Совершенствование статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Фунтиков, О. А. Совершенствование статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» / О. А. Фунтиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85814/ (дата обращения: 23.04.2024).



В рассматриваемой статье проводится анализ совершенствования правовых норм о санкциях за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, в связи со вступлением в законную силу Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.04.2018 № 17-П.

Ключевые слова: состояние опьянения, дорожно-транспортное происшествие, УК РФ, Российская Федерация, дорожное движение, алкогольное опьянение, медицинское освидетельствование, транспортное средство, место происшествия.

В настоящее время можно заметить интерес законодателя к проблемам безопасности дорожного движения, при этом чаще всего нарушителями становятся лица, находящиеся в состоянии опьянения. Нахождение водителя в состоянии опьянения приводит к значительному количеству дорожно-транспортных происшествий, которые чаще всего влекут за собой гибель потерпевшего.

Неотъемлемое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию отечественного законодательства для усиления базы предотвращения происшествий на дорогах, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Изменения коснулись норм, предусматривающих ответственность за управление транспортным средством лицом, которое находится в состоянии опьянения [4].

Одним из первых пунктов улучшения законодательства является вступление в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда» [2]. В данном постановлении основным направлением является обеспечение безопасности дорожного движения.

Как следует из ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации [6] деяние в отношении лица, находившемся в трезвом состоянии, влечет за собой менее строгое наказание, нежели аналогичное деяние в отношении лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения.

Лицо, которое управляет транспортным средством в состоянии опьянения, признается лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения в случае установления факта употребления веществ, вызывающих алкогольное (или иное) опьянение. Однако, в соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования необходимо медицинское заключение для подтверждения состояния опьянения у лица, которое управляет транспортным средством [5].

Некоторые ученые высказали свою точку зрения относительно включения как квалифицирующего признака состояние алкогольного опьянения.

Например, Кострова М. Б. пишет, что назначение наказания в законодательстве не отвечает таким критериям, как допустимость, необходимость, целесообразность криминализации данного деяния и переход его в разряд уголовно наказуемых преступлений за управление автомобилем будучи в состоянии алкогольного опьянения [10, С. 139].

Спасенников Б.А не согласен с такой точкой зрения. Он указывает, что человек, будучи в состоянии опьянения, не осознает того, что он делает и не способен осознанно руководить своими действиями. Опьяняющие вещества вызывают дисфункцию мышления и воли, играя определенную роль в механизме преступного поведения [11, С. 141–142].

Опираясь на КОАП РФ резюмируем следующее: лицо, которое управляет автомобилем в состоянии опьянения, можно прировнять к лицу, которое отвергает медицинское освидетельствование на выявление состояния алкогольного опьянения [1].

Исходя из ст. 264 УК РФ можно констатировать, что действующая редакция указанной статьи не определяет ответственность лица, совершившего правонарушение, но при этом скрывшегося с места происшествия, так как нельзя определить, находилось ли лицо в момент происшествия в состоянии опьянения или нет.

Согласно приговору Кировского районного суда г. Санкт-Петербург по делу № 1–688/2020 от 14.12.2020 [8] Нурманбетов Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ. Обвиняемый, управляя транспортным средством, двигался по проезжей части и создал помеху движущемуся автобусу, вынудив водителя применить экстренное торможение, в результате которого пассажирка в салоне автобуса получила травмы. После происшествия подсудимый оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Опираясь на судебную практику, можно сделать вывод о том, что лицо, которое совершило предусмотренное ст. 264 УК РФ деяние, оставляет место дорожно-транспортного происшествия из-за страха уголовного наказания. Подводя итог, мы видим явную необходимость увеличения уголовного наказания для лиц, которые покидают место происшествия.

Также не исключена ситуация, при которой виновный покидает место совершения правонарушения с целью доставки пострадавшего в медицинское учреждение, поскольку он уверен, что в связи с удаленностью места совершения дорожно-транспортного происшествия скорая помощь доехать не успеет. Кроме того, возможна ситуация, при которой срочная медицинская помощь может потребоваться пассажиру транспортного средства и водитель уверен, что другим пострадавшим медицинская помощь не требуется.

Согласно позиции, указанной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ, оставление места дорожно-транспортного происшествия не является фактом, подтверждающим состояние опьянения у субъекта; лицо привлекается к уголовной ответственности только при возможности последующего установления наличия опьянения во время дорожно-транспортного происшествия медицинским освидетельствованием [3].

Неоднозначность мнений вызывает подход законодателя к отождествлению положений субъекта, которое имеет алкогольное опьянение и субъекта, который отказался от прохождения освидетельствования.

Так, согласно приговору Кировского районного суда г. Томска по делу № 1–68/2020 от 22.01.2020 подсудимый Шавырин С. Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ. Подсудимый, съехав на обочину, совершил наезд на потерпевшего. После дорожно-транспортного происшествия Шавырин С. Ю. был направлен на медицинское освидетельствование на наличие опьянения, от прохождения которого подсудимый отказался [8].

Как указывают некоторые ученые, при таких условиях идет прямое нарушение принципа невиновности субъекта [9, C. 26–29]. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 № 17-П предлагается несколько вариантов изменений ст. 264 УК РФ.

Первым из вариантов предлагается возвращение к трем частям ст. 264 УК РФ, а ответственность по определению последствий преступления переходит к суду.

Вторым вариантом предлагается выделить оставление места дорожно-транспортного происшествия в самостоятельный состав преступления.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о необходимости ужесточения наказания для лиц, скрывшихся с места совершения правонарушения, чтобы предотвратить уклонение нарушителя от ответственности.

