Автор: Котов Святослав Васильевич

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 1127 раз

Библиографическое описание:

Котов С. В. Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 362-364.

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Психология мотивации студентов» А. А. Вербицкий и Н. А. Бакшаева выделяют базовые формы деятельности, благодаря которым происходит трансформация познавательных мотивов в профессиональные. Орлов Ю. М. впервые использовал термин «мотивационный синдром», в котором представлены взаимосвязи познавательных, профессиональных и социальных мотивов. Развитие и изменение у студентов данных мотивов приводит к формированию определённых ценностных ориентаций личности. Данные ценностные ориентации целесообразно исследовать с помощью методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной. В активной деятельности человека ценностные ориентации должны стать устойчивыми мотивами профессиональной деятельности, превратившись в убеждения. Следовательно, ценностные ориентации личности являются одним из ключевых элементов формирования мотивов профессиональной карьеры. Поэтому в качестве второго диагностического инструмента в комплексе с первым целесообразно использовать методику «Якоря карьеры» Э. Шейна, которая позволит определить у индивида доминирующие профессиональные мотивы, дать им классификацию и необходимые рекомендации.

Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, познавательные мотивы, социальные мотивы, социогенез, профессиональные мотивы, мотивационный синдром, ценностные ориентации, профессиональная направленность, профессиональная мотивация, профессиональный рост, мотивы карьеры, карьера, автономия, функциональная компетентность, управленческая компетентность, безопасность и стабильность, предпринимательская креативность, потребность в первенстве, стиль жизни, материальное благосостояние, обеспечение здоровых условий.

Проблема мотивов профессиональной карьеры является одним из актуальных аспектов профессиональной подготовки в сфере высшего образования в настоящее время. Современная ситуация развития рынка труда: усиливающаяся конкуренция, динамичность карьерного развития требуют от молодого специалиста повышенной мотивационной готовности и гибкости профессиональной мотивации. Диагностика и осознание профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста максимально успешной.

Термин «карьера» имеет много значений. Он происходит от латинского carrus – телега, повозка и итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще. Понятие «карьера» многими учёными понимается как продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Выражение «сделать карьеру» в современном понимании означает добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода [7].

Мотивы карьеры (как и любые другие мотивы) у каждого человека – разные. Формируются они ещё в период школьной учебной деятельности в зависимости от индивидуальных потребностей и индивидуальных личностных свойств ученика, а в последствии, студента.

Рассмотрим формирование мотивов карьеры в процессе профессионального обучения. В работе «Психология мотивации студентов» А. А. Вербицкий и Н. А. Бакшаева выделяют три базовые формы деятельности ученика:

1) учебная деятельность (лекция, семинар).

2) квазипрофессиональная деятельность (деловая игра, тренинги).

3) учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, дипломный проект и т.п.) [1].

В формах собственно учебной деятельности осуществляются главным образом передача и усвоение информации; в квазипрофессиональной - моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание; в формах учебно-профессиональной деятельности студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих в процессе коллективно-распределенного труда в межличностное взаимодействие и общение [1].

Переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в профессиональные [2]. Следовательно, существуют предпосылки формирования мотивов профессиональной карьеры в процессе обучения в ВУЗе.

Представляет интерес исследования Ю. М. Орлова о взаимосвязи мотивов и ценностей в студенческом возрасте. Ю. М. Орлов впервые использовал термин «мотивационный синдром», в котором представлены взаимосвязи познавательных, профессиональных и социальных мотивов. Развитие и изменение у студентов этих мотивов во взаимодействии между ними приводит к формированию определённых ценностных ориентаций личности [3].

Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Ценностные ориентации – это ориентиры, на основе которых человек выполняет свою профессиональную деятельность [4]. По классификации О. Ф. Потёмкиной такими ценностными ориентациями являются: «свобода», «труд», «власть», «деньги». Их можно исследовать с помощью методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» [5]. Эти ценности интерпретируются следующим образом:

- Для людей, ориентированных на «свободу», свобода представляет главную ценность. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

- Люди, ориентирующиеся на «труд» не жалеют выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

- Ориентация на «власть» свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

- Ориентация на «деньги» обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет.

В активной деятельности человека ценностные ориентации находят свое выражение именно через профессиональную направленность личности и должны стать устойчивыми мотивами профессиональной деятельности, превратившись в убеждения, следовательно, ценностные ориентации личности являются одним из важнейших элементов для формирования мотивов профессиональной карьеры. На наш взгляд, проведение методики О. Ф. Потемкиной на студентах 1 курса являлось бы важным элементом изучения профессиональной мотивации будущего специалиста.

В качестве второго диагностического инструмента целесообразно использовать методику «Якоря карьеры» Э Шейна [6]. Данная методика позволяет определить следующую классификацию профессиональных мотивов:

  • Автономия. Человеком движет стремление к независимости. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

  • Функциональная компетентность. Человек стремиться быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется на профессиональный рост.

  • Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, званием.

  • Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации.

  • Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовать что-то новое, заниматься творчеством.

  • Потребность в первенстве. Человек стремиться к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.

  • Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п.

  • Материальное благосостояние. Высокая заработная плата.

  • Обеспечение здоровых условий. Работником движет стремление достичь должности, которая предполагает выполнение служебных обязанностей в благоприятных условиях.

Таким образом, мотивы профессиональной карьеры определяют поведение человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом. Психодиагностическое изучение мотивов профессиональной карьеры, в том числе на ранних этапах профессионализации, позволяет направить карьеру в сторону максимально успешной деятельности человека. В связи с этим нам представляется перспективной проблема диагностики и развития мотивов профессиональной карьеры в студенческом возрасте.


Литература:

    1. Вербицкий, А.А. Психология мотивации студентов [Текст]: учебное пособие / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Логос, 2006. – 184 с.

    2. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.

    3. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Докт. дис. М., 1984.

    4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Психологическое обозрение №12. – 2000.

    5. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2008. – 672 с.

    6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002.

    7. Интернет – ресурс: wikipedia.org/wiki/%CA%

Основные термины (генерируются автоматически): мотивов профессиональной карьеры, формирования мотивов профессиональной, ценностные ориентации, профессиональных мотивов, познавательных мотивов, социальных мотивов, профессиональной деятельности, мотивами профессиональной деятельности, ценностные ориентации личности, устойчивыми мотивами профессиональной, Проблема мотивов профессиональной, трансформация познавательных мотивов, Диагностика профессиональных мотивов, формирование мотивов карьеры, ценностных ориентаций личности, деятельности человека ценностные, человека ценностные ориентации, карьеру молодого специалиста, развития мотивов профессиональной, изучение мотивов профессиональной.

Ключевые слова

ценностные ориентации, квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, познавательные мотивы, социальные мотивы, социогенез, профессиональные мотивы, мотивационный синдром, профессиональная направленность, профессиональная мотивация, профессиональный рост, мотивы карьеры, карьера, автономия, функциональная компетентность, управленческая компетентность, безопасность и стабильность, предпринимательская креативность, потребность в первенстве, стиль жизни, материальное благосостояние, обеспечение здоровых условий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос