131-135. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85917/ (дата обращения: 24.01.2022).



В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности интенсификации, усилении роли государства в экономическом регулировании и поддержке этого процесса.

Ключевые слова : малый бизнес, предпринимательство, валовой внутренний продукт, сырье, потребности, инвестиции, инновации, доход, товар, производство, иностранная валюта, налог, рентабельность интенсивного развития.

В развитии любого общества малый бизнес и частное предпринимательство являются важнейшими факторами экономических, политических и социальных изменений. Эта тенденция особенно заметна в странах с разными рыночными переходами, особенно в СНГ. В этом контексте малый бизнес и частное предпринимательство выполняют ряд функций в общественной жизни. Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса и предпринимательства является важным условием для формирования эффективных рыночных отношений в обществе, поддержки класса собственности и создания новых демократических институтов гражданского общества. Это важная задача и вся сложность ее решения, в силу специфики каждой страны, требует нестандартного, нестандартного подхода к поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства. Очевидно, что все члены общества должны понимать важность этого вопроса, его полную поддержку со стороны государства, налаживание стабильного партнерства между государственным и частным секторами экономики. В развитии любого общества малый бизнес и частное предпринимательство являются важнейшими факторами экономических, политических и социальных изменений. Эта тенденция особенно заметна в странах с разными рыночными переходами, особенно в СНГ. В этом контексте малый бизнес и частное предпринимательство выполняют ряд функций в общественной жизни. Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса и предпринимательства является важным условием для формирования эффективных рыночных отношений в обществе, поддержки класса собственности и создания новых демократических институтов гражданского общества. Это важная задача и вся сложность ее решения, в силу специфики каждой страны, требует нестандартного, нестандартного подхода к поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства. Очевидно, что все члены общества должны понимать важность этого вопроса, его полную поддержку со стороны государства, налаживание стабильного партнерства между государственным и частным секторами экономики.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является ключевым макроэкономическим индикатором экономического потенциала страны. Он отражает стоимость конечных товаров и услуг, созданных резидентами и нерезидентами в стране по рыночным ценам в течение определенного периода времени.

Валовой внутренний продукт — это также показатель, который описывает общие результаты экономической деятельности страны за определенный период (месяц, квартал, год). Это мера рыночной стоимости товаров и услуг, производимых всеми предприятиями в стране (включая иностранные и совместные предприятия), с учетом общих факторов производства, сумма которых рассчитывается на основе национальной системы учета. Он используется для описания и анализа развития экономики страны на макроуровне. По оценке Международного валютного фонда, ВВП Узбекистана в 2019 году достиг 60,490 миллиарда долларов. ВВП или валовой национальный продукт (ВНП) или даже валовой национальный доход (ВНД) могут быть взяты в качестве основного макроэкономического показателя в национальной статистике. Например, в США и Японии главным макроэкономическим показателем является ВВП, а не ВВП. Однако в системе национальных счетов ООН ВВП является основным экономическим показателем. Количественно разница между ними невелика: в развитых странах разница не превышает одного процента. В странах с высокими доходами от трудовых мигрантов разрыв может быть еще больше.

Увеличение ВВП положительно скажется на уровне жизни.

— Во-первых, увеличение ВВП приведет к увеличению доходов. Например, если в прошлом году была выращена 1 тонна томатов и продана по 1500 сумов за килограмм, общий доход составит 1,5 миллиона сумов. В этом году, если 1,5 тонны помидоров выращивать и продавать по той же технологии выращивания томатов на той же земле, общий доход составит 2,25 миллиона сумов (при условии, что цена на помидоры не изменилась).

— Во-вторых, в результате увеличения ВВП увеличится сумма налоговых поступлений в бюджет. Это еще больше расширит возможности социальной защиты населения со стороны государства.

— В-третьих, увеличение ВВП создаст новые рабочие места и увеличит занятость.

— В-четвертых, увеличение ВВП наполнит внутренние рынки и стабилизирует цены на сырье.

