Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста / А. С. Рогоза, В. А. Поддубная, А. С. Левченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85752/ (дата обращения: 17.01.2022).



Ключевые слова : игра, подвижные игры, дошкольный возраст, двигательные способности.

В педагогических кругах игра традиционно считается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно внутри игры интенсивно развиваются психологические особенности детей: вырабатываются личностные качества, формируются способности. Ребенок развивается в игре!

Исследователи природы детской игры единодушны в том, что содержательно игра является непродуктивной деятельностью, ценность которой не в результате, а в процессе [4]. В то же время высокая эмоциональная насыщенность игры, её доступность для детского восприятия делают игру эффективным средством педагогического воздействия.

Огромным воспитательным потенциалом обладают подвижные игры. Подвижная игра — это вид игровой деятельности, характерной чертой которого являются активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом [6].

«Содержание подвижных игр М. Н. Жуковым, характеризуется, как исходящее «из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению» [2, с. 8]. В работах А. В. Запорожца подвижная игра рассматривается в качестве «первой доступной для дошкольников формы деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений» [3, с. 63].

Детям младшего и среднего дошкольного возраста очень нравятся сюжетные подвижные игры, повзрослев, они начинают проявлять интерес к подвижным играм с элементами спорта и тем, в которых они могут проявить свои качества (смелость, находчивость и т. д.).

Все подвижные игры основаны на выполнении двигательных действий — подражательных, образно-творческих, ритмических, в виде различных комбинаций и т. д. и активизации двигательных способностей (автоматизированного способа управления движениями) [7]. Повторяя движение при одних и тех же условиях, вырабатывается определенная двигательная привычка: человек все меньше задумывается, как выполнить то или иное движение. Так происходит автоматизация движения, и вырабатывается навык. Сознательный контроль при этом преимущественно направлен на ситуацию, в которой движение осуществляется, привносится творческий подход к движениям. В подвижных играх это проявляется особенно ярко.

Ю. И. Евсеев обращает внимание на возможность закрепления навыка неправильного выполнения движения, если несовершенное движение повторяется многократно [1]. Поэтому прежде, чем организовывать с детьми подвижную игру, направленную на закрепление двигательного навыка, надо сначала научить детей правильному выполнению движений.

Основными двигательными способностями являются силовые, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных подвижных играх.

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности — способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, наиболее совершенно в целом выполнять двигательные задачи. Для их закрепления целесообразно использовать такие подвижные игры, как «Клеточки», в которой игрокам надо по команде передвигаться внутри игрового поля, расчерченного на 9 клеток так, чтобы не касаться ногами или руками границ клеток; или игра «Обезьянки», в которой игрокам надо уклоняться от водящего.

Координация движений не будет высокой, если у ребенка слабо развита гибкость (способность выполнять движения с большой амплитудой). Из-за недостатков гибкости ограничиваются перемещения отдельных звеньев тела. Для формирования способности к гибкости целесообразно предлагать детям подвижные игры, в которых есть элементы упражнений на растягивание, поскольку они улучшают эластичность связок, стимулирующее увеличение подвижности в суставах («Кошечка», «Жираф», «Потянулись, подросли»). Также формированию гибкости способствуют подвижные игры, в которых часто происходит смена направления движений или требуется двигаться с максимальной амплитудой («Волна», «Лодочки»).

Способность к быстроте формируется в ходе обучения детей основным видам движения. При выполнении упражнений в разном темпе у детей развивается умение прилагать разные мышечные усилия в соответствии с заданным темпом. Поэтому движения, основанные на выполнении этих упражнений, должны стать частью подвижных игр. Надо включать детей в подвижные игры с бегом из сложенных стартовых положений (сюжет игры должен предполагать, что бег стартует из положения сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках). Дошкольникам нравятся игры «Лови — толкай», «Перемени предмет».

Процессу развития быстроты способствуют спортивные игры, связанные с подачей определенного сигнала или изменением скорости и направления движения. Например, игра «Шифровка», в которой участникам команд надо быстро поменяться местами, когда ведущий в тексте произносит число, написанное на карточках, доставшихся игрокам. Или игра «Чародей», сюжет которой побуждает играющих «расколдовать» осаленного игрока и увернуться (отбежать) от чародея.

При формировании двигательных способностей часто уделяют внимание скоростно-силовым качествам ребенка, связанных с быстротой движений и способностью проявлять быструю силу. Для этого используют прыжки, метание на дальность, бег на короткие дистанции. Особенно большим эффектом обладают прыжки вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередование умеренного и быстрого темпа в прыжках на двух ногах через линии из скакалок или гимнастические палки (игры «Кенгуру», «Лягушки», «Зайцы и моржи»). В ходе игры важно побуждать детей энергично отталкиваться одной или двумя ногами, неглубоко приземляться на слегка согнутые в коленях ноги и быстро их выпрямлять.

Стимулируют формирование мышечной силы подвижные игры с использованием набивных мячей, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Например, «Прыжковая эстафета», в которой надо продвигаться вперед различными прыжками: с одной ноги на другую, на двух ногах с набивными мячами в руках, боком и в конце продвижения выпрыгнуть вверх.

В дошкольном возрасте необходимо тренировать у детей выносливость — способность противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после нее.

Специфика выработки выносливости у дошкольников состоит в том, что любая длительная физическая нагрузка обязательно способствует нарастанию утомления. Поэтому развитие выносливости напрямую связано с развитием волевой сферы, которая в дошкольном возрасте еще очень несовершенна. Поэтому игровое воздействие должно быть направлено на подвижные игры, в которых различные движения выполняются с небольшой мощностью, но в течение продолжительного времени, игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью.

Очень важно подобрать способы усложнения подвижных игр с предметами, что оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей, побуждает к игре. Для развития выносливости у дошкольников важно повышать интерес к двигательной деятельности. Например, устраивать командные игры — соревнования.

Таким образом, двигательные способности многообразно проявляются в различных подвижных играх. Подвижные игры для формирования двигательных способностей следует использовать не для ознакомления с движениями, а для их закрепления, чтобы избежать автоматизации неправильного движения.

Литература:

  1. Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. И. Евсеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 383 с. — Текст: непосредственный.
  2. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студентов пед. вузов по специальности 033100 — Физ. культура / М. Н. Жуков. — Москва: Academia, 2004. — 157 с. — Текст: непосредственный.
  3. Запорожец А. В. Психология действия / А. Запорожец, Л. Венгер, В. Зинченко, В. Давыдов/ М.: Издательство: МПСИ, МОДЭК, 2000. — 527с. — Текст: непосредственный.
  4. Коршунова, В. Ю. Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста / Коршунова, В. Ю.— Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1. — С. 54–56.
  5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев. — Москва: Смысл. —, 2010. — 509 с. —Текст: непосредственный.
  6. Тарасова, И. В. Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2020. — № 5(30). — С. 47–53. —Текст: непосредственный.
  7. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / [Г. Н. Пономарев и др.] под ред. С. О. Филипповой. — Москва: Академия, 2007. — 219 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, способность, движение, подвижная игра, ребенок, нога, прыжок, развитие выносливости.


Задать вопрос