Проблема применения административной ответственности в РФ за несоблюдение требований ДОПОГ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ракитин, В. А. Проблема применения административной ответственности в РФ за несоблюдение требований ДОПОГ / В. А. Ракитин, А. А. Панфилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 324-328. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85825/ (дата обращения: 22.01.2022).



В работе представлен анализ несовершенства российского законодательства в сфере перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Обозначена проблема применения административной ответственности к должностным лицам за несоблюдение требований ДОПОГ. При детальном рассмотрении зон ответственности сотрудников, отвечающих за подготовку к перевозке опасных грузов в организациях, установлено отсутствие административной и уголовной ответственности консультанта ДОПОГ. Обязательное наличие консультанта ДОПОГ в организациях, занимающихся перевозкой опасных грузов, носит формальный признак и не способствует повышению уровня безопасности перевозки опасных грузов. Действующие нормативно правовые акты в сфере перевозки опасных грузов допускают трудоустройство консультантов ДОПОГ по договору совместительства, что открывает возможность для появления различных видов махинаций. Выявленное несоответствие напрямую влияет на безопасность перевозки опасных грузов и, как следствие, увеличивает риск возникновения опасности для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Ключевые слова: перевозка опасных грузов, безопасность перевозки, требования ДОПОГ, консультант ДОПОГ.

Перевозка грузов автомобильным транспортом является неотъемлемой частью экономического развития страны. С учетом сложности, разнообразия и специфики грузовых перевозок, существует потребность в нормативно-правовом регулировании этих процессов. Отдельным видом перевозок является перевозка опасных грузов, которая подчиняется не только общим требованиям законодательства в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом, но и дополнительным требованиям. Перевозка опасного груза в случае возникновения каких-либо внештатных ситуации может нанести гораздо больший ущерб, чем транспортировка неопасного груза. Опасный груз при возникновении аварийных ситуаций может нанести вред другим участникам движения, окружающей среде или, в некоторых случаях, быть использован в актах незаконного вмешательства (АНВ), т. е. в террористических целях, если речь идет о грузах повышенной опасности [11, 13, 14, 15].

Требования к перевозке опасных грузов содержатся в «Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов» (далее — ДОПОГ), одной из стран участниц которого является и Россия присоединившаяся к соглашению в 1994 году [8].

Требования ДОПОГ разработаны странами ЕС и применяются ими на протяжении многих лет. В России требования ДОПОГ до декабря 2017 года применялись наравне с правилами ППОГАТ — «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», которые были разработаны в 1995 году и отменены в 2017 [1, 7]. Таким образом, в РФ перевозки опасных грузов стали осуществляться только по требованиям ДОПОГ. Учитывая, что ДОПОГ разрабатывался под потребности и условия законодательства стран ЕС, и применяются в России относительно недавно, то возникают некоторые нестыковки в требованиях ДОПОГ и нормативно-правовых актах РФ в области перевозки опасных грузов.

В частности, в ходе анализа состояния вопроса, были выявлены некоторые противоречия в требованиях ДОПОГ и нормативно-правовых актов РФ [2, 3]. Согласно п. 1.4.1 ДОПОГ, каждый участник перевозки опасного груза должен принимать надлежащие меры безопасности и соблюдать требования ДОПОГ в своей деятельности [4].

Эти требования распространяются, в общем виде, на грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, в том числе, и на консультанта по вопросам безопасности перевозки автомобильным транспортом опасных грузов (далее — консультант).

Консультант является одним из ключевых лиц в этой сфере деятельности, т. к. на него возложены обязанности по подготовке транспортного средства (далее — ТС), экипажа и/или груза к перевозке.

Наличие консультанта на предприятии определено требованиями безопасности при перевозке опасных грузов. Именно профессиональные действия консультанта снижают риск возникновения опасных ситуаций во время таких перевозок [14]. Дополнительно к перевозке опасных грузов, ДОПОГ регламентирует и транспорт грузов повышенной опасности, который подразумевает выполнение целого комплекса действий для обеспечения безопасной перевозки [9, 16].

