Анализ проблем в процессе парламентского рассмотрения отчетов об исполнении бюджета в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 21.11.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Юсупов, С. Б. Анализ проблем в процессе парламентского рассмотрения отчетов об исполнении бюджета в Узбекистане / С. Б. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85733/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье анализируются проблемы, возникающие в процессе парламентского рассмотрения исполнения бюджета. Во-первых, в процессе заслушивания Парламентом Узбекистана отчетов об исполнении государственного бюджета, был проанализирован вопрос регулирования взаимодействия Республики Узбекистан с Центральным банком, а важность участия центрального банка в этом процессе была основана на примере опыта США и России. Во-вторых, в процессе заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета был проанализирован вопрос заслушивания отчетов государственной налоговой инспекции Республики Узбекистан об эффективности основных направлений налоговой политики в стране. В-третьих, анализируются требования к решениям, которые должны быть приняты Парламентом по результатам заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета, и выявляются вопросы влияния Парламента на правительство при осуществлении парламентского контроля за исполнением государственного бюджета.

Ключевые слова. государственный бюджет, парламент, контроль, Центральный банк, налоговый орган, комитет, отчетность, бюджетный процесс.

При осуществлении парламентского контроля над государственным бюджетом особое значение имеет рассмотрение парламентом отчетов об исполнении государственного бюджета. Следует отметить, что в этом плане в Узбекистане есть определенные проблемы. В статье мы попытаемся проанализировать некоторые аспекты данного процесса.

В процессе заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета Парламентом Узбекистана важное значение имеет урегулирование отношений с Центральным банком Республики Узбекистан.

В настоящее время Центральный банк Республики Узбекистан не участвует в заслушивании отчетов по государственному бюджету Правительства Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан. То есть вопрос об эффективном использовании Центральным Банком средств государственного бюджета не обсуждается Парламентом вместе с заслушиванием отчетов об исполнении государственного бюджета.

Это не соответствует практике развитых демократических стран и некоторых государств — членов СНГ. Например, в Конгрессе США при рассмотрении эффективности исполнения государственного бюджета заслушивается отчет Федеральной резервной службы [1]. В Российской Федерации в парламенте также обсуждение эффективности исполнения государственного федерального бюджета проводится вместе с заслушиванием отчета Центрального банка России [2].

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» Центральный банк подотчетен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан [3].

Данная ситуация может стать правовой основой для внедрения в порядок работы национального парламента, в том числе Сената, практики заслушивания отчета Центрального Банка об эффективном использовании средств государственного бюджета в процессе заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета.

Для этого предлагается внести изменения в действующее законодательство.

Согласно части второй статьи 8 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан» «Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан рассматривает годовой отчет Центрального банка вместе с заключением аудиторской организации».

Однако в законодательстве не указывается, что это за аудиторская организация, кем она привлекается и какими полномочиями она обладает для проведения аудиторской проверки деятельности Центрального банка.

Эти обстоятельства могут привести к практике самостоятельного определения данной аудиторской организации Центральным банком; что, естественно, вызывает сомнения в объективности и беспристрастности аудита, проведенного аудиторской организацией, и составленного по его результатам заключения.

На наш взгляд, перед заслушиванием Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодного отчета Центрального банка будет целесообразным изучить его деятельность совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан и выбранной ей аудиторской организацией.

Для этого в части второй статьи 8 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» слова «аудиторской организации» предлагается заменить словами «Счетной палаты Республики. Узбекистан».

При заслушивании Парламентом отчетов об исполнении Государственного бюджета особую значимость имеет заслушивание отчетов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан об эффективности основных направлений налоговой политики в стране.

Как известно, в отчетах об исполнении государственного бюджета, представленных в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, одно из основных мест занимают средства, поступающие в государственный бюджет от налогов. Такая ситуация наблюдается и в составе государственного бюджета большинства зарубежных стран. Поэтому при осуществлении финансового контроля парламентом, в том числе в процессе парламентских слушаний по исполнению государственного бюджета, большое внимание уделяется заслушиванию отчета компетентного государственного органа, реализующего налоговую политику.

В частности, в соответствии с Федеральным законом РФ «О парламентском контроле» Правительство вместе с представлением в Государственную Думу отчетов об исполнении различных государственных бюджетов, вносит также отчеты об эффективности налоговой политики [4].

Однако в практике Парламента Узбекистана при заслушивании отчетов об исполнении государственного бюджета достаточно редко заслушивают отчет главы Государственного налогового комитета Республики Узбекистан об эффективной реализации основных параметров налоговой политики, ранее утвержденных Парламентом в составе государственного бюджета.

