Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шулякова, Л. А. Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение / Л. А. Шулякова, А. С. Рогоза. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85754/ (дата обращения: 17.01.2022).



Ключевые слова : физическое развитие, физическая подготовленность, дошкольное учреждение, программа воспитания и обучения.

Интерес педагогов-практиков к теме физического развития детей продиктован требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].

Педагогам важно знать особенности физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение, чтобы оказывать педагогическое воздействие на детей в ходе физического воспитания с учетом особенностей конкретных детей (уровня двигательных навыков, физических качеств и т. д.). Состояние внешнего вида и функционирования организма не статично, а динамично. Особенно наглядно изменения в физическом развитии проявляются у детей. В норме развитие детского организма происходит в соответствии с определенными закономерностями. Одна из них состоит в том, что чем младше ребенок, тем интенсивнее изменяются его морфологические особенности.

Физическое развитие детей во многом обусловлено особенностями их здоровья. И наоборот, многие показатели здоровья связаны со спецификой физического развития. Тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения негативно сказывается на его физическом развитии. Это также является дополнительным стимулом к пристальному изучению физического развития детей.

Физическое развитие определяется И. Г. Калиной, как закономерный биологический процесс становления и изменения биологических и функциональных свойств организма в течение всей жизни под влиянием физического воспитания [2].

Физическое развитие ребенка представляет собой «динамический процесс роста (увеличение длины тела и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства» [1, 5]. В ходе физического развития изменяется размер и пропорции тела, особенности двигательных качеств ребенка.

Для того чтобы точно оценить физическое развитие ребенка на этапе поступления в дошкольное учреждение и далее, нужна скоординированная деятельность медицинского работника и воспитателя. Здесь речь идет, прежде всего, о динамическом наблюдении с фиксацией изменений морфологических и функциональных признаков, анализом причин, запускающих эти изменения.

В период завершения раннего детства, чаще всего совпадающим с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, физическое развитие является одним из основных критериев оценки возрастных норм его развития.

Традиционно наиболее часто используемыми критериями физического развития выступают параметры роста, массы тела, пропорции отдельных частей тела; темп роста, изменения массы тела, отношение массы тела к росту. При тщательном изучении этих критериев можно выявить группу «риска» нарушения физического развития и наметить пути его оптимизации на период детсадовского возраста.

В идеале изучение физического развития включает оценку сомато-метрических, соматоскопических данных и степени развития функциональных (физиометрических) показателей организма, например, физической подготовленности. Если первые показатели изучаются медиками, то оценку физической подготовленности проводят педагоги.

Параметрами оценки физического развития детей являются следующие: «возрасту соответствует», «отстает» или «опережает возраст».

Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков и умений, физических качеств в каждой возрастной группе. Физическая подготовленность способствует улучшению функциональных показателей систем органов и физического развития. Например, уменьшению массы тела при несбалансированном питании, увеличению жизненной емкости легких при «расправлении» грудной клетки.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, физическое развитие включает приобретение ребенком опыта в разных видах деятельности, в первую очередь, в двигательной деятельности, упражнениях, направленных на развитие физических качеств, формирование опорно-двигательной системы организма, правильное выполнение основных движений. Также в ходе физического развития в детском саду ребенок должен получить элементарные знания о некоторых видах спорта, научиться играть в подвижные игры с правилами, произвольно управлять своими движениями, ориентироваться на ценности здорового образа жизни [4].

Для ребенка раннего возраста, границы которого соответствуют поступлению в детский сад, в качестве целевых ориентиров в Стандарте указаны развитие крупной моторики и стремление к освоению различных видов движений.

Программой воспитания и обучения в детском саду определен необходимый уровень физической подготовленности детей разного возраста. Показатели развития движений характеризуют уровень физической подготовленности на каждом году жизни.

В соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Теремок» трехлетний ребенок выполняет много различных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, перешагивание и др.), стремится осваивать окружающее пространство [3]. Двигательные навыки ребенка в 3 года значительно расширяются. Поэтому нормально развивающийся ребенок стремится использовать их для преодоления препятствий, игр, познания окружающего мира в целом.

Педагогическая диагностика с трехлетними детьми осложняется недостаточной сформированностью в этом возрасте произвольной регуляции. Поэтому диагностические процедуры обычно проводятся в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Во время их проведения необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка, обращать внимание на проявление внешних признаков утомления.

Проследить особенности физического развития детей 3 лет наиболее продуктивно можно в ходе игр, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Игры для определения особенностей физического развития детей 3 лет

Движение

Что должен уметь ребенок

Примеры игр

Ходьба

Ходить «стайкой» за воспитателем в определенном направлении, перешагивая и огибая предметы; ходить парами; по кругу за руки; переходить от ходьбы к бегу и наоборот

«К куклам в гости», «По тропинке», «Догоните меня», «Принеси предмет», «Пузырь»

Бег

Бегать за воспитателем и от него, в разных направлениях, не сталкиваясь; догонять катящиеся предметы; пробегать между линиями

«Поезд», «Самолеты», «Догони собачку», «Догони мяч», «Курочка-хохлатка»

Прыжки

Прыгать на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед; вверх с касанием предмета; перепрыгивать через линию

«Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Прыгай, как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Зайка беленький сидит»

Ползание

Проползать на четвереньках 3–4 м.; в вертикально стоящий обруч; подлезать под препятствия

«Доползи до погремушки», «Воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен»

Бросание и ловля

Скатывать мячи с горки; катить друг другу, двумя и одной рукой; бросать и ловить мяч

«Мяч в кругу», «Попади в воротики», «Лови мяч», «Целься верней», «Попади в корзину»

Таким образом, физическое развитие представляет собой процесс изменения форм и функций организма в течение жизнедеятельности человека. Оценку физического развития ребенка на этапе поступления в дошкольное учреждение проводят медицинский работник и воспитатель. Педагогам наиболее эффективно оценивать физическое развитие детей лучше в играх, основанных на движениях (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание, ловля).

Литература:

  1. Булатова, Е. М. Учебно-методическое пособие по оценке физического развития детей. / Е. М. Булатова. — СПб.: СПбГПМУ. — 2019. — 52 c. — Текст: непосредственный.
  2. Калина, И. Г. Теоретические и методические основы физической культуры: учеб. пособие для студентов неспециализированных высших учебных заведений / И. Г. Калина — Набережные Челны: Лаб. операт. полиграфии, 2009. — 98 c. — Текст: непосредственный.
  3. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / И. А. Лыкова. — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. — Москва: Творческий центр Сфера, 2015. — 96 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, физическое развитие детей, физическая подготовленность, дошкольное учреждение, детский сад, дошкольное образование, ребенок, физическое развитие ребенка, этап поступления, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Ключевые слова

физическое развитие, физическая подготовленность, дошкольное учреждение, программа воспитания и обучения
Задать вопрос