Качественное выполнение консультантом своих обязанностей является залогом обеспечения безопасности при таких перевозках. Согласно требованиям, п. 16 Приказа Минтранса от 31.07.2020 № 282 к консультанту предъявляется достаточно большое количество требований по подготовке грузов и экипажей к перевозке, подготовке документации, маркировке ТС и т. д.

При этом, консультантом может быть лицо, только прошедшее обучение и имеющее свидетельство, т. е. сдавшее аттестацию в контролирующем органе, согласно требованиям п.16 Приказа [2] и главы 1.3 ДОПОГ [4].

Эти документы накладывают ряд обязательств на консультанта, который несет полную ответственность за:

— подготовку ТС с опасным грузом к выпуску на линию;

— подготовку экипажа ТС;

— подготовку документации на груз;

— маркировку груза;

— другие требования в рамках своих компетенций.

Требования ДОПОГ

Рис. 1. Требования ДОПОГ

Рассматривая обязанности консультанта, необходимо также рассмотреть и виды ответственности за неисполнение своих обязанностей.

В соответствие со статьей 12.21.2 КоАП РФ в случаях, когда нарушение не попадает под уголовную ответственность, предусмотрено наказание для консультанта штраф или лишение водительского удостоверения и штраф в отношении водителя [3].

При перевозки опасных грузов ответственность несут три лица, отвечающие за перевозку, а именно, водитель, должностное и юридическое лицо.

На водителя накладывается ответственность во всех случаях, будь то неправильно закрепленный груз, несоответствие маркировки, неправильно укомплектованное ТС или несоответствие документов, т. к. согласно требованиям ДОПОГ, водитель не должен принимать к перевозке грузы, которые не соответствуют требованиям ДОПОГ, а также управлять ТС, которое не соответствует требованиям к перевозке таких грузов [10].

На юридическое лицо накладывается ответственность в тех случаях, когда оно обязано обеспечить безопасность при перевозке опасных грузов, т. е. обеспечить водителя необходимыми средствами защиты, оборудовать ТС согласно требованиям ДОПОГ, подготовить необходимую документацию и т. д., но не выполнило своих обязательств.

К требованиям по обеспечению безопасной перевозки относится не только вышеперечисленные требования, но и требования, что за такую подготовку должен отвечать консультант, согласно Приказу N 282 [2].

Согласно п. 1.8.3 ДОПОГ, каждое предприятие, деятельность которого связано с перевозкой опасных грузов, обязано назначать консультантов, задача которых состоит в содействии предотвращению опасности для людей, имуществу и окружающей среды [4].

Исходя из этих требований, для их выполнения юридическому лицу достаточно заключить трудовой договор с консультантом, при этом законодательством не устанавливается, что консультант обязательно должен находиться в штате организации. Допускается заключение договора по совместительству, и назначать консультанта по вопросам безопасности, тем самым снятия с себя ответственность за несоблюдение этого требования.

Однако, разбирая этот вопрос, обратимся к ответственности должностного лица, т. е. в данном случае именно к консультанту, который, де-юре, должен являться таковым лицом. Одним из условий наступления ответственности за невыполнение своих обязательств, является доказательство вины.

При выпуске ТС на линию, существует ряд требований нормативно-правовых актов, и каждое лицо, которое участвует в выполнении этих требований, несет ответственность в рамках своих полномочий [12].

Например, диспетчер, выдающий путевой лист, заверяет его своей подписью, тем самым, подтверждая, что путевой лист учтен, что он выдан водителю, предъявившему свое водительское удостоверение и т. д. [5, 6].

При выпуске на линию контрольный механик ставит отметку в путевом листе после проведения технического осмотра ТС, тем самым подтверждая выполнение требований технического регламента и исправность автомобиля [5, 6].

Нормативное обеспечение перевозки опасных грузов

Рис.2. Нормативное обеспечение перевозки опасных грузов

И множество других примеров: перевозка организованной группы детей, перевозка негабаритного груза, пассажирские перевозки и т. д. Во всех этих перевозках в обязательном порядке существует должностное лицо, ответственное за нее, в рамках своих компетенций, которое подтверждает своей подписью или штампом в документах, что такая перевозка соответствует установленным требованиям законодательства.

В ходе анализа нормативно-правовых актов РФ, в области обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, было выявлено, что де-юре, ответственность должен нести консультант, т. к. только в его обязанности входит обеспечение вопросов безопасности перевозки опасных грузов [2].

