Автор: Зуева Мария Михайловна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Зуева М. М. Сущность взаимосвязи туристского и интеллектуального потенциалов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 129-132.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны относит создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации. Реализация данного направления обеспечивается, в том числе, и за счет развития инфраструктуры туризма и отдыха, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Ряд специалистов определяют туристскую индустрию как значимый фактор развития всего человечества в целом и мировой экономики в частности. О ее многозначительной роли можно судить по материалам, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Расчет социально-экономических показателей деятельности туристической отрасли в различных странах мира.

Наименование показателя

Австрия

Испания

Франция

Великобритания

Италия

Россия

Доля туризма в ВВП страны,% *

4,4

5,9

3,8

3,6

4,0

2,5

Доля дохода от туризма в ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта, %



8,5



13,7



10,9



9,0



6,3




6,2

Доля занятых в сфере туризма, %**

5,4

13,5

7,8

6,2

9,8

0,8

Доля занятых в сфере туризма с учетом мультипликативного эффекта, %


-/-

-/-


-/-


-/-


-/-

9,4

Международные туристические прибытия, млн. чел.***



21,3



52,2



76,8



28,2



43,2



19,4

Денежные поступления от туризма, млрд. дол.***


19,4


53,2


49,4


30,1


40,2


9,3

Составлено автором:

* по данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (http://minstm.gov.ru/), Федерального Агентства по туризму (http://www.russiatourism.ru/)

** для всех стран за исключением России по данным ОЭСР

*** по данным World Tourism Organization (UNWTO) Tourism Highlights. 2011 Edition [2, с.6]


Согласно статистическим данным ведущих туристических организаций мира, с каждым годом увеличивается доля доходов от туризма в ВВП ряда стран, растет число занятых в данной сфере. Поступления от туризма составляют основную статью дохода для трети стран-участников туристского рынка, а в 80 странах они входят в первую пятерку источников, формирующих бюджет.

Интеграционные процессы, предусматривающие консолидацию отдельных структурных элементов и стимулирующие рост экономического и интеллектуального взаимодействия стран, способствуют развитию туризма. Это очевидно при обращении к интеграционной структуре туристской индустрии (рисунок 1).

Рис. 1. Интеграционная структура туристской индустрии.


Как показано на рис. 1, основу данной структуры составляют предприятия, организующие поездки и продажу туров, предоставляющие комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию путешественников, а также осуществляющие организацию дополнительных сопутствующих услуг (например, досуговой и экскурсионной деятельности), включающие также предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса и многое другое.

Предприятия, оказывающие туристические услуги, можно условно подразделить на две категории: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники. Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, санатории, пансионаты, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия). Основными посредниками являются турагенства, операторы туров, регулярные и чартерные авиалинии.

Получение денежных доходов от туризма прямо сопряжено с рядом расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь, это использование предметов и товаров, привычных для иностранного туриста, но не производимых или не потребляемых в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов средств размещения, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели и заканчивая пищевыми продуктами, напитками, сувенирами и бытовыми принадлежностями. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, дороги, транспорт, связь, канализацию, уборку мусора и службу безопасности. Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т.д. оборудованных современными средствами защиты и безопасности, для чего необходимо инвестировать огромные денежные средства. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания.

Совершение путешествия сопряжено с рядом расходов для туристов. Данные денежные средства, в первую очередь, идут на предприятия, непосредственно их обслуживающие. В последующем они расходуются предприятиями для обеспечения своих хозяйственных нужд. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной территории. Деньги, оплаченные туристами за эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Количество активно обращающихся денег в местной экономике уменьшается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и т.д. В каждом цикле расходования некоторая часть денег остается у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.), который они могут расходовать в соответствии с собственными нуждами на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности. Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, расходуется на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов [1, с.26].

Именно таким образом осуществляя денежные расходы в стране временного пребывания туристы проникают в экономику данной страны. Данное проникновение возможно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие можно определить как объем расходов туристов уменьшенный на объем импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, непосредственно получающие расходы туристов, также в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности несут определенные расходы, тем самым обеспечивая приток денежных средств в другие отрасли местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами дизайнеров, строителей, телекоммуникационных компаний, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и т.д.). В результате, полученная из этих последовательных этапов расходования генерированная экономическая активность и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

В силу вышеизложенного туризм можно определить как многопродуктовую индустрию, непосредственно связанную с большим числом секторов и отраслей экономики, в том числе, непосредственно, и с интеллектуальным потенциалом экономических субъектов различных уровней экономики. Единой функциональной задачей этих отраслей является деятельность, направленная на качественное удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство.

