Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 1490 раз

Библиографическое описание:

Самойленко, О. А. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста / О. А. Самойленко, Т. В. Московая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85747/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, педагогическая деятельность, методы, технологии.

Одним из самых важных показателей уровня формирования интеллектуального потенциала ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, воспитателям, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых возможностей дошкольников. Обеспечение системного развития речевых навыков и познавательной деятельности — одна из функций педагога дошкольного образования.

Чем грамотнее речь, чем лучше развит активный словарный запас, тем активнее ребенок стремится к познанию окружающего мира, что помогает ему развиваться и узнавать что-то новое. Следовательно, быстрее совершенствуются психические познавательные процессы — внимание, память, мышление.

Чтобы речь малыша улучшалась, необходимы благоприятные условия. Речь является главной социальной функцией, но одних биологических предпосылок для ее полноценного развития недостаточно. Необходимость в речевом общении вырабатывается в жизненной практике и напрямую зависит от взаимодействия ребенка с социальным окружением.

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатели в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. В возрасте 3–4 года дети уже активно владеют речью. В это время повышается речевая активность, приобретается словарный запас слов, удлиняются и усложняются речевые рассуждения, со временем превращаясь в рассказы, прогрессирует их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, начинает формироваться звуковая культура речи.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

В программе дошкольного образования существует большое количество приемов и методов, которые педагоги используют в своей деятельности. К основным традиционным технологиям, которые широко применятся в дошкольных организациях, относятся наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.

Развитие речи — это многогранная, систематическая и продуктивная педагогическая деятельность, которая предполагает использование большого запаса специальных методических приемов и речевых упражнений для детей, которые способствуют расширению словарного запаса детей, развивают звуковую культуру и грамматический строй речи, связную (монологическую и диалогическую) и образную речь. При этом важно учитывать, что каждый ребенок уникален и имеет свой индивидуальный темп развития.

В дошкольной организации воспитатели организуют разнообразные игровые ситуации — рассматривание картин, игрушек, составление описательных рассказов, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их цель — научить детей составлять свои рассказы, обыгрывать сказки, уметь задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. В дошкольном возрасте особое место занимает игра, и именно через нее ребенок учиться общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно по инициативе ребенка или взрослого, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации, стараясь уловить смысл высказывания ребенка, которое зачастую состоит из одной или двух коротких фраз, в этот момент важно побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию, задавая наводящие вопросы.

Анализируя опыт педагогов, можно отметить, что общепринятые методы не всегда эффективны в работе с современными дошкольниками. Занимаясь с детьми, важно максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные подходы, которые совершенствуют мыслительные и познавательные способности, развивают лексико-грамматический строи и связную речь дошкольников.

Под инновационными технологиями развития речи детей дошкольного возраста подразумевается нововведения в содержании, формах, методах, средствах педагогической деятельности, в которых отражаются последние исследования и достижения передового педагогического опыта: ИКТ-технологии, логоритмика, Су-Джок терапия, мнемотаблицы, метод проектирования, моделирования, педагогическая арт-терапия и др.

Педагогические инновации помогают совершенствовать процессы воспитания и обучения, сочетая в себе прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Еще одним очень важным условием для развития речи детей является тесное взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников. Очень важно, чтобы родители и воспитатели были единомышленниками в решении важнейшей задачи речевого развития детей, так как ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, поэтому очень важно, чтобы и родители в разговоре с детьми следили за своим произношением, четко проговаривали слова и звуки.

Используя в своей работе многообразие методов, приемов, технологий для речевого развития воспитанников нашей группы среднего дошкольного возраста, к завершению учебного года совершенствуется речь, становится гораздо разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает концентрация внимания к речи окружающих, наши воспитанники способны до конца выслушивать ответы взрослых. У них хорошо сформирован навык к подражанию, выражающийся в умении воспроизводить вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы.

Речевое развитие, на наш взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Несомненно, что другие области не менее важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности

Подводя итоги, хотим сказать, что наша общая единая задача — воспитать разносторонне развитого здорового ребенка.

Литература:

  1. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т. В. Волосовец, О. С. Ушакова; под.ред. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова. — М.: ООО «Русское слово» — учебник», 2015, 148 с.-159 с.
  2. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. -М.: Изд-во Мос.Психол.-социал. Ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002, 110 с. -145с.
  3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М.: Владос, 2004, 125с. — 140 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, педагогическая деятельность, развитие речи детей, речевое общение, дошкольное образование, прием, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие.


Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития тонкой моторики

Таким образом, осознавая всю важность общения и речевого развития, взрослые должны

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного...

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

 Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: речевое развитие, цели, задачи, условия для речевого развития...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

 Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Библиографическое описание: Украинская, О. Н. Развитие речи дошкольника через ситуации общения / О. Н

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности.

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Психолого-педагогические условия развития речи у детей...

Шмидтгаль Г. В. Развитие речи детей дошкольного возраста как

Тарасенко Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Активизация речевого общения старших дошкольников...

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения

ребенок, ситуация общения, детский сад, детская деятельность, дошкольное образование, повседневная жизнь, речевое развитие, разговорная речь детей, взрослый, воспитатель.

Формирование предпосылок речевой коммуникации...

 В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, языковая способность, формирование.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка.

В работе с детьми по развитию речи воспитатель широко использует различные приемы: точное

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития тонкой моторики

Таким образом, осознавая всю важность общения и речевого развития, взрослые должны

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного...

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

 Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: речевое развитие, цели, задачи, условия для речевого развития...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

 Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Библиографическое описание: Украинская, О. Н. Развитие речи дошкольника через ситуации общения / О. Н

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности.

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Психолого-педагогические условия развития речи у детей...

Шмидтгаль Г. В. Развитие речи детей дошкольного возраста как

Тарасенко Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Активизация речевого общения старших дошкольников...

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения

ребенок, ситуация общения, детский сад, детская деятельность, дошкольное образование, повседневная жизнь, речевое развитие, разговорная речь детей, взрослый, воспитатель.

Формирование предпосылок речевой коммуникации...

 В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, языковая способность, формирование.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка.

В работе с детьми по развитию речи воспитатель широко использует различные приемы: точное

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Задать вопрос