Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Горбатова, А. Ю. Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь» / А. Ю. Горбатова, А. И. Шац. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 448-452. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85744/ (дата обращения: 24.04.2024).



В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальность научной статьи состоит в том, что совершенствование международного сотрудничества, глобального управления, а также внутрирегионального развития нашло отражение в такой стратегической инициативе, как «Один пояс — один путь». Целью статьи является исследование влияния программы «Один пояс — один путь» на развитие социально-политической системы регионов Китая. В результате проведенной работы было установлено, что благодаря участию КНР в данном направлении, страна сможет создать большее количество рабочих мест на промышленных предприятиях и этим самым улучшить экономическое положение каждого региона.

Ключевые слова: социально-политическая система, проект «Один пояс — один путь», политика Китая, региональное развитие.

In the modern scientific community, there is growing interest in the foreign policy strategies proposed by China that reveal the approach of the Chinese political leadership to the modern system of global governance and international relations. The relevance of the scientific article lies in the fact that the improvement of international cooperation, global governance, as well as intraregional development is reflected in such a strategic initiative as «One Belt — One Road». The purpose of the article is to analyze the impact of the implementation of the strategic initiative «One Belt — One Road» on the development of the socio-political system of the regions of China. As a result of the study, it was found that thanks to the participation of the PRC in this direction, the country will be able to create more jobs at industrial enterprises and thereby improve the economic situation of each region.

Keywords: socio-political system, «One Belt — One Road» project, Chinese policy, regional development.

В рамках стратегии «Один пояс —один путь», которая была провозглашена президентом Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, для укрепления международного положения государства требуется объединение Центральной и Восточной Азии, Южной и Восточной Азии. Кроме того, согласно положениям стратегии, такое объединение позволит оживить в регионах Китайской Народной Республики торговлю и сотрудничество [7]. Эта программа является одной из ключевых в развитии экономики Китайской Народной Республики, поэтому стала предметом изучения данной статьи. В связи с этим были поставлены следующие задачи: установление понятийного аппарата исследования; анализ причин разработки стратегической программы «Один пояс — один путь»; исследование факторов выдвижения стратегической инициативы; анализ направлений проекта «Один пояс — один путь», влияющих на развитие регионов Китая. В качестве методов исследования использовались: анализ, систематизация материала и обобщение научных работ по проблеме исследования.

Согласно трудам Ж. В. Петруниной, использование такого новейшего проекта интеграционного типа, прежде всего, обусловлено наличием богатых ресурсов на Евразийском материке: ресурсов природного, сельскохозяйственного, энергетического и материального характера [9, c. 213].

Г. М. Бочалкина в собственных научных исследованиях выделяла несколько основных причин разработки стратегической программы «Один пояс — один путь», которые схематически представлены на рисунке 1.

Основные причины разработки стратегической программы «Один пояс — один путь» [3, c. 6]

Рис.1. Основные причины разработки стратегической программы «Один пояс — один путь» [3, c. 6]

Ху Цзяюн, Цай Фан и другие китайские ученые отмечают, что выдвижение китайского проекта «Один пояс — один путь», прежде всего, обусловлено совокупностью объективных факторов внутреннего и внешнего характера. Так, исследователи отмечают, что первым фактором считается вступление в посткризисный период мировой экономики, который произошел в 2008–2009 годы [10]. Для этого исторического периода, как отмечается в результатах исследований китайских ученых, был характерен спад существующих ранее высоких темпов экономического роста. В первую очередь, китайские обществоведы подчёркивают, что такие обстоятельства были обусловлены внутриэкономическими причинами, вызванными перестройкой модели экономики Китая. Прежде всего, такая перестройка в Китайской Народной Республике была обусловлена оптимизацией экономической структуры с выходом государства на ведущие позиции в сфере услуг, опорой на собственные силы в системе инновационного развития и повышением потребительского внутреннего спроса [1, c. 76].

Следующим фактором выдвижения проекта «Один пояс — один путь», по мнению Е. Ф. Авдокушина и Ижу Лю, считается переход на новейшую модель развития [4, c. 69]. Так, руководство государства понимало, что требуется достаточно времени для осуществления такого перехода, именно поэтому не было осуществлено полного отказа от экспансии на мировых рынках китайского капитала, а также от ведущей роли мирового экспортера товаров, укрепления положения китайских транснациональных корпораций за рубежом.

Еще один фактором выдвижения стратегической инициативы стало стремление государства к диверсификации и повышению собственной ресурсной базы в регионах. В силу создания разных альянсов экономического типа, создания совместных компаний и развития наиболее крупных китайских технологических и сырьевых компаний реализовывалась экспансия Китайской Народной Республики [5, c. 215].

И, наконец, четвертым фактором выдвижения стратегической инициативы «Один пояс — один путь» стала стратегия продвижения национальной валюты в качестве одной из мировых конвертируемых валют. Прежде всего, это стало проявляться после того, как юань включился в корзину special drawing rights (SDR). В модели «Один пояс — один путь», как следует подчеркнуть, все более весомую роль играет финансовая составляющая в системе международных расчетов, инвестиционной и банковской деятельности, и т. д.

В научных исследованиях Е. А. Егорычевой и И. Н. Беловой отмечается, что в рамках современного развития стратегической инициативы «Один пояс — один путь» можно выделить некоторые новые направления, которые схематически представлены на рисунке 2.

Новые направления стратегической инициативы «Один пояс — один путь» [2, c. 621]

Рис. 2. Новые направления стратегической инициативы «Один пояс — один путь» [2, c. 621]

При реализации проектов практического характера в рамках стратегического проекта «Один пояс — один путь» все чаще отмечается необходимость учета внешней и внутренней обстановки. Именно поэтому, как отмечают современные китайские ученые, при реализации данной стратегической инициативы, прежде всего, требуется ориентироваться на нуждах внутреннего регионального развития, развитию районов Северо-Восточного и Западного Китая [6, c. 155]. Прежде всего, для достижения выдвигаемых целей развития требуется:

– ликвидация дисбалансов между отсталыми и передовыми китайскими регионами;

– использование проектов «Один пояс — один путь» для регионального развития и региональных реформ;

– использование дивидендов от внешней экспансии для реализации таких реформ и проектов.

Согласно мнению М. С. Михалева в использовании результатов стратегического проекта «Один пояс — один путь» акцент должен быть смешен на внутреннем строительстве и реконструкции Китайской Народной Республики [8, c. 90]. Прежде всего, такой акцент весьма характерен был на начальной стадии разработки и выдвижения исследуемой стратегической инициативы, однако позже он был сдвинут на задний план, что обусловлено глобальным распространением данной стратегической инициативы.

Подводя итоги проведённого исследования, стоит отметить, что одной из важнейших причин разработки стратегической инициативы «Один пояс — один путь» является установление и укрепление большего количества связей как с развитыми, так и с развивающимися странами, используя паритет. Примером развития таких взаимоотношений является взаимодействие РФ и КНР в рамках этой программы, которое способствует развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, а также укреплению тыла на севере. Данный проект открыт не только для стран, но и для региональных и международных организаций.

Опираясь на изученный материал, факторами выдвижения данной стратегии можно назвать: стремление государств создать логистическое пространство, посредством использования различных средств транспортировки, а также желание стран претворить в жизнь идею об организации общих путей передвижения капитала и вложения инвестиций для создания обширной инфраструктуры. Предполагается, что вышеперечисленные факторы простимулировать развитие внутренней стран-участниц.

В ходе работы был выявлен ряд основных направлений стратегии, которые подразумевают под собой обеспечение открытости экономики, посредством усиления связи между восточным, западным и центральным регионами, а именно:

1) устранение торговых барьеров между странами;

2) укрепление политических связей, для улучшения международной обстановки;

3) увеличение обращения капитала между странами;

4) создание обширной транснациональной транспортной сети.

Благодаря участию в стратегической инициативе «Один пояс — один путь», Китайская Народная Республика сможет наладить взаимосвязь между промышленным производством каждого региона страны и международным экспортом и импортом, что поможет преодолеть нехватку рабочих мест в Китае и обеспечить защиту промышленных предприятий во всех областях.

Литература:

  1. Абдураманова, Д.Р. «Один пояс, один путь»: краткая характеристика и внутренние цели Китая / Д. Р. Абдураманова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 76–77.
  2. Белова, И.Н., Егорычева, Е. А. Проект «Один пояс, один путь»: предпосылки к формированию современной внешнеэкономической политики Китая // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2020. № 3. С. 620–632.
  3. Бочалгина, Т. М. Развитие байкало-амурской магистрали: основные предпосылки и перспективы // Научный диалог: экономика и менеджмент. 2018. С. 4–8.
  4. Ижу,Лю, Авдокушин, Е. Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2. 0 — стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая // Мир новой экономики. 2019. № 1. С. 67–76.
  5. Левченко, Т. А. Реализация инициативы «Один пояс — один путь»: цели, достижения, вызовы // АНИ: экономика и управление. 2020. № 4 (33). С. 213–216.
  6. Ли, Мин. Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на российскую экономическую сферу / Мин Ли. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 154–156.
  7. Лю, Сяоинь «Один пояс — один путь»: прошлое, настоящее и будущее. Тезисы доклада на Международном круглом столе «Китайский подход к формированию концепции «сообщества единой судьбы». 2017. [Электронный ресурс]: https://kneu.edu.ua/userfiles/Faculty_of_Economics_and_Administration/kmdu %20fetau/2017/Krugl+st %25D1 %2596l/Lyu_Syaoin_Odin_poyas-odin_put_09_10_17.pdf Дата обращения: 30.10.2021.
  8. Михалёв, М.С. «Один пояс, Один путь» как новая внешнеполитическая стратегия КНР. Краткий анализ внутрикитайской дискуссии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. № 6 (50). С. 88–103.
  9. Петрунина, Ж. В. Перспективы включения российских железных дорог в проект «Экономический пояс Шелкового пути» (по материалам интернет-ресурсов) // Материалы Всероссийского научно-практической конференции «Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства». 2015. С. 212–214.
  10. Ху, Цзяюн. Смена драйверов экономического роста регионов при «новой нормальности». Цюй цзинси пинлунь. 2014;(6); Цай Фан. С помощью новой нормальности превзойти «новую посредственность». Жэньминь жибао. 2015;(9 марта); Ху Аньган. При «новой нормальности» Китай будет играть более важную роль стабилизатора. URL: www.chinanews.com2015/03–22/7148596.html и др. (на китайском языке).
Основные термины (генерируются автоматически): один, стратегическая инициатива, Китайская Народная Республика, пояс, путь, стратегическая программа, Восточная Азия, глобальное управление, региональное развитие, стратегический проект.