Таким образом, в указанной статье необходимо указать, что деяние, совершенное лицом в состоянии опьянения, а равно лицом, отказавшимся от медицинского освидетельствования или скрывшимся с места дорожно-транспортного происшествия, с целью уклонения от ответственности, повлекло причинение вреда потерпевшему либо смерть человека по неосторожности. Предполагается, что за счет изменения текста удастся избежать неясности при привлечении к ответственности виновного лица.

На данный момент для конкретизации указанной статьи имеются все предпосылки. На наш взгляд, одним из более эффективных выходов в сложившейся ситуации может стать ужесточение уголовной ответственности, ведущее к обеспечению безопасности дорожного движения и сохранению здоровья и жизни участников дорожного движения.

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021).
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике о преступлениях, совершенных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Пояснительная записка к проекту федерального закона N 93181–5 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390)
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
  7. Приговор Кировского районного суда г. Санкт-Петербург по делу № 1–688/2020 от 14.12.2020
  8. Приговор Кировского районного суда г. Томска по делу № 1–68/2020 от 22.01.2020
  9. Бохан А. П., Бондарев С. П. К вопросу о совершенствовании диспозиций ст. ст. 264 и 264.1 УК РФ // Общество и право. 2017. № 4. C. 26–29
  10. Кострова М. Б. Парадоксы российской уголовной политики усиления ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения // Lex russica. 2017. № 7. С. 139.
  11. Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Невменяемость в уголовном праве: Монография. М., 2013. С. 141–142.
Основные термины (генерируются автоматически): состояние опьянения, дорожно-транспортное происшествие, алкогольное опьянение, дорожное движение, транспортное средство, УК РФ, медицинское освидетельствование, лицо, Российская Федерация, место происшествия.


Похожие статьи

Управление транспортным средством лицом, находящимся...

Печальным примером тому является смертельное дорожно-транспортное происшествие с участием актера Михаила Ефремова, произошедшее летом 2020 г. Этим происшествием только подтверждается, что лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения...

Уголовная ответственность по статьям 264, 264.1 УК РФ

УК РФ, состояние опьянения, дорожное движение, место ДТП, уголовная ответственность, алкогольное опьянение, квалифицирующий признак, транспортное средство, медицинское освидетельствование...

состояние опьянения, дорожное движение, транспортное...

Правонарушения в сфере дорожного движения, связанные с состоянием опьянения его

Якимов А. Ю. Освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия...

Уголовно-правовая характеристика нарушений правил...

Статья 264 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность лица, нарушившего

Уголовная ответственность, по данной статье УК РФ, наступает независимо от того, где было

УК РФ , дорожно - транспортное преступление... Нарушение правил дорожного движения...

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст....

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, состояние опьянения, место события, уголовная ответственность

При исследовании проблем профилактики дорожно-транспортных происшествий. В ст. 268 УК РФ и ст. 12.30 КоАП ответственность...

Некоторые вопросы привлечения к административной...

Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, состояние опьянения, транспортное средство, лишение свободы...

дорожное движение, УК РФ, транспортное средство...

Наблюдая за сводками дорожно-транспортных происшествий, мы все чаще видим, что водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, либо находится в состоянии алкогольного опьянения, либо скрылся с места происшествия. Одной из целого ряда...

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство...

− потерпевший и транспортное средство находятся на месте преступления, а водитель транспортного средства отсутствует. В данном случае следует комбинировать следственные действия из первого и второго типичного случая. Помимо судебной медицинской экспертизы...

Проблемы общественно опасных последствий состава...

 Ключевые слова: тяжкий вред, дорожно-транспортное происшествие, здоровье человека, признак опасности, тяжесть вреда.

В соответствии с положениями УК РФ в актуальной редакции к числу правовых последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ относятся: тяжкий...

Похожие статьи

Управление транспортным средством лицом, находящимся...

Печальным примером тому является смертельное дорожно-транспортное происшествие с участием актера Михаила Ефремова, произошедшее летом 2020 г. Этим происшествием только подтверждается, что лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения...

Уголовная ответственность по статьям 264, 264.1 УК РФ

УК РФ, состояние опьянения, дорожное движение, место ДТП, уголовная ответственность, алкогольное опьянение, квалифицирующий признак, транспортное средство, медицинское освидетельствование...

состояние опьянения, дорожное движение, транспортное...

Правонарушения в сфере дорожного движения, связанные с состоянием опьянения его

Якимов А. Ю. Освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия...

Уголовно-правовая характеристика нарушений правил...

Статья 264 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность лица, нарушившего

Уголовная ответственность, по данной статье УК РФ, наступает независимо от того, где было

УК РФ , дорожно - транспортное преступление... Нарушение правил дорожного движения...

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст....

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, состояние опьянения, место события, уголовная ответственность

При исследовании проблем профилактики дорожно-транспортных происшествий. В ст. 268 УК РФ и ст. 12.30 КоАП ответственность...

Некоторые вопросы привлечения к административной...

Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, состояние опьянения, транспортное средство, лишение свободы...

дорожное движение, УК РФ, транспортное средство...

Наблюдая за сводками дорожно-транспортных происшествий, мы все чаще видим, что водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, либо находится в состоянии алкогольного опьянения, либо скрылся с места происшествия. Одной из целого ряда...

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство...

− потерпевший и транспортное средство находятся на месте преступления, а водитель транспортного средства отсутствует. В данном случае следует комбинировать следственные действия из первого и второго типичного случая. Помимо судебной медицинской экспертизы...

Проблемы общественно опасных последствий состава...

 Ключевые слова: тяжкий вред, дорожно-транспортное происшествие, здоровье человека, признак опасности, тяжесть вреда.

В соответствии с положениями УК РФ в актуальной редакции к числу правовых последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ относятся: тяжкий...

Задать вопрос