Анализируя все вышеизложенные факты, можно заключить, что эффект от развития туризма – многоуровневый, выражающийся в форме:

  • бюджетного эффекта – результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступления;

  • экономического эффекта – получение дополнительных доходов, стимулирующее последовательную цепочку расходования;

  • социального эффекта – создание дополнительных рабочих мест, социальные гарантии и ответственность;

  • духовно-оздоровительного эффекта – отдых, возможность познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях;азвитие ту


  • интеллектуального эффекта – возможность развития личности, восстановление и расширение интеллектуальных сил, стимулирование интеллектуального потенциала для качественного удовлетворения растущих нужд потребителей услуг.

Следует отметить, что туристский и интеллектуальный потенциалы характеризуются отношениями взаимовлияния. Так, интеллектуальный потенциал производителей туристских продуктов определяет качество поступающих на рынок услуг, что в дальнейшем расширяет уровень потребительского спроса на данном сегменте рынка. Высокое качество производимой туристской продукции, в свою очередь, способствует повышению интеллектуального потенциала потребителей услуг за счет расширения их кругозора, приобретения новых знаний и навыков, взаимнодополняющего общения. В силу этого туризм может быть определен как способ инвестирования в интеллектуальный потенциал человека.

По законам причинности факторы, обуславливающие необходимость воспроизводства интеллектуального потенциала работников сферы туризма, можно разбить на две категории: внешние и внутренние факторы. В рамках первой группы факторов необходимость воспроизводства интеллектуального потенциала сферы туризма во многом обусловлена состоянием и тенденциями развития рынка сбыта (изменение поведения потребителей (туристов) или путей реализации) и рынка рабочей силы (изменение в системе обучения или структуре рабочей силы и т.д.), уровнем развития технологии (новые методы туристского производства и обслуживания), состоянием правовой и общественной сфер (новые законы, регулирующие туристскую деятельность, измененные представления о ценностях). К факторам внутреннего воздействия можно отнести кадровый состав (изменяется структура, возраст, образовательный ценз, меняется отношение к труду, представление о ценностях, поведение, текучесть туристских кадров, показатель несчастных случает и т.п.), уровень развития техники (капиталовложения, новые материалы и туристское оборудование), организационную структуру (изменение рабочих туристских процессов, концепции управления и т.д.). Следует предположить сильное взаимовлияние всех вышеперечисленных факторов. Структурные преобразования одного из них неизменно приведут к модификациям в остальных. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не отдельно, а системно с отслеживание влияния изменений друг на друга. Кроме того, степень воздействия отдельных факторов проявляется по-разному в зависимости от территориального расположения и иных условий.

В заключение следует отметить, что туристская индустрия пронизана интеграционными процессами, способствующими усилению влияния интеллектуального потенциала всех уровней экономики. Развитие туризма сопряжено с получением ряда эффектов, основным из которых является интеллектуальный, образующийся под влиянием факторов внешнего и внутреннего воздействия. В силу этого, считаем возможным определить туристическую отрасль как способную аккумулировать и генерировать интеллектуальный потенциал субъектов различных уровней национальной экономики.


Литература:

1. Экономика международного туризма: учебное пособие / В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева, Dr.|G.Trip и др. – Ставрополь: АГРУС; Сервисшкола, 2006. – 196 с.

2. World Tourism Organization (UNWTO) Tourism Highlights. 2011 Edition

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуального потенциала, воспроизводства интеллектуального потенциала, необходимость воспроизводства интеллектуального, интеллектуальный потенциал, расходы туристов, Российской Федерации, расходов туристов, развития инфраструктуры туризма, различных уровней, сферы туризма, субъектов различных уровней, конкурентоспособности туристских услуг, интеллектуального потенциала потребителей, интеллектуального потенциала сферы, уровней экономики, развития туризма, счет расходов туристов, влияния интеллектуального потенциала, интеллектуального потенциала работников, объем расходов туристов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос