Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шагундокова, Д. М. Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями / Д. М. Шагундокова, Э. Р. Литвиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 442-443. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85672/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнительного образования к работе с данной категорией учащихся.

Ключевые слова: дополнительное образование, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, сетевое взаимодействие, социальное партнерство.

На современном этапе функционирования специальных (коррекционных) образовательных организаций возникает необходимость реорганизации системы их управления. По мнению А. Л. Гапоненко и А. П. Панкрухина, в практику их деятельности необходимо включать компонент образовательного аутсорсинга, который обеспечивает передачу отдельных функций учреждения внешним организациям на основе долгосрочного соглашения [1].

А. И. Адамский, Ю. Т. Болтышев, Ю. А. Конаржевский, C. B. Тарасов считают, что в режиме функционирования специальных (коррекционных) школ идея привлечения сторонних организаций, работающих в режиме аутсорсинга, позволяет комплексно решать проблему организации процесса социальной адаптации учащихся. Важнейшим ориентиром в подготовке умственно отсталого школьника к жизни в социуме выступает обеспечение его компетентности в жизненных ситуациях, готовности оперативно реагировать на изменения среды, способности жить и развиваться согласно своим возможностям, что в конечном итоге способствует формированию жизненных компетенций.

В соответствии с требования специального образовательного стандарта обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционные образовательные учреждения внедряется комплекс мероприятий взаимосвязанных между собой, направленных на интеграцию дополнительного и общего образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» одним из инновационных направлений является сетевая форма взаимодействия, которая предполагает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2].

Включение детей с интеллектуальными нарушениями в систему дополнительного образования позволит комплексно решить проблему формирования у них социальных навыков, узкоспециальных знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни. Привлечение сторонних организаций-социальных партнеров в систему дополнительного образования школы может как компенсировать недостатки школьного обучения, так и делать образовательное пространство школьника с интеллектуальными нарушениями более разнообразным.

В настоящее время существуют серьезные препятствия в реализации процесса включения умственно отсталых школьников в систему дополнительного образования вне школы. У большинства педагогов отмечается наличие низкого уровня компетентности в вопросах инклюзии данной категории школьников в образовательный процесс со здоровыми сверстниками.

С целью уточнения причин возникновения данных препятствий нами было проведено изучение готовности педагогов дополнительного образования к организации процесса обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями с помощью методики диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю. А. Макарова. Данная методика направлена на изучение у педагогов дополнительного образования сформированности профессиональной педагогической толерантности. Всего в исследовании приняли участие 30 педагогов дополнительного образования, работающих в рамках сетевого взаимодействия с коррекционными школами города Краснодара. Анализ полученных данных представлен на рисунке 1.

Показатели сформированности педагогической толерантности

Рис. 1. Показатели сформированности педагогической толерантности

Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что у 64 % педагогов преобладали отрицательные установки на организацию процесса совместного обучения детей с нормой и с нарушениями интеллектуального развития. По их мнению, в условиях системы дополнительного образования города невозможно обучение обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а сами педагоги не имеют для этого необходимых знаний и умений.

Результаты исследования показывают, что педагоги нуждаются в поддержке при осуществлении работы с данной категорией детей инклюзивной практики, а именно им необходимы знания об особенностях развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, навыки разработки адаптированных образовательных программ, умения адаптировать учебный материал для детей с интеллектуальными нарушениями и создавать условия для их положительного включения в коллектив.

На наш взгляд, недостаточная психологическая готовность педагогов дополнительного образования учреждения к работе с умственно отсталыми учащимися, обоснована отсутствием необходимых знаний у педагогов об их особенностях психофизиологического развития, особых образовательных потребностей и способах коррекционно-педагогического воздействия.

В связи чем необходимо в рамках сетевого взаимодействия специальных (коррекционных) школ и учреждений дополнительного образования организовать работу по подготовке педагогов к работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Иванова И. В., Скандарова Н. Б. Осваиваем ФГОС: программы внеурочной деятельности для ФГОС НОО. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, нарушение, сетевое взаимодействие, педагог, профессиональная педагогическая толерантность.


Ключевые слова

Социальное партнерство, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, учащиеся с интеллектуальными нарушениями

Похожие статьи

Роль педагога в формировании толерантности подростков...

Педагогам дополнительного образования при формировании и развитии толерантности в

Воспитание толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования берет

Так, в основе профессиональной деятельности современного педагога стоит задача...

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Главным средством процесса педагогического взаимодействия выступает педагог, от личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений которого зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности.

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

1) взаимодействия учителя с учащимися, связанные с нарушением дисциплины на уроке, игнорированием педагогических требований

3) взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижением...

Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани...

Педагогическая толерантность имеет многослойную структуру, способна к саморазвитию и определяет профессиональную позицию педагога.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как... Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования. Модель сетевого взаимодействия является для педагогов...

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений... Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования, качество. В педагогической практике идея сетевого взаимодействия...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность, профессиональная направленность, проект... К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО.

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных... дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность, профессиональная направленность, проект...

Педагогический аспект феномена толерантности.

Сложность феномена педагогическая толерантность заключается в том, что у современных ученых нет единой трактовки данного феномена. Кроме этого следует отметить, что наблюдается отождествление понятий «педагогическая толерантность» и «толерантность...

Похожие статьи

Роль педагога в формировании толерантности подростков...

Педагогам дополнительного образования при формировании и развитии толерантности в

Воспитание толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования берет

Так, в основе профессиональной деятельности современного педагога стоит задача...

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Главным средством процесса педагогического взаимодействия выступает педагог, от личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений которого зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности.

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

1) взаимодействия учителя с учащимися, связанные с нарушением дисциплины на уроке, игнорированием педагогических требований

3) взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижением...

Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани...

Педагогическая толерантность имеет многослойную структуру, способна к саморазвитию и определяет профессиональную позицию педагога.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как... Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования. Модель сетевого взаимодействия является для педагогов...

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений... Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования, качество. В педагогической практике идея сетевого взаимодействия...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность, профессиональная направленность, проект... К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО.

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных... дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность, профессиональная направленность, проект...

Педагогический аспект феномена толерантности.

Сложность феномена педагогическая толерантность заключается в том, что у современных ученых нет единой трактовки данного феномена. Кроме этого следует отметить, что наблюдается отождествление понятий «педагогическая толерантность» и «толерантность...

Задать вопрос