Уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Миронов, А. А. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А. А. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85859/ (дата обращения: 22.01.2022).



Актуальность работы. Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. В то же время в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств существует ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые определяют необходимость государственных мер по снижению отрицательный. Последствия автомобилизации для развития государства и общества.

Нарушения правил дорожного движения могут включать превышение разрешенной скорости, нарушение правил обгона и обгона, нарушение правил остановки и стоянки, проезда через перекрестки, железнодорожные переезды, неправильное маневрирование на дороге. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств выражается в нарушении правил перевозки людей и грузов, в эксплуатации технически неисправных транспортных средств.

По оценкам экспертов, ущерб от аварий во много раз превышает ущерб от железнодорожных аварий, пожаров и других видов аварий. Каждая треть от общего количества дорожно-транспортных происшествий является преступлением, что подтверждается статистическими данными.

Впервые правонарушения, нарушающие безопасную эксплуатацию транспортных средств, были выделены в российском законодательстве в качестве самостоятельной главы Уголовного кодекса. Это связано с тем, что на современном этапе развития общества, с увеличением количества транспортных средств, значительно возрастает распространенность и опасность преступлений, посягающих на функционирование безопасного транспорта для людей и общества.

В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

– нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);

– нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264);

– недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);

– приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267);

– нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);

– неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);

– нарушение правил международных полетов (статья 271).

Выделение этих правонарушений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на общий объект — общественные отношения, обеспечивающие безопасность эксплуатации и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.

При привлечении лица к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить следующие элементы состава, характеризующие объективную сторону этих преступных действий: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжелого или умеренного вреда здоровью человека; Причинно-следственная связь между поступком и возникшими пагубными последствиями.

Дорожное движение — это совокупность социальных отношений, которые возникают в процессе перевозки людей и товаров по дорогам с использованием транспортных средств или без них. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

– приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

– Программно-целевой подход к мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного движения).

По составу преступления по ст. 264 УК РФ требуется, чтобы общественно опасные действия (бездействие) лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации. При привлечении преступников к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ, прежде всего должен быть установлен факт нарушения этих правил.

Правила дорожного движения — это единый документ, устанавливающий правила дорожного движения по всей России.

Правила дорожного движения учитывают, что регулирование поведения транспорта, движения товаров и определенных характеристик транспорта может устанавливаться другими правилами. Однако по отношению к ним правила дорожного движения являются основным и определяющим документом.

Таким образом, правила устанавливают определенную последовательность дорожного движения, то есть определяют сферу правового регулирования. Эта область охватывает только связи с общественностью, связанные с дорожным движением, и не распространяется на другие виды дорожного движения. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, состоящая из пешеходов, водителей, пассажиров и различных транспортных средств, передвижение которых подчиняется определенным правилам.

Содержание судебной практики свидетельствует о том, что неправильное определение характера нарушения, совершенного правонарушителем, обязательно отражает неправильную юридическую силу преступления. Иногда суды применяют ст. 264 УК РФ в случаях, когда необходимо было применить другие статьи УК: о правонарушениях против личности, о нарушении правил охраны труда, о проступках.

По ст. 264 УК РФ разъясняются только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта имеет вредные последствия. Нарушения правил дорожного движения, не имеющие серьезных последствий, несут административную ответственность, поскольку степень общественной опасности таких нарушений относительно невысока.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что наиболее правильно устанавливать уголовную ответственность только за нарушение правил дорожного движения и за эксплуатацию транспорта, что влечет наступление определенных вредных последствий. УК РФ в ст. 264 указывает вредные последствия, влекущие за собой уголовное преследование по этой статье. Закон разделяет ответственность и наказание в зависимости от тяжести вредных последствий.

Между нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств и последствиями должна существовать причинно-следственная связь, то есть эти нарушения должны быть причиной аварии, ее существенным условием: если бы не было нарушений, авария бы произошла. не произошла бы авария, в результате которой, согласно ст. 264 УК РФ, наступили вредные последствия.

Лицо, управляющее автомобилем, трамваем или другим электромобилем, может быть привлечено к ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств. Прочие электромобили — троллейбусы, тракторы, другие самоходные транспортные средства, мотоциклы и другие транспортные средства, за исключением мопедов и других подобных им транспортных средств, движущиеся по дорогам с помощью двигателя.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237;
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021)// Российская газета. — 1996. — 13 июня.
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 01.07.2021)// Российская газета. 2001. — 30 декабря.
  4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // «Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, N 50, ст. 4873.
  5. Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 19.02.2021) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»).
  6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
  7. Батычко В. Т., «Уголовное право. Общая и особенная части». Курс лекций. — М.: «Юрайт-Издат», 2018. — С. 45–46.
  8. Безверхов А. Т., Будкина Л.В, «Уголовное право Российской Федерации». Курс лекций — Издательство «Самарский Университет», 2017. — 211 с.
  9. Дуюнов В. Уголовное право России. Общая и Особенная части. М., 2016. — С. 521–522.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, нарушение правил, средство, УК РФ, обеспечение безопасности, последствие, правило, уголовная ответственность, эксплуатация, Уголовный кодекс.


Задать вопрос