Авторская дидактическая игра с применением STEAM-технологии «Микибота в гости приглашу, дорогу к дому покажу» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рубцова, Т. А. Авторская дидактическая игра с применением STEAM-технологии «Микибота в гости приглашу, дорогу к дому покажу» / Т. А. Рубцова, Л. А. Сергеева, О. В. Ярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85768/ (дата обращения: 24.01.2022).



Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание.

У детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и поможет сохранить жизнь и здоровье.

Данной разработкой могут пользоваться воспитатели, специалисты, родители с целью формирования умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Новизна

Использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения даёт прочные навыки для безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

К одной из таких современных технологий относится «Детская универсальная STEAM-лаборатория». Эта технология вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть, как дети.

Ведущая педагогическая идея

Основная идея нашего проекта — интеграция STEM образования в дошкольное пространство как ресурса для формирования инженерного мышления, современных компетенций и креативного творчества воспитанников. Получение знаний по ПДД не с помощью механического заучивания или ознакомления, а познание эмпирическим путем в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности. Когда мы говорим фразу «эмпирическим путём», мы подразумеваем путь опыта. Причём опыт — не только научный, но и жизненный в целом.

Цель игры:

  1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода в условиях улицы.
  2. Закреплять представление детей о назначении светофора.
  3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет дороги, автомобили, робот Микибот, светофор, дорожные знаки, деревья, дома. Игра проводится на столе.

Вводная беседа

Ребята, к нам прилетел гость с далёкой планеты, где живут умные мышки. Они решили изучить мир и найти других умных существ. Для этого им нужно было полететь в космос. Лететь самим — непросто и долго, поэтому они сделали робота по своему подобию, он выглядит так же, как и сами мышки и отправили его на поиски разумной жизни. Робот пролетел через космическое пространство и нашёл нашу планету. Он выбрал наш детский сад для знакомства с земными жителями, потому что здесь собрались замечательные и умные ребята, которые смогут помочь ему узнать много интересного о нашем мире. Мы поняли, что зовут робота Микибот.

Внешний вид робота: форма, цвет, кнопки на спинке.

Каждая кнопка отвечает за определённое действие робота. Если хотим, чтобы робот сделал что-то, нужно сначала его запрограммировать — нажать поочередно определенные кнопки на спинке. Робот всё «запомнит». Для этого у него есть память. Затем нужно дать ему команду начать выполнять заданную программу, и он будет её выполнять.

Зелёная кнопка «Старт» — начать движение. Чтобы робот начал выполнять заданную последовательность, нужно поставить его на поверхность (игровое поле, стол, пол) и нажать зелёную круглую кнопку на спинке. Робот начнёт движение.

Пошаговое движение. Робот умеет двигаться вперёд и назад, делая шаги как человек: один за другим.

Голубая кнопка в виде стрелки на спинке программирует движение вперёд: одно нажатие означает «сделать один шаг вперёд», два нажатия — «сделать 2 шага вперёд» и т. д.

Жёлтая кнопка в виде стрелки на спинке программирует шаг назад: одно нажатие означает «сделать 1 шаг назад», 2 нажатия — «сделать 2 шага назад» и так далее. Порядок движений можно чередовать, чтобы робот делал то, что нужно.

Повороты. Робот умеет поворачиваться на месте.

Красная кнопка в виде стрелки, направленной в сторону, программирует поворот направо на месте.

Оранжевая кнопка в виде стрелки, направленной в бок, программирует поворот налево на месте.

Красная круглая кнопка — дать сигнал. Когда нам нужно, чтобы в определённом месте, куда придёт робот, он дал сигнал, мы программируем с помощью красной кнопки.

Описание игры

Оказалось, что Микибот совсем ничего не знает о нашем мире. Что такое светофор, дорожный знак, пешеходный переход — незнакомые ему слова. Ребятам захотелось познакомить мышку с этими понятиями: показать мультфильм, посмотреть иллюстрации в книгах, нарисовать дорожные знаки, слепить светофор.

Сначала дети решили создать макет улицы со своими домами. Воспитанники вместе с родителями «построили» дом. Потом все дома поставили на одну улицу, проложили дорогу, расставили знаки, посадили деревья. Назвали улицу «Детство».

На улице Детство мы живем

Дружной и большой семьей.

Каких только домов здесь не встретишь! Панельные двухэтажные, сказочные, бревенчатые, запорошенные снегом и т. д. У каждого ребенка была возможность пригласить Микибота к себе в гости, при этом они обучались основам программирования: нажимая кнопки, давали роботу определенные команды, чтобы добраться до своего дома. Важное условие выполнения программы — соблюдать правила дорожного движения. Таким образом, робот учил детей основам программирования, а дети в свою очередь знакомили его с безопасностью на дороге.

Мониторинговая карта обследования детей

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности»

«О ПДД»

Знания, представления

– О номерах телефонов экстренной помощи (01, 02, 03), название и назначение спец. транспорта

– О правилах дорожного движения

– О правилах поведения на улице и в природе

– О сигналах светофора и его назначении,

– Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пункт мед. помощи»…

– О действиях инспектора ГИБДД

Умения, навыки

– Соблюдать правила поведения в детском саду, безопасного перемещения

– Соблюдать во время экскурсий правила поведения на дороге, на остановках, в транспорте

– Называть свою фамилию, имя

– Называть ФИО родителей

– Называть домашний адрес и телефон

Литература:

  1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».: Просвещение, 2007г.
  2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах»: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
  3. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников».
  4. К. Ю. Белая «Я и моя безопасность». Тематический словарь в картинках: Мир человека. — М.: Школьная пресса, 2010г. -48
  5. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство — пресс», 2008г.
  6. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г
  7. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», — Волгоград, «Корифей», 2009.
  8. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
  9. Т. А. Шорыгина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста».
  10. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста». Учебное пособие. — М.: педагогическое общество России, 2005г.
  11. Беляк Е. А. Детская универсальная STEAM-лаборатория. Дошкольная образовательная авторская программа.-остов-на- Дону: Издательский дом Проф-Пресс», 2019.-472с.,цв.ил.
  12. Дыбина О. В., Пеньков Л. А. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС/ Под ред. О. В. Дыбиной.М.: ТЦ Сфера, 2015.128с.
  13. Фролов А. В. Роль STEAM -образования в «новой экономике США // Вопросы новой экономики. — 2010г.-№ 4.-С.80–91.
Основные термины (генерируются автоматически): вид стрелки, дорожное движение, ребенок, робот, детский сад, STEM, безопасное поведение, красная кнопка, окружающая дорожно-транспортная среда, основа программирования.


Задать вопрос