Ключевые слова

региональное развитие, социально-политическая система, проект «Один пояс — один путь», политика Китая

Похожие статьи

Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы...

Инициатива «Один поясодин путь» — это объединение двух проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», которая заимствует историю древнего шелкового пути. Ее цели заключаются в том, чтобы стимулировать общее развитие и...

«Один пояс, один путь»: краткая характеристика и внутренние...

«Один пояс, один путь» – следующий этап в усилиях Китая по выходу на глобальный уровень и расширению своего коммерческого и политического влияния. Для китайской стороны движущей силой является желание реструктуризации внутренней экономики с...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

О создании проекта «Один пояс и один путь» председатель Китайской Народной Республики — Си Цзиньпин впервые заявил в сентябре 2013 года. Эта инициатива КНР является частью общей китайской политики по развитию региональной интеграции в...

Развитие системы туристских потоков в рамках инициативы КНР...

Концепция «Один поясодин путь» (ОПОП) зарекомендовала себя как системообразующий элемент, способный не просто поддерживать, но и поднимать экономический потенциал стран (являющихся

Рис. 1. Границы стран китайской инициативы «Один поясодин путь».

Система стратегического планирования в Китайской Народной...

В работе представлена региональная концепция разработки стратегических планов, подходы стратегического планирования в Китайской Народной Республике. Ключевые слова: анализ, менеджмент, Китайская Народная Республика, стратегическое планирование, управление.

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации...

Международный интеграционный проект «Один поясодин путь» (далее «Пояс и путь») представляет собой, предложенную руководством КНР в конце 2013 года, стратегическую программу развития региональной интеграции, в основу которой полагается развитие и...

Российско-китайское региональное и финансовое...

Инициатива «Один поясодин путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один поясодин путь».

Развитие международного научно-образовательного...

Реализация программы в Китае «Один пояс, один путь» отражается на развитии всех

Благодаря поддержке проекта «Один пояс, один путь» сотрудничество стало еще более тесным.

«Китайско-российские отношения не подвержены влиянию внешних факторов».

Особенности китайско-российского торгового сотрудничества...

Особенности китайско-российского торгового сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» / Нин Чжан.

Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество является важной частью всеобъемлющего стратегического партнерства.

Похожие статьи

Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы...

Инициатива «Один поясодин путь» — это объединение двух проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», которая заимствует историю древнего шелкового пути. Ее цели заключаются в том, чтобы стимулировать общее развитие и...

«Один пояс, один путь»: краткая характеристика и внутренние...

«Один пояс, один путь» – следующий этап в усилиях Китая по выходу на глобальный уровень и расширению своего коммерческого и политического влияния. Для китайской стороны движущей силой является желание реструктуризации внутренней экономики с...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

О создании проекта «Один пояс и один путь» председатель Китайской Народной Республики — Си Цзиньпин впервые заявил в сентябре 2013 года. Эта инициатива КНР является частью общей китайской политики по развитию региональной интеграции в...

Развитие системы туристских потоков в рамках инициативы КНР...

Концепция «Один поясодин путь» (ОПОП) зарекомендовала себя как системообразующий элемент, способный не просто поддерживать, но и поднимать экономический потенциал стран (являющихся

Рис. 1. Границы стран китайской инициативы «Один поясодин путь».

Система стратегического планирования в Китайской Народной...

В работе представлена региональная концепция разработки стратегических планов, подходы стратегического планирования в Китайской Народной Республике. Ключевые слова: анализ, менеджмент, Китайская Народная Республика, стратегическое планирование, управление.

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации...

Международный интеграционный проект «Один поясодин путь» (далее «Пояс и путь») представляет собой, предложенную руководством КНР в конце 2013 года, стратегическую программу развития региональной интеграции, в основу которой полагается развитие и...

Российско-китайское региональное и финансовое...

Инициатива «Один поясодин путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один поясодин путь».

Развитие международного научно-образовательного...

Реализация программы в Китае «Один пояс, один путь» отражается на развитии всех

Благодаря поддержке проекта «Один пояс, один путь» сотрудничество стало еще более тесным.

«Китайско-российские отношения не подвержены влиянию внешних факторов».

Особенности китайско-российского торгового сотрудничества...

Особенности китайско-российского торгового сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» / Нин Чжан.

Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество является важной частью всеобъемлющего стратегического партнерства.

Задать вопрос