Одна из основных причин этого заключается в том, что данная функция налогового органа Узбекистана не закреплена законодательно.

В связи с этим предлагается дополнить статью 7 Закона Республики Узбекистан «О Государственной налоговой службе» частью первой в следующей редакции:

«Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и его территориальные подразделения представляют в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и местные представительные органы ежеквартально, раз в полгода и раз в год отчеты об эффективности налоговой политики Государственного бюджета и местных бюджетов».

Требования к решениям, принимаемым парламентом по результатам заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета, являются вопросом, представляющим особенную актуальность.

В Конституционном законе Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» имеется норма о том, что «годовой отчет об исполнении государственного бюджета рассматривается фракциями и комитетами Законодательной палаты и утверждается постановлением Законодательной палаты» [5]. Однако в законе не прописаны требования к содержанию этого постановления, то есть, что должно быть отражено в постановлении, принятом по итогам заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета, самое главное, каким образом парламент может реагировать по исполнению государственного бюджета.

Этот пробел также не устранен Законом Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», так как в нем полностью повторяется норма вышеуказанного конституционного закона.

В результате палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по итогам заслушивания отчетов об исполнении государственного бюджета ограничиваются лишь вынесением постановления об утверждении данных отчетов.

Между тем, в парламентском опыте развитых стран обсуждение исполнения государственного бюджета — является мощным инструментом парламентского финансового контроля над правительством, и по результатам этого контроля парламентом широко используются все формы политической ответственности, в том числе выражение вотума недоверия правительству, освобождение членов правительства от должности или их отставка.

Некоторые из этих подобных видов политической ответственности, которые могут применяться к членам правительства, закреплены в нашем национальном законодательстве. Например, в соответствии со статьей 31 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» «в ходе предварительного обсуждения вопроса о ходе исполнения государственного бюджета фракции и комитеты Законодательной палаты могут истребовать дополнительную информацию от соответствующих органов относительно исполнения доходной части государственного бюджета, о состоянии освоения выделенных средств, а также сведения об их целевом расходовании и эффективном использовании. При этом фракции могут инициировать изучение соответствующими комитетами Законодательной палаты на местах вопросов целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств».

В соответствии со статьей 22 Закона «О регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» «в случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру Республики Узбекистан считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром».

В данной статье перечисляются три вида политической ответственности членов Правительства: вотум недоверия Премьер-министру и его освобождение от должности, а также отставка всего состава правительства.

Ряд других видов политической ответственности закреплен в статье 21 Закона Республики Узбекистан «О парламентском контроле»:

— внести на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложение об отставке члена правительства;

— внести в соответствующие государственные органы, органы хозяйственного управления предложения и рекомендации о привлечении к ответственности должностных лиц, освобождении их от должности.

В целях обеспечения применения видов политической ответственности правительства и других органов исполнительной власти в парламентской практике предлагается четко указать в действующем законодательстве, по результатам каких мер парламентского контроля они должны быть приняты. Например, в статье 9 Закона Республики Узбекистан «О парламентском контроле» части четвертую и пятую предлагается изложить в следующей редакции:

«По итогам заслушивания отчета Премьер-министра Законодательная палата, Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны, в том числе по поводу объявления вотума недоверия Премьер-министру и отставке одного из членов правительства.

Принятое по итогам заслушивания отчета Премьер-министра постановление Законодательной палаты, Сената направляется в Кабинет Министров, а в случае предложений об объявлении вотума недоверия Премьер-министру и отставке одного из членов правительства — Президенту Республики Узбекистан».

Вместо заключения следует отметить, что рассмотрение парламентом отчетов об исполнении государственного бюджета является политическим контролем, и участие Центрального банка Республики Узбекистан и налоговых органов в этом процессе имеет особое значение. В свою очередь, для повышения практической значимости этого процесса очень важным представляется оказание политического влияния на правительство.

Литература:

  1. https://www.crfb.org/tax-gap-resources?gclid=Cj0KCQiA4b2MBhD2ARIsAIrc B-QxLVPzCRyzW9PUM4xO SNR63i iRTVtCyKB1L iqsWw-i1Mullgq djfIa AvGzEALw_wcB
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/
  3. Қонунчилик маълумотлари миллий базаси, 21.04.2021 й., 03/21/683/0375-сон, 12.10.2021 й., 03/21/721/0952-сон.
  4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/
  5. Қонунчилик маълумотлари миллий базаси, 21.04.2021 й., 03/21/683/0375-сон.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, государственный бюджет, Законодательная палата, Центральный банк, Республика, исполнение, налоговая политика, Центральный банк Республики, аудиторская организация, парламентский контроль.


Задать вопрос