Лекция как предмет активного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Павленко-Илларионова, К. А. Лекция как предмет активного обучения / К. А. Павленко-Илларионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85658/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Ключевые слова: образование, активные методы обучения, эффективность обучения, лекция-провокация, лекция-визуализация, лекция.

Сегодня занятия без использования интерактивных и активных методов уже не ведутся, это благодаря тому, что школа на протяжении времени копила опыт обучения детей. Педагоги постоянно исследовали, изучали различные формы обучения, делились своими точками зрения и нашли эффективные методы.

Значение активных методов обучения определены моделью современного образования. В настоящее время каждый преподаватель знает об активных методах обучения, и понимает, что использование таких методов будет эффективным и направленным на получение знаний учащихся. В данной статье мы рассмотрим использование активных методов обучения в колледже.

Рассмотрим понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения и многие склоняются к тому, что это синонимичные понятия, по содержанию они схожи, но отличаются между собой только степенью активности.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают субъекта приближаться к поисковой, исследовательской деятельности [3, с.7].

Интерактивные методы обучения ( interactive learning methods ) — методы обучения, построенные на активном взаимодействии обучающихся с преподавателем, контентом и между собой в коллаборативном обучении (collaborative learning) [1]. Интерактивные методы обучения отличаются от активных методов обучения, тем, что в интерактивных методах происходит взаимодействие не только с преподавателем, но и между учениками.

Обучение выполняется через наблюдение, рефлексию, опыт, также с помощью абстрактной концептуализации и через активный эксперимент. К наиболее популярным стилям обучения относятся: деятельный, рефлектирующий, теоретический, прагматический. Английскими психологами П.Хоней и А. Мамфорд разработан тест для выбора необходимого стиля обучения (Honey Mumford Preffered Learning Style Test). Применение форм и методов обучения зависит от предпочтений и целей.

Исследователи выделяют такие виды знания:

— Знание -знакомство (обучаемый знаком с теорией, но применять на практике ее не умеет);

— Знание -репродукция (может передать знания, но практика дается с трудом);

— Знание-умение (приобретает способность решать практические задачи);

— Знание-трансформация (может продуцировать новые знания и претворять их в практической деятельности)

Главной целью обучения является приобретение способности через применение полученных знаний на практике. Эдвард Дейл в шестидесятые года XX века давал своим ученикам одни и те же знания, но использовал различные способы и доказал, что 90 % усвоения материала обуславливает имитация реального действия. Активные методы вносят в процесс обучения элементы экспериментирования, достижением которого служит приобретение нового опыта.

Для применения активных методов обучения необходима психолого-педагогическая и технологическая подготовка преподавателей. Для организации работы с помощью активных методов обучения необходимо следовать определенным правилам:

— Привлечение студентов в групповую работу;

— Не более 15–20 учеников;

— Психологический настрой со стороны преподавателя;

— Организация пространства;

— Деление на группы.

К сожалению, активные методы обучения принимаются с воодушевлением не всеми студентами, но большая часть активно вовлекаются в процесс работы. Но есть студенты, которым с трудом дается групповое взаимодействие по причине особенностей личностного развития. Поэтому преподавателю необходимо обладать психологической компетентностью, которая поможет вовремя среагировать на сопротивление в групповой работе и применить различные техники для снижения тревоги или негативных эмоций.

На сегодняшний день главной целью обучения является формирование компетенций. Различные занятия помогают формировать разные уровни компетенций.

Лекция — «процесс познания», семинар — формирование практического опыта в процессе совместного участия, практические занятия — практика формирует навык.

К активным методам обучения можно отнести лекции разных видов, групповые дискуссии, кейс-ситуации, деловые игры, игровое проектирование, групповой тренинг и т. п. В таблице представлена одна из классификаций активных методов образования.

Таблица 1

Классификация активных методов образования

Не имитационные

Имитационные

Неигровые

Игровