Эстетика природы и ее роль в формировании личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 15933 раза

Библиографическое описание:

Куликова, А. Е. Эстетика природы и ее роль в формировании личности / А. Е. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4451/ (дата обращения: 19.04.2024).

Современный, коренным образом изменившийся взгляд на эстетику природы отличается новым подходом к эстетическим характеристикам всей природной среды, ее объектов и явлений в конкретных контекстах. Эстетика XXI века вообще заменяет часто понятие «природа» терминами «универсум», «мир», включающими в качестве его компонента и человека. Эстетические свойства и самоорганизованность природной среды, а также выразительные, своеобразные особенности стихийно складывавшихся, фундаментальных закономерностей процессов, объектов и явлений, воспринимаемые человеком, отмечаются физиками, химиками, биологами, экологами, философами и особенно эстетиками.

Однако в сфере образования эти аспекты редко привлекаются к развитию общеэстетической и экологической культуры молодого поколения, неизбежно сталкивающихся с проблемами взаимодействия человека с окружающей средой.

Эстетика природы в аспекте нашего исследования будет определяться онтологическими характеристиками и закономерностями. Каждый предмет природы или ее явления объективно необходимы, экологически «неизбежны». Но также соответствует именно тому, каковы порождающий, естественный «контекст», условий непосредственной, ближней и опосредованной, дальней среды и их результирующее влияние – благоприятное либо угрожающее существованию единичного природного феномена.

Любой предмет, подвергаемый нами эстетическому обследованию, в сознании индивида порождает некоторый чувственно-оценочный отклик, несущий и эстетическую окрашенность. Характер познания зависит от свойств объекта, и личных качеств субъекта, от его цели и мотивов. Реальные бытийные формы и установки в познавательном процессе определяют определенные эмоциональные реакции, чувственные переживания, ассоциации и оценки воспринимающего субъекта. Даже и в том случае, если он «безразлично» относится к природе в целом или к ее конкретным объектам, его индифферентности сопутствуют соответственные эмоционально-чувственные ассоциации и оценки нейтрального характера.

Гносеологические аспекты освоения эстетики природы включает ценностные, аксиологические моменты, вносимые человеком. И, в свою очередь, все они относятся к онтологическому, бытийному плану существования предмета освоения и находящейся перед ним личности, но также и к ценностным предпочтениям человека. Вместе с тем чисто аксиологический подход к эстетике природы, прежде всего к ее «красоте», последовательно противопоставляет ей все остальные эстетические ценности природы как недостаточно значимые. Это вступает в противоречие с экологическим императивом, сутью построения эстетических контактов и гармонии отношений к природе как части Универсума.

В эстетическом восприятии субъекта немаловажным является учет обусловленности характером и уровнем личной культуры, освоенностью художественной сферы; в конкретизации, идущей от личного опыта в целом и опыта восприятия природы, особенностей и направленности личных ассоциаций; наконец, в зависимости от реального контекста и ситуации проявлений отношений к природе и от качеств творческого, эстетического воображения.

Совокупность подобных корректив значительно изменяет и преображает исходный облик естественного объекта в восприятии и ассоциировании. Образ модифицируется, погружается в определенную эмоциональную тональность (мажорного, минорного, синтонного, нейтрального, контрастного планов). При добавлении индивидуальных цепей представлений, образов памяти, приемов творческого преобразования исходных впечатлений возникает новая субъективированная, антропоморфизированная выразительность измененного первоначального образа объекта, включенного в контекст индивидуального эстетического сознания личности. Сравнение, сопоставление, корректирование «конечных образов» данного природного творения у разных людей создает возможность для ретроспективного анализа и выявления исходных источников интерпретаций и их различий. Эстетическое освоение предмета или существа, его онтологического облика протекает в идеальной деятельности как мысленный диалог субъекта с субъективированным объектом, представляющим данную эпоху, страну, культуру.

В данном случае показательным является пример икебаны, как яркого примера онтологического осмысления взаимодействия природы и человека. Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икебаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю.

Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы.

Подходы к проблемам эстетического восприятия мира, его объектов обосновывают современные психологи. Существование в обществе систем сенсорных эталонов, специально формирующихся перцептивных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко), то есть цветовой, звуковой гаммы, языковой фонетики, и прочих, позволяет индивидуально и социально эстетически познавать предметы. Зрительный образ чрезвычайно емок, так как в нем практически одновременно отражается информация о цветовых, пространственных, динамических и фигуративных предметах. Наконец, он весьма пластичен» [2;46]. Специфика реального восприятия природных объектов и внешней среды раскрывается в монографии Дж. Гибсона[1;36], учитывающей одновременно экологию среды и экологию восприятия человека. Гибсон подчеркивает приоритетный тезис о связи человека с миром в процессе его наблюдения, о понимании их взаимной дополнительности как основы принципиально нового поведения, отношения к миру. Ведь, по его мысли, каждая точка среды является потенциальным пунктом восприятия для любого наблюдателя, «способного смотреть, слушать или обонять». К тому следует добавить, что он и эмоционально переживает, и эстетически рефлексирует относительно воспринятого.

