Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности

Научный руководитель
Юриспруденция
25.11.2021
90
Поделиться
Библиографическое описание
Монгуш, А. А. Меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности / А. А. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85906/.


Меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности

Монгуш Аржаан Алексеевич, студент магистратуры

Научный руководитель: Севрюков Вячеслав Владимирович, кандидат юридических наук, доцент

Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Томск)

Статья посвящена противодействию преступлениям коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, борьба с преступностью.

В настоящее время для усиления мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности важно понимать сущность самого понятия «коррупция».

Так, по мнению Ю. П. Гармаева, «коррупция представляет собой сложное явление, затрагивающее различные сферы общественной жизни и тесно связанное с другими видами преступной деятельности» [1, с.261].

Следовательно, под коррупцией можно рассматривать получение кем-либо выгоды и (или) пользы при неправомерном использовании служебного положения в личных корыстных целях. Под выгодой следует понимать различные блага, например, деньги, услуги, незаконное выполнение или невыполнение определенных действий, получение имущественных прав, акций, имущества.

В вопросе противодействия коррупции следует четко разграничивать совершение таких незаконных действий, помимо физических лиц, и юридическими лицами, которые также являются коррупционным правонарушением.

На законодательном уровне не предусматривается каких-либо регламентированных мер противодействия коррупции, а лишь в некоторых отдельных нормативных актах можно встретить определения: «профилактика преступлений коррупционной направленности», «борьба с коррупцией».

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под противодействием коррупции следует понимать «деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий». [2. с.3]

В последнее десятилетие в условиях глобализации, нормативно-правовых актов по вопросам борьбы с коррупционными явлениями становиться все больше. Для их соблюдения физическими и юридическими лицами необходимо убедиться в полном соблюдении определенных требований и условий.

Вопросы, связанные с профилактикой и борьбой с коррупцией, принято регламентировать как национальным законодательством, так и международными договорами.

Важнейший, но не единственный, на сегодняшний день в вопросе противодействия коррупции в Российской Федерации Закон — Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Следует отметить, для государственных органов существует много других нормативных актов, в том числе указы Президента России, постановления Правительства, регулирующие нормы о противодействии коррупционных правонарушений.

В частности, меры по противодействию коррупции отражены в следующих нормативных актах:

– Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3];

– Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4];

– Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [5];

– Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции» [6];

– Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [7];

– Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» [8];

– Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [9];

– постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [10] и другие.

В силу п. п. «а» п. 2 ст. 1 Закона Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «профилактика коррупции — это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции» [2. c.3].

Важнейшие меры профилактики коррупционных правонарушений описаны в ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Исходя из приведенных мер в каждом государственном органе принимаются определенные документы, также должны быть созданы рабочие комиссии по противодействию коррупции, издан план противодействия коррупции.

В обществе и, в частности в каждой организации, независимо от организационно-правовой формы, должна проводится работа по формированию нетерпимости к коррупции.

Борьба с коррупционными правонарушениями, наряду с их профилактикой, заключается также в выявлении и предупреждении таких преступлений на ранней стадии. Помимо этого, конечно же, она подразумевает раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности. Данная норма нашла свое отражение в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

Раскрытием и расследованием коррупционных преступлений, как правило, занимаются правоохранительные органы, такие как Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и т. п. Общий надзор за деятельностью этих органов осуществляет Генеральная прокуратура РФ и прокуратуры субъектов РФ.

Важнейшую роль в вопросах противодействия коррупции играет также Центральный банк Российской Федерации. Так, Центральным банком РФ, на основании запросов Генеральной прокуратуры, выполняется функция регулятора финансового рынка, которая выражается в предоставлении необходимой информации о движении денежных активов граждан и организаций как за рубеж, так и внутри страны.

Как мы уже отмечали, меры по сокращению последствий коррупционных явлений в обществе законом не определены, но, зачастую, они напрямую связаны с ее профилактикой. Так, в государственным органе можно утвердить план противодействия коррупции, где будут определены данные меры, например, своевременное выявление коррупции или необходимость ротации кадров на ключевых местах организации.

Вместе с тем, следует согласиться с И. С. Алихаджиевой, «меры по раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, как и любое противодействие, предполагает и адекватную государственную реакцию в виде применения строго регламентированных санкций» [11, c. 28].

Таким образом, комплекс мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности должен выполняться на разных сферах общества — политических, социальных и экономических. Применяемые меры должны быть сплочены общей целью: укоренением криминогенных последствий коррупции, причин, вызывающих коррупцию, созданием идеологии нетерпимости к коррупционным явлениям.

Литература:

  1. Ю. П. Гармаев «Междисциплинарный подход к формированию системы антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации»// Вестник ВГУ. Серия: Право, 3, 2020г с. 261;
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» //«Российская газета», N 266, 30.12.2008;
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //«Российская газета», N 162, 31.07.2004;
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» //«Российская газета», N 133, 22.07.2009;
  5. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» //«Российская газета», N 100, 14.05.2013;
  6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции» // «Российская газета», N 108, 22.05.2008;
  7. Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // «Российская газета», N 162, 23.07.2010;
  8. Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» // «Российская газета», N 148, 10.07.2013;
  9. Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, N 29 (часть II), ст. 4477;
  10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Собрание законодательства РФ», 08.03.2010, N 10, ст. 1084;
  11. Алихаджиева И. С. Комментарий к ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / Под ред. С. Ю. Наумова, С. Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2009. С. 28.
  12. https://minenergo.gov.ru/node/459
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коррупция
противодействие коррупции
борьба с преступностью
Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 299-301):
Часть 4 (стр. 237-313)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 299-301стр. 313

Молодой учёный