Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Яценко, А. М. Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада / А. М. Яценко, Н. Н. Брусенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 445-448. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85666/ (дата обращения: 17.01.2022).



Для наилучшего результата коррекционной работы необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто проконсультировать их, рассказать о проблеме, но и показать наглядно пути решения.

Ключевые слова: учитель-логопед, семья, родители, компетентность, интеграция, коррекция, речевые нарушения, взаимодействие.

Проблема взаимодействия образовательной организации и родителей всегда была и будет актуальной, так как наилучшие результаты коррекционной работы, можно достичь благодаря совместной работы детского сада и семьи.

Что же такое взаимодействие? Это когда логопед и родители действуют согласованно, а также психолог, воспитатели, музыкальный руководитель. Распределяя задачи между участниками коррекционно-развивающего процесса, мы достигаем одну общую цель.

Каждый родитель должен понимать, что необходимо участвовать в коррекционно-педагогическом процессе не потому, что этого хочет учитель-логопед, а в первую очередь потому, что это крайне необходимо для развития их собственного ребенка. Поэтому эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого логопеда.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушениями речи. В исследованиях ряда авторов (Н. Н. Авдеевой, Е. Р. Баенской, С. В. Довня, Л. А. Зигле, Т. Ю. Морозовой, Л. А. Рудаковой, Е. А. Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики [1].

Родителям не интересно слушать долгие доклады педагогов, а это значит, что для консультаций и на родительских собраниях необходимо использовать всевозможные карточки, картинки, буклеты, схемы и построить собрание так, чтобы заинтересовать и привлечь к совместной работе семьи воспитанников.

Главная значимость проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в различных точках зрения родителей и педагогов. Родители чаще всего не хотят участвовать в исправлении речевых нарушений своих детей так как не владеют педагогическими знаниями и умениями, они считают, что все сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время, чтобы позаниматься с детьми дома, выполнить домашнее задание от специалистов.

Активное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс, значительно повысит уровень эффективности работы. К основным направлениям совместной деятельности можно отнести:

  1. Развитие мотивированного взаимоотношения семьи к коррекционным занятиям детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  2. Формирование партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.
  3. Разработка и представление результатов работы в соответствии с ФГОС и структурных вариантов взаимодействия родителей и специалистов как метода повышения уровня коррекционно-образовательного процесса.
  4. Повышение знаний, компетентности семьи в вопросах речевого развития дошкольника.
  5. Обучение родителей к конкретным приемам логопедической работы.

Также для повышения эффективности коррекционной деятельности используются такие формы работы специалистов ДОУ с родителями как:

– Коллективная (родительские собрания, консультации, семинары)

– Индивидуальная (индивидуальное консультирование родителей)

– Наглядная (уголок учителя-логопеда в раздевалке, буклеты с играми и упражнениями, выставки пособий)

– Социальные сети с родителями

  1. Индивидуально (с разрешения родителей, снимается занятие логопеда с ребенком, для лучшего понимания домашнего задания, в основном для закрепления правильного произношения поставленного звука, на что необходимо обратить внимание и как правильно сделать упражнения. Далее, видео отправляется лично родителю.
  2. Коллективно (в созданную логопедическую группу, можно отправлять сообщения, касающиеся всех родителей, например: дата и время родительского собрания, семинара и другие вопросы, касающиеся всех родителей.
  3. Сайт детского сада (где можно посмотреть консультации всех специалистов электронно и в любое время).

Индивидуальная работа специалиста с семьей позволяет установить более тесный контакт. В такой беседе (или анкетировании, с помощью которого выявляются трудности, встречающиеся родителям во время занятий с ребенком, каким образом проходит общение в семье, что делают родители для обучения и развития речи) можно больше узнать о ребенке, а также какие методы воспитания родители применяют по отношению к своему малышу. Учитель-логопед может отметить для себя некоторые уловки для привлечения дошкольника к занятиям, так как чаще всего родители рассказывают много интересного о своем ребенке (его интересы, вкусы, предпочтения). Как не грустно, но бывает такое, что после нескольких занятий у дошкольника может быть отрицание к занятиям, поэтому необходимо поощрять ребенка после успешной проделанной работы. В ходе беседы специалист может дать несколько рекомендаций по дальнейшей работе с ребенком, а также сотрудничестве на протяжении всего периода коррекционной работы.

Для повышения уровня компетентности родителей, можно проводить индивидуальные занятия специалистов детского сада для тех родителей, у которых не хватает навыков организации поведения своего ребенка или низкой педагогической грамотности.

Основная форма взаимодействия специалистов с родителями является тетрадь для домашних заданий (рекомендаций). Заполняется тетрадь учителем-логопедом 2–3 раза в неделю. После проведенного занятия, задания даются не только на звукопроизношение, но и на формирование грамматического строя речи, фонематического слуха, а также развитие памяти и внимания, это зависит от тяжести нарушения речи дошкольника.

Работу с родителями необходимо проводить в двух формах письменно и устно. Прелесть письменной работы заключается в том, что родители не в состоянии запомнить и удержать в памяти, всю информацию которую предоставляет им учитель-логопед, поэтому для того чтобы они могли осмыслить все рекомендации и следовать им, необходимо раздать памятки, которые позволят выполнить все рекомендации в определенной последовательности и точности, или выполнить задание специалиста письменно и в дальнейшем проводить тоже самое занятие со своим ребенком.

Очень хорошо родителями воспринимаются буклеты, их лучше всего использовать для консультаций, родительских собраний. Если раздавать буклеты родителям после индивидуальной консультации, то работа будет особенно продуктивной.

Для того, чтобы достичь лучшего результата в коррекционной деятельности, необходимо использовать практические приемы работ. Главное добиться высокого уровня понимания и заинтересованности со стороны родителей, благодаря поэтапной работы педагогов детского сада. Понимание нужности и важности семьи знаний и умений в практической помощи своему ребенку.

Литература:

  1. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей / Т. А. Данилина. — М.: Айрис-пресс, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, коррекционная работа, домашнее задание, дошкольный возраст, коррекционная деятельность, нарушение речи, образовательная организация, обучение родителей.


Задать вопрос