Известно, что пищевая промышленность — это крупная пищевая отрасль народного хозяйства, которая включает мясо, молоко, молочный жир, масло, рыбные продукты, муку, крупы, макаронные изделия, фрукты. предприятия по производству овощных консервов, соков, различных напитков, сахара, кондитерских изделий, хлеба и других деликатесов. Ни для кого не секрет, что вопрос выращивания и снабжения продуктами питания сегодня в мире является глобальной проблемой. Эта проблема одинаково важна для развитых стран, а теперь и для развивающихся стран. В этом смысле важно обеспечить потребности населения в продуктах питания качественными продуктами

Как отметил Президент Республики Узбекистан, разрыв между быстрым ростом населения мира и ограниченными возможностями для роста производства продуктов питания является основной причиной обострения проблемы отсутствия продовольственной безопасности. Думаю, сегодня не нужно много говорить. Проще говоря, рост производства продуктов питания отстает от роста населения и спроса. Этот разрыв увеличивается, особенно в странах и регионах, в которых нет условий для быстрого производства продуктов питания. Это первый случай, когда деградация окружающей среды все еще продолжается с непредсказуемыми последствиями изменения климата, частыми засухами и нехваткой воды, включая нехватку грунтовых вод для орошения. и отсутствие инвестиций в ирригацию, мелиорацию земель и мелиорацию земель. Ухудшение состояния окружающей среды усугубляется постоянным использованием химикатов, удобрений и пестицидов. К ним относятся проблемы урбанизации, миграции людей из сельской местности в города.

В результате значительно сокращаются посевные площади для производства продуктов питания, а потребности населения удовлетворяются не полностью. Следует также отметить, что в ряде азиатских стран, таких как Китай и Индия, доходы быстро растут, и соответственно растет потребление продуктов питания. Один из негативных факторов — огромные потери при доставке еды потребителю по схеме «от поля к столу»

С первых дней независимости основное внимание уделялось увеличению производства продуктов питания, что является одной из жизненно важных задач по обеспечению продовольственной безопасности, бесперебойного и достаточного снабжения населения продуктами питания. В частности, более чем вдвое увеличился объем сельскохозяйственного производства. Это в 1,3 раза больше потребления мяса на душу населения, в 1,6 раза больше молока и молочных продуктов, в 1,7 раза больше картофеля, несмотря на рост населения примерно на 10 миллионов человек или более чем на 30 %. Ежегодно в стране выращивается около 16 миллионов тонн фруктов и овощей. На душу населения у населения около 300 килограммов овощей, 75 килограммов картофеля и 44 килограмма винограда. Это в три раза больше оптимального расхода.

В настоящее время Продовольственная ассоциация объединяет около 200 предприятий плодоовощной, мясной, молочной, масложировой и других отраслей пищевой промышленности, и отсутствует система взаимодействия с ними как по горизонтали, так и по вертикали. Если три года назад масложировая и табачная промышленность составляла значительную долю пищевой промышленности, то сейчас, в связи со структурными изменениями, более 60 процентов продукции перерабатывается в овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, кондитерские изделия. и другие продукты питания

Удвоение среднегодовой численности сотрудников малых предприятий также позволило предприятиям расти. За три года с момента создания Продовольственной ассоциации предприятиями ассоциации реализован 121 проект на сумму 198,4 миллиона долларов. вложено долларов. Таким образом, если проанализировать уровень обеспеченности населения продуктами питания местных производителей в 2019 году, мясо и мясопродукты — 98,6 %, молоко и молочные продукты — 99,8 %, макаронные изделия составили 95,4 %, маргарин 77,7 %, сахар 92,9 % и кондитерские изделия 68,5 %. Сегодня продовольственная безопасность в стране полностью обеспечена, и более 90 % потребностей населения в продуктах питания удовлетворяется за счет местных производителей.

Необходимо уменьшить долю импорта в обеспечении населения продуктами питания или увеличить количество предприятий, производящих качественные и мировые продукты питания в стране без импорта, или реализовать инновационные проекты на действующих предприятиях. В то же время, на наш взгляд, необходимо улучшить сотрудничество с Академией наук Узбекистана, научно-исследовательскими учреждениями.

Инновационные проекты также предоставляют налоговые льготы предприятиям, которые организуют выпуск качественной продукции, а сэкономленные средства направляются на развитие предприятия.

Кроме того, необходимо еще больше увеличить использование потенциала предприятий по переработке сельхозпродукции. Для этого потребуется формирование сырьевой базы, то есть обеспечение предприятий сырьем.

