Автор: Сурнин Дмитрий Игоревич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 892 раза

Библиографическое описание:

Сурнин Д. И. Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 463-464. — URL https://moluch.ru/archive/39/4663/ (дата обращения: 14.12.2017).

В данной статье представлен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе методики рейтинговой оценки.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специалист физической культуры и спорта, диагностическая карта, метод рейтинговой оценки.

Основываясь на многочисленных исследованиях в области профессиональной подготовки специалистов (Г.Д. Бабушкин, М.Я. Виленский, А.А.Дергач, С.Б.Елканов, И.А.Зазюн, Е.П.Ильин, И.Ф.Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.М. Костихина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А.Хазова, А.И.Чучалина и др.) можно сказать о том, что в современном обществе, коммуникативная компетентность является доминантой высшего профессионального образования, в частности в сфере физической культуры и спорта.

При этом сложность формирования коммуникативной компетентности специалиста данной сферы связана в первую очередь со спецификой профессиональной деятельности, так как служебные задачи зависят от направленности работы, которая может быть существенно разной [1,2].

Как отмечает С.А.Хазова: «…следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую, на наш взгляд, имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (учитель физической культуры, тренер), научно–педагогическую (преподаватели средних и высших учебных заведений) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования организационно–управленческая и физкультурно–рекреационная деятельность» [2, С.30].

Следовательно, особенность деятельности специалистов по физической культуре и спорту заключается в том, что они могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической, в частности, управленческую и рекреационную [2].

Однако проведенный анализ содержания подсистем всех перечисленных видов деятельности показал, что специфика общения независимо от выполняемых функций предполагает наличие как знаний, умений и навыков общения, так и развития определённых качеств личности.

При этом, соглашаясь с мнением таких исследователей как А.А. Дергач, Е.П. Ильин, И.Ф. Исаев, Н.М. Костихина, А.И. Чучалина, считаем, что эффективность профессионального общения специалиста физической культуры и спорта во многом определяет культура речи.

Вследствие этого структуру коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта можно представить в виде следующих компонентов:

  1. лингвистический – культура и техника речи;

  2. когнитивно-операционный – знания, умения и навыки эффективного общения;

  3. личностный – профессионально-личностные качества.

Исходя из представленной трехчастной структуры коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта, нами был разработан диагностический комплекс тестовых методик, который был направлен на оценку всех трех компонентов (таблица 1).

Таблица 1

Диагностическая карта

Задачи

Компоненты оценки

Методики

Выявить уровень развития профессиональной речи будущих специалистов физической культуры и спорта

Лингвистический:

- разговорный стиль общения;


- речевая деятельность (на основе выполняемых функций);


- специальный язык (терминология) и культура речи.


Адаптированный вариант методики

В.Ф. Русецкого

Хронометраж речевой деятельности

Т.В. Бондарчук

Анализ профессиональной речи по схеме

А.И. Чучалиной

Определить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков

Когнитивно-операционный:

- оценка уровня общительности;

- определение стиля общения;

- оценка коммуникативных умений и навыков.



Тест В.Ф. Ряховского.


Карта коммуникативной деятельности

А.А. Леонтьева.

Психологическое тестирование

А.А. Карелина.

Выявить уровень развития педагогической толерантности

Личностный:

- оценка развития рефлексии;

- оценка самоконтроля в общении;

- диагностики уровня эмпатических способностей.


Методика А.В. Карпова.


Тест М. Снайдера.


Методика В.В. Бойко.



Между тем, использование всех представленных тестовых методик которые проводились нами в сочетании с наблюдением в ходе констатирующего эксперимента, не дало общей картины уровня сформированности коммуникативной компетентности исследуемых студентов, которая в первую очередь проявляется во время прохождения практики.

В результате этого, нами была разработана «Методика рейтинговой оценки готовности выпускника факультета физической культуры и спорта к профессионально-педагогическому общению».

Данная методика включает в себя оценку деятельности студента при прохождении практики, так как коммуникативные, информационные и организа­торские умения ярче всего проявляются в практических действиях при проведении уроков и тренировочных занятий.. При этом оценку деятельности осуществляли три квалифицированных эксперта-преподавателя факультета физической культуры, тренеры, имеющие стаж работы не менее 5 лет, методисты по практики (преподаватели кафедры физической культуры и спорта), а затем их оценки согласовывались, и выставлялся окончательный результат.

Схема-анализ занятия по методу рейтинговой оценки

  1. Речевая деятельность (мотивы, темп речи, содержание высказываний).

  2. Специальный язык – терминология.

  3. Культура речи (чистота, богатство, логичность, точность, выразительность).

  4. Проявление функций специального языка.

  5. Характеристика речи в затруднительных ситуациях.

  6. Степень оперирования разными группами коммуникативных умений.

  7. Стиль общения.

  8. Уровень развития педагогической толерантности.

  9. Общая характеристика профессионально-педагогического общения.

Каждый из указанных элементов оценивается максимально пя­тью баллами и предлагается следующая градация оценок по сумме балов: 45 – 35 баллов – высокий уровень; 34 -20 баллов – средний уровень и 19 – 9 баллов и ниже – низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности исследуемых студентов.


Литература:

  1. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту/ С.А. Хазова: Монография. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. – 208 с.

  2. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. Майкоп, 2011. 384 с.


Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности специалиста, коммуникативной компетентности будущих, специалистов физической культуры, сформированности коммуникативной компетентности, будущих специалистов физической, компетентности будущих специалистов, специалиста физической культуры, сфере физической культуры, факультета физической культуры, уровня сформированности коммуникативной, компетентности специалиста физической, Формирование коммуникативной компетентности, содержание коммуникативной компетентности, физической культуре, специалиста Физической культуры, компетентности специалиста Физической, рейтинговой оценки, специалист физической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос