Автор: Шигапова Наиля Раисовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 858 раз

Библиографическое описание:

Шигапова Н. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 308-310.

Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями. Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы. Детство - одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности. У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним [1].

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности. Неадекватные проявления взрослых по отношению к детям встречаются как в семьях, так и на практике в ДОУ.

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ.

Проблема неккоректного отношения педагогов к детям, наказаний в процессе работы с детьми корнями уходит в глубокую древность. В Древней Месопотамии к середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В школе царила суровая дисциплина. ПО свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на уроки, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д. [2].

Несмотря на установившуюся систему строгого воспитания в древних государствах, были люди, которые высказывались против наказаний и развивал идеи и взгляды, основанные на гуманном отношении к воспитанникам.

Эпоха Ренессанса (XIV-нач.XVII вв.), когда появилось понятие «гуманизм» (от лат. homo, humanus-человек, человечный), имеющее непосредственное отношение к педагогической науке, связана с образованием гуманистических школ Гуарино да Верона и Витторино да Фельтре. Также Возрождение связывают с именами ведущих деятелей науки, писателей, таких как Франческо Петрарка (1304-1374), Маттео Пальмиери, Леон Батиста Альберти, Эразм Роттердамский. Все они высказывались против различного рода наказаний и призывали общество к гуманному, достойному отношению к детям.

Например, Мишель Монтень - крупнейший французский педагог позднего гуманизма – призывал –«…Откажитесь от насилия и принуждения; нет ничего, по моему мнению, что так бы уродовало и извращало натуру с хорошими задатками…..».

Необходимо сказать о чешском мыслителе Я.А. Коменском, английском философе Дж. Локке, французском философе Ж.Ж. Руссо, швейцарском педагоге И.Г. Песталоцци, немецких педагогам Ф.Фребеле и А.В. Дистерверге, которые были активными продолжателями гуманистических идей [2].

В отличие от Европы, в педагогических взглядах России вплоть до XVIII в. присутствовал дух суровости воспитания. Лишь с приходом к власти Петра I началась «европеизация» российского воспитания и образования вообще.

Из отечественных педагогов, чьи идеи основывались на принципах демократии и гуманизма, можно выделить выдающегося ученого, писателя, первого русского академика, педагога XVIII М.В, Ломоносова; И.И. Бецкого – последователя Дж. Локка; К.Д. Ушинского – подлинного гуманиста и демократа. Так же разделяли гуманистические взгляды великий писатель, педагог Л.Н. Толстой, А.С. Симонович. В уважении личности ребенка видел важнейшее средство для воспитания доброты и душевной чуткости, веры в свои силы известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Он говорил, что «….дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения…»[6, с. 43].

В советское время воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсации недостатков семейного воспитания, а часто даже и как средство борьбы со «старой семьей». А.В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

А.С. Макаренко анализировал условия, определяющие успешность воспитания детей в семье, и на конкретных примерах показывал влияние уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка. А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, то есть не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему, чтобы семейное воспитание зависело от «заказа общества» [2].

Таким образом, обратившись к педагогическим воззрениям прошлых веков, можно сделать вывод, что передовые мыслители в педагогике того периода высказывались против любых наказаний, признавали роль семьи в воспитании дошкольников, но вопрос необходимости активного сотрудничества с семьей по вопросам защиты детей не раскрывался. Семью скорее рассматривали как социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному образованию в частности. Считалось, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого надо бороться.

Проблема реализации прав детей рассматривается в двух условно выделяемых аспектах.

Первым является социально-правовой аспект, заключающийся в принятии законодательных актов, создании разветвленной системы социальных, образовательных, медицинских, культурных и других учреждений, что является в первую очередь прерогативой правительства, местных властей.

И второй аспект – психолого-педагогический, который предусматривает создание теплой, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения (в семьях - родителями, в дошкольных образовательных учреждениях – педагогами), условий для развития творческой и здоровой личности (разработка образовательных программ, методик).

Из современных исследователей в системе дошкольного образования над решением проблемы работает Т.Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 г. под ее руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в систем дошкольного образования. Дает рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОУ по реализации прав ребенка [1].

Проблемой защиты прав детей занимается так же Л.И. Смагина. В своих исследованиях она раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения проблемы нарушений прав детей, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребенка.

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особо актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, ДОУ, школы – их сотрудничество в целях соблюдения прав детей. Поэтому чтобы продолжить работу по этому вопросу, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей, а затем совершенствовать формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи по защите прав детей [5].

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей.

Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка [5].

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

Информирование и просвещение родителей и педагогов о правах ребенка поможет повысить уровень их осведомленности. Для успешного решения этой проблемы, в свою очередь, необходим сознательный и серьезный подход родителей и педагогов, а также активное взаимодействие обеих сторон. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Очевидно, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, взаимодополнять для обеспечения защиты прав детей [4].

Таким образом, если общество поймет значение детства как формообразующего, порождающего начала в культуре и истории, как перспективу безграничного становления человека, то это поможет взрослым определить меру своего влияния, подкрепленную опасениями не нанести вред ребенку. Состояние радости от встречи с детством, желание обменяться жизненным опытом, установление единого семантического пространства даст возможность уменьшит разрыв между миром детей и миром взрослых, повысить их ответственность за реализацию прав детей, и, возможно, тогда отпадет надобность в правовых нормативных документах.


Литература:

  1. Доронова, Т.Н., Жичкина, А.Е., Голубева, Л.Г. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений//

  2. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. Пособие для пед. Учеб. Заведений /под ред. Академика РАО А.И. Пискунова.- 2-е изд., испр.:- М., «Сфера», 2001.

  3. Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

  4. Права ребенка: Нормативные правовые документы /[Текст]/- 3-е изд., дополн.- М., «Сфера», 2008.

  5. Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением./[Текст]/-2010,- №3.

  6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/[Текст]/. Изд. 2-е. Киев: «Радяньска школа», 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): прав детей, защиты прав детей, проблеме защиты прав, детей дошкольного возраста, взаимодействия ДОУ, прав детей дошкольного, реализации прав, Похожая статья, реализации прав детей, защите прав, воспитанию детей, соблюдению прав детей, реализацию прав детей, нарушений прав детей, защите прав детей, соблюдения прав детей, защиты прав человека, защиты трудовых прав, реализации прав ребенка, проблемы защиты прав.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос