Проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях / А. С. Рогоза, В. А. Поддубная, А. С. Левченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85753/ (дата обращения: 17.01.2022).



Ключевые слова : субъект, субъектность, физическое развитие, педагогические технологии, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Актуальность рассмотренной в статье темы связана с наличием социального запроса на повышение результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и снижением уровня здоровья и физической подготовленности детей.

В работах Т. В. Волосниковой [2], Л. Н. Волошиной [3], М. М. Мусановой [4] и др. в качестве одной из причин возникшей проблемы обозначается неэффективная организация физкультурно-оздоровительной деятельности, в которой ребёнок выполняет пассивную роль объекта педагогического воздействия,

Альтернативой этому может стать перестройка системы физкультурно- оздоровительной деятельности, направленная на повышение субъектной позиции ребёнка в вопросах своего постоянного физического совершенствования.

Педагоги- методисты, занимающиеся формированием позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у дошкольников, отмечают, что главная проблема здесь связана с уровнем методической разработанности данной темы: методика воспитания субъектных качеств личности детей находится на этапе разработки.

Существующие сегодня методы воспитания субъектных качеств личности основаны на идеях:

1) личностно-ориентированного подхода, направленного на содействие развитию индивидуальности ребёнка, проявление его субъектных качеств, культивирование отношения педагогов и родителей к ребёнку, как ответственному субъекту собственного развития;

2) создания педагогических условий, необходимых для проявления ребенком субъектности.

Позиция субъекта связана с проявлением активности человека, наличием активной позиции в вопросах преобразования окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными намерениями [1].

В качестве самого важного признака позиции субъекта современные исследователи единогласно называют осознание структуры своей деятельности, всех её компонентов (мотивационно- целевого, операционально- технического, контрольного). Человек с позицией субъекта интенсивно включен в деятельность, нацелен на самоэффективность, использует самоконтроль, самокоррекцию, произвольно регулирует свое поведение. Позиция субъекта также связана с ответственностью за собственные действия.

Ребенок дошкольного возраста объективно не может характеризоваться всеми признаками субъектности. И это также является методологической проблемой, поскольку на данный момент отсутствуют исследования, содержащие четкие критерии и показатели сформированности позиции субъекта у детей дошкольного возраста, а также диагностические методики их изучения.

Компоненты позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в исследованиях В. Н. Шебеко. Ими являются:

1) самостоятельность в двигательной деятельности (ребенок без напоминаний и помощи со стороны взрослых делает зарядку, играет в подвижные игры и т. д., при этом ему чаще всего удается успешно контролировать качество выполнения движений и свое эмоциональное состояние);

2) творчество в двигательной деятельности (ребенок может по- своему сочетать знакомые движения, фантазировать в ходе двигательной деятельности, что воспринимается окружающими, как оригинальность, нестандартность);

3) оценочные действия при выполнении физических упражнений (ребенок выполняет движения в соответствии с конкретной ситуацией, успешно сравнивает выполняемые движения, понимает, что необходимо изменить);

4) осознанное отношение к своему здоровью (ребенок адекватно оценивает пользу и вред отдельных действий, поступков для здоровья) [8].

Позиция субъекта, как психологическая характеристика, отличается динамичностью: она изменяется в ходе онтогенеза. Это явление детально изучено В. В. Селивановым, который выделил 9 основных стадий развития субъекта в онтогенезе [5]. Применительно к детям старшего дошкольного возраста можно говорить, что они находятся на стадии парциальной субъектности (4–6 лет), а также на рубеже познавательной субъектности (6–12 лет). Это значит, что старшие дошкольники уже выделили себя из окружения, у них появилось собственно познавательное отношение к действительности (стали являться субъектами познания). В 4–6 лет дети начинают осваивать общественные способы действия, активно овладевают саморегуляцией основных видов физиологических отправлений и некоторых форм психической активности.

Согласно возрастной периодизации развития субъектности в онтогенезе В. И. Слободчикова, ребёнок старшего дошкольного возраста становится субъектом некоторых собственных действий: он может самостоятельно формулировать замысел решения поставленной задачи, использовать мотивацию в качестве побуждающей силы к деятельности, овладевать способами выполнения разных деятельности, мобилизовать ресурсы для реализации этих видов деятельности [6].

Вышеизложенное показывает, что сделать ребёнка субъектом невозможно. Субъектная позиция может выработаться самим человеком. Но без помощи других ребенок не может оценить, верны ли его представления о себе, как о субъекте. Поэтому целесообразно говорить о создании взрослыми педагогических условий для повышения субъектной позиции ребёнка в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Т. Э. Токаевой разработана технология физкультурно- оздоровительной деятельности, направленная на развитие субъектной позиции дошкольника. В основе технологии лежит использование педагогами системы средств и методов физического образования детей, создание здоровьесберегающей среды и сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. Этапами реализации технологии являются:

1) педагогическая диагностика,

2) проектирование оздоровительно-образовательных маршрутов,

3) перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы,

4) поэтапное формирование субъектного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности [7]. Дети должны приобрести опыт выбора подвижных игр, физических упражнений, способа участия в спортивных соревнованиях подбора спортивного инвентаря; научиться элементарной оценке своей успешности в тех или иных физкультурных упражнениях, способам её повышения.

На формирование личности ребенка огромное влияние оказывают условия его обучения и воспитания. Поэтому еще одной проблемой формирования субъектной позиции ребёнка в физкультурно-оздоровительной деятельности является обеспечение дошкольных учреждений педагогическими кадрами, у которых развито отношение к себе как к деятелю (наличие субъектной позиции у педагогов), развитие компетентности и ответственности родителей в области сохранения и укрепления здоровья [1].

Таким образом, проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях рассматриваются с точки зрения недостаточной сформированности интегративных качеств личности ребёнка, связанных с охраной и укреплением здоровья; поиском эффективных форм и методов организации педагогического процесса с целью обеспечения субъектного поведения воспитанников; повышением уровня субъектности взрослых, осуществляющих воспитание детей.

Литература:

  1. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: Теория и практика: диссертация... доктора психологических наук: 19.00.07. — Москва, 1998. — 308 с. — Текст: непосредственный.
  2. Волосникова, Т. В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 2011. — 44 с. — Текст: непосредственный.
  3. Волошина, Л.Н., Мусанова, М.М., Чернухина, М. В. Проблемы становления субъектности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 2 (50). — С. 85–92. — Текст: непосредственный.
  4. Мусанова, М. М. Оценка результативности физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 94–103. — Текст: непосредственный.
  5. Селиванов, В. В. Субъектная теория мышления // Методология и история психологии — 2018. — № 2. — С. 33–46 — Текст: непосредственный.
  6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва: Школа-Пресс, 1995. — 218 с. — Текст: непосредственный.
  7. Токаева, Т. Э. Педагогическая технология развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, старший дошкольник на пороге школы!» /Т. Э. Токаева.— Текст: электронный // URL: https://infopedia.su/13x7cf.html (дата обращения: 17.11.2021).
  8. Шебеко, В. Н. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 5. — С. 27–33. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-оздоровительная деятельность, позиция субъекта, ребенок, двигательная деятельность, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, оздоровительная деятельность, субъектная позиция, укрепление здоровья.


Задать вопрос