Де-факто же ответственность за несоответствие ТС с опасным грузом консультант не несет, т. к. нет установленных законом требований, заверять свою ответственность подписью или штампом в документах.

Возникает неоднозначная ситуация, в организации, которая занимается перевозкой опасных грузов: трудоустроен консультант, как того требует ДОПОГ, однако при подготовке ТС с опасным грузом к выпуску на линию, такое лицо может даже не присутствовать. Обязанность существует, но нет возможности доказать, что консультант принимал или не принимал участие в подготовке такого ТС, т. к. выпуск ТС проводил контрольный механик, чья отметка и является последней в путевом листе.

Контрольный механик, выпуская ТС с опасным грузом на линию, не может знать, соответствует ли оно требования ДОПОГ, т. к. ни в одном из документов не содержится требования о том, что консультант подготовил ТС или груз в соответствии с этими требованиями и, что были обеспечены все меры безопасности для перевозки опасного груза.

Учитывая отсутствие факта такого подтверждения, консультанта невозможно привлечь ни к какому виду ответственности, т. к. он мог не находиться в это время в организации и ТС выпустили на линию без него, в нарушение требований.

Такой изъян в законодательстве открывает возможность для различного рода махинаций, а именно, консультант может быть трудоустроен в несколько организациях одновременно, по договору совместительства, но, де-факто, нигде не появляться и не подготавливать ТС и опасный груз к перевозке, т. е. соблюдаются формальные требования законодательства о том, что в организации должен быть консультант и на этом обеспечение безопасности перевозки опасных грузов заканчивается.

Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость более детального анализа и проработки нормативно-правовых актов в области подготовки ТС и экипажа к перевозке опасных грузов, а также разработку рекомендаций по совершенствованию, мер обеспечивающих безопасность перевозки опасных грузов, согласно требованиям ДОПОГ.

Литература:

  1. Министерство транспорта Российской Федерации Приказ от 8 августа 1995 г. № 73 Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
  2. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  4. «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) [Электронный ресурс] — режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.04.2021).
  5. Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.
  6. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения».
  7. Приказ Министерства транспорта РФ от 5 сентября 2016 г. N 262 «О внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации».
  8. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».
  9. Очкалова А. Р. Особенности и современные проблемы перевозок опасных грузов в России. Вестник университета. 2016; (3): 92–97.
  10. Проблемы правового регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов Мороз Е. В., Кузьмин В. А. Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 345–347.
  11. Особенности и проблемы перевозок опасных грузов автомобильным транспортом Кузьмин А. В., Коновалова Н. Н. Качество и жизнь. 2018. № 4 (20). С. 28–31.
  12. Анализ процессов перевозки опасных грузов в России Мартынюк Д. А. Молодой ученый. 2019. № 51 (289). С. 243–247.
  13. BĘCZKOWSKA S. / CHOROMAŃSKI W. GRABAREK I. Risk and human factor in carriage of dangerous goods by road. Transport Problems, 2020, Volume 15, Issue 4, Part 1, Pages 19–28,
  14. M. Tuğçe DUMLUPINAR, Yücel ÖZTÜRKOĞLU. Analyzing the risks of transportation of dangerous goods based on the ADR. Trakya Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi, — 2019, Cilt 21, Sayı 1, (1–13)
  15. Kuzmin A. V., Gorina L. N., Demin A. On the methodology for risk assessment in transport of dangerous goods by roadIOP Conference Series: Materials Science and Engineering
  16. Łukasik Z., Kuśmińska-Fijałkowska A., Kozyra J. Transport of dangerous goods by road from a European aspect. Scientific Journal of Silesian University of Technology. Series Transport. 2017, 95, 109–119. ISSN: 0209–3324.
  17. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
  18. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.09.2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
  19. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ
  20. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Основные термины (генерируются автоматически): груз, перевозка, требование, консультант, опасный груз, автомобильный транспорт, безопасность перевозки, контрольный механик, путевой лист, юридическое лицо.


Ключевые слова

перевозка опасных грузов, безопасность перевозки, требования ДОПОГ, консультант ДОПОГ
Задать вопрос