Таблица 1

Производство ВВП по видам экономической деятельности

ВВП

Млрд. сум

Индекс физического объема, %

Вклад в рост ВВП, %

2018-год

2019- год

2018-год

2019-год

ВВП — всего

290 161,9

361 858,4

105,7

5.7

В ключая:

В аловая добавленная стоимость сетей

256 716,4

329 091,0

105,7

5.0

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

80 331,3

92 186,7

102,4

0,6

промышленность

65 351,2

96 227,9

107,0

1,6

Строительство

16 677,7

22 561,0

119.3

1.1

Торговля, проживание и услуги общественного питания

19 496,9

23 094,3

104,1

0,3

Транспортировка и хранения, информация и коммуникация

22 185,4

25 834,5

105,7

0,4

Другие сервисные сети

52 673,9

69 186,6

105,3

1,0

Чистые налоги на продукты

33 445,5

32 767,4

105,6

0.7

Одним словом, пищевая промышленность — это отрасль, которая удовлетворяет основные потребности населения. Сегодня важно обеспечить устойчивый экономический рост страны, ее благосостояние, социальную защиту и обеспечение необходимыми сырьевыми продуктами. Для решения этой проблемы необходимо еще больше усилить привлечение иностранных инвестиций с целью эффективного использования имеющихся ресурсов, улучшения, модернизации и диверсификации пищевой промышленности.

В результате можно будет усовершенствовать технологии производства продуктов питания и ускорить производственный процесс, внедрить новые производственные линии, увеличить ассортимент и качество продукции, полностью удовлетворить потребности населения в товарах народного потребления.

По предварительным данным, в январе-сентябре 2019 года ВВП Республики Узбекистан в текущих ценах составил 361 858,4 миллиарда сумов и увеличились на 5,7 % по сравнению с январем-сентябрем 2018 года. Индекс дефлятора ВВП в январе-сентябре 2018 года по отношению к ценам составил 118,0 %. ВВП на душу населения составил 10 805,0 тыс. сумов, что на 3,7 % выше показателя аналогичного периода прошлого года. Валовой выпуск по видам экономической деятельности в январе-сентябре характеризуется следующими данными:

В январе-сентябре 2019 года малые предприятия (предприятия) израсходовали 188 182,7 млрд сумов или 57,2 % от общей добавленной стоимости в экономике. Доля малого бизнеса в валовой добавленной стоимости в основных секторах экономики составила 77,9 % в строительстве, 40,9 % в сфере услуг и 32,2 % в промышленности.

В современной мировой экономике уровень мобильности капитала между странами очень высок. В результате часть капитала страны используется за рубежом. В то же время некоторые активы страны принадлежат предприятиям, недвижимости и ценным бумагам, принадлежащим иностранным гражданам и нерезидентам. В результате того, что нерезиденты переводят часть своего дохода от своей собственности в свои страны, объем валового внутреннего продукта (ВВП), имеющийся в распоряжении соответствующей страны, не равен величине валового внутреннего продукта (ВВП). Следовательно, чтобы точно определить размер ВВП, необходимо добавить к ВВП разницу между доходом страны от собственности ее граждан за рубежом и доходом иностранцев, покидающих страну. Если баланс доходов от зарубежной собственности положительный, ВВП будет выше, чем валовой внутренний продукт, и наоборот.

Литература:

  1. Мирзиёев Ш. М. Вместе с отважным и благородным народом мы построим наше великое будущее. — Т.: Узбекистан, 2017. — 488 с.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях» УП-4933 от 17.01.2017 г // Сборник Законов РУ. — 2017. — № 3(41).
  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». УП-4947 от 7 февраля 2017 года
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.02.2017 г. № ПП-2750, «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» // Народное слово. — 2017. — № 24
  5. Исаев Р. А. и другие. Организация производства и бизнес-план. –Т.: Тафаккур, 2011.
  6. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. — СПб.: Питер, 2008. — 348с.
  7. Болтабоев М., Косимова М., Ергашходжаева Ш. и другие. Учебник «Малый бизнес и частное предпринимательство». Т.: «Экономист» — 2011. — 333 с.
  8. Гайбуллаев Р. М. Монография «Проблемы развития бизнеса». Т. «ФАН» — 2004г.50 с
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, продукт питания, пищевая промышленность, валовой внутренний продукт, ВВП, потребность населения, предприятие, увеличение ВВП, частное предпринимательство, валовый внутренний продукт.


Задать вопрос