Изменения картин мира в ходе истории человечества связаны не только с реально протекающими процессами их освоения (познавательным, чувственно-эмоциональным, научным, эстетическим, художественным, общекультурным) в границах цивилизации. Менялись восприятия, впечатления о природе, ее субъективные образы. Развивались исторически обусловленные представления об эстетике природы, дифференцировалась их объективно или социокультурно, этнически усматриваемая «поэтика». В наиболее устоявшемся виде природопоэтика входит в теорию садово-паркового искусства, создававшуюся в различные исторические эпохи [4]. Так например, традиционный китайский сад — своеобразный феномен культуры, в котором нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно — специфика философско-религиозного, эстетического и этического отношения к действительности. Особенности китайских садов состоят в отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы.

В китайской философской традиции окружающий человека мир не разделяется на категории, привычные для философской традиции Европы. В связи с этим встает проблема анализа системы соответствующих терминов и понятий, поскольку исторически сложившийся в странах с европейской структурой сознания понятийный аппарат лишь с большими оговорками можно применить к Китаю. В частности, понятие «природа» у китайцев существенно отличается от привычного для человека с европейской культурой мышления. Согласно древним китайским представлениям, мир раскладывается на три составляющие (сань-цай) — Небо, Землю и Человека. Они единосущны и обладают равным онтологическим статусом. Высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и самораскрытию его сущности в соответствии с образами, рождаемыми Небом и Землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство.

Садовое искусство, в силу своей специфики, позволяет очень многосторонне взглянуть на многие аспекты взаимоотношений человека с естественной средой. Цели создания сада и в Европе и в Китае довольно сходны: это попытка поместить естественную природную среду в социокультурную сферу, предварительно придав ей наиболее приемлемый для данного культурного сознания вид.

Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. В любом возрасте человек интуитивно стремится к близости с природой, выделить в ней прекрасное, поэтичное. Объективно присущие природе качества - форма, цвет, симметрия, порядок, ритм, гармоничность, целесообразность - в процессе их восприятия и переживания оцениваются человеком как красивое. Таким образом, природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, развития его творческих способностей, она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Именно при заинтересованном эмоциональном отношении к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, воспитывает в человеке эстетические позиции. Воспринимая явления природы в соответствии со своими идеалами или с позиции гармонии, человек оценивает в ней такие состояния, которые полнее всего соотносятся с его внутренними субъективными духовными и душевными качествами, давая возможность глубже проникать в свой собственный неповторимый духовный мир. Природа возвышает и облагораживает душу, она способствует тому, чтобы в человеке все было гармонично. Нельзя общение с природой ограничивать лишь утилитарным, потребительским отношением к ней, а воспитывать умение бескорыстно наслаждаться ее красотой, развивая культуру эстетических чувств.

Эстетическое отношение человека к природе - продукт многовекового исторического развития. Так, в архаичной культуре первобытный человек уникально вписывался своей жизнедеятельностью в природу, больше поклонялся ей, обожествлял ее, несмело восхищался ею. Искусство и эстетика античности открывали и воспевали красоту природы Земли - родной колыбели человечества и раскинувшегося вокруг нее Космоса.

В религиозном искусстве средневековья изображение носило условно-схематический характер. Только в эпоху Возрождения художники начинают воспевать реальный, материальный мир, показывая, что природа прекрасна и что человек есть часть природы, высшее ее проявление.

Одна из главных характерных особен­ностей восточной культуры состоит в интенсивном «окультуривании» всех сфер жизнедеятельности людей — от установления социальных ритуалов и норм общения до интимных сторон жизни каждого человека. В то же время на Востоке культура, упорядочивая стихийное природное начало, не противопоставлялась природе (что, как известно, стало заметной тенденцией в истории западной цивилизации).

Характерно, что в восточной философии человек никогда не является центром мира, поскольку он рассматривается ею как часть. Элемент природы, один из многих уровней мироздания. В восточной философской традиции нет анропоцентризма, и нет собственной философской антропологии. В этой философии человек как бы естественным образом включён в мир, в ритм природы. Сама же природа совершенна и человек должен не противостоять, а следовать ей. Такой пиетет в исламе, например, выражается положением о том, что природа неподвластна человеку.

В этом плане важным было исследование, проведенное А.А.Курбанмамадовым. В частности, им было отмечено, что «в основе восторженного отношения к природной красоте, преклонения перед всем естественным лежит эстетическое понимание природы, умение чувствовать её красоту. Не случайно Фирдавси подмечает красоту не только в богатой флорой и фауной природе своего времени, но даже в степях и горах. Природная красота очищает и освежает душу человека, является источником радости и наслаждения. Приведем лишь несколько строк из дастана о Сиявуше.

Не так далеко отсюда (находится) луг,

На другой стороне от пути всадников Тура.

Ты подними черное седло и узду,

Направляйся завтра в сторону того луга.


Увидишь гору высотой до небес,

Вершины которой покрыты облаками.

Выше поднимешься, увидишь красивый луг.

(Есть там) ручей, по которому течет прозрачная вода,

Увидишь её и душа становится чище.


А.А. Курбанмамадов заключает: «отношение Фирдавси к природе доказывает, что в персидско-таджикской культуре эпохи Средневековья природа не всегда становилась лишь фоном или «черным сукном», по выражению литературоведов, местом действия эпических или лирических героев. Природа была основным объектом эстетического наслаждения, служила для творчески мыслящих людей источником радости и вдохновения, высшим мерилом красоты, с чем сверяли свои творения живописец, архитектор, музыкант и поэт. С помощью описания природных явлений, образов поэты ярче, глубже выявляли внутренние и внешние качества своих героев» [3; 34-35].

Таким образом, воспитание культуры отношений к природе, умение видеть и ценить ее красоту, видеть в ней мир удивительного «творчества», многообразных поисков, воспитания творческого отношения и стремления познать тайну природы, ее красоту должно явиться важнейшей стороной эстетического воспитания. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения патриотических чувств, чуткости к окружающему, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.


Литература:
  1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.М.,1988.С.36.
  2. Зинченко В.П., Смирнов А.А. Актуальные проблемы инженерной психологии. М.1988.

  3. Кубонмамадов А. Из истории эстетической мысли в Средней Азии (эпоха древности и раннего средневековья). – Ташкент: НУУ, 2007. – С.34-35.

  4. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. М.,1985.

  5. Новикова Е.В. Китайский сад — модель взаимоотношений Человека и Природы Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004, с. 397-417.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, эстетик природы, мир, VII, Китай, красота, образ, природная красота, природная среда, том.


Похожие статьи

Эстетика среды образовательного учреждения как средство...

В данной статье мы рассмотрим вопрос влияния эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие школьников.

Кроме того, чуткий руководитель может научить ребенка видеть глубокий смысл и красоту даже в самом обыденном, в том, что...

Формирование эстетического восприятия посредством...

Мир окружающей природы разнообразен, но именно в нем можно пробудить эстетические чувства у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, водная среда обитания, цветок, растение, природа, окружающая природа, красота, явление природы...

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

Но при явном обобщении реалистических образов, увиденных в природе, всё же возникают определенные ассоциации и настроение. Восторгом перед красотой окружающего мира пронизан холст Юлии Белиховой «Под ласковым солнцем Алтая»...

Актуальность идей даосизма в решении современных...

Таким образом, согласно философии даосизма, мы не должны по своему

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Древний Китай, Природа, философия даосизма, проблема, принцип природосообразности, мир, Китай, Земля, явление природы.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, восприимчивость к природе, способность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых»...

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

мира на локальном, региональном и глобальном уровнях и многое другое, что может привести к ухудшению или разрушению природной среды.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность.

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017).

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом...

Важность экологического воспитания дошкольника

Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу»...

Похожие статьи

Эстетика среды образовательного учреждения как средство...

В данной статье мы рассмотрим вопрос влияния эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие школьников.

Кроме того, чуткий руководитель может научить ребенка видеть глубокий смысл и красоту даже в самом обыденном, в том, что...

Формирование эстетического восприятия посредством...

Мир окружающей природы разнообразен, но именно в нем можно пробудить эстетические чувства у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, водная среда обитания, цветок, растение, природа, окружающая природа, красота, явление природы...

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

Но при явном обобщении реалистических образов, увиденных в природе, всё же возникают определенные ассоциации и настроение. Восторгом перед красотой окружающего мира пронизан холст Юлии Белиховой «Под ласковым солнцем Алтая»...

Актуальность идей даосизма в решении современных...

Таким образом, согласно философии даосизма, мы не должны по своему

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Древний Китай, Природа, философия даосизма, проблема, принцип природосообразности, мир, Китай, Земля, явление природы.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, восприимчивость к природе, способность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых»...

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

мира на локальном, региональном и глобальном уровнях и многое другое, что может привести к ухудшению или разрушению природной среды.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность.

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017).

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом...

Важность экологического воспитания дошкольника

Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу»...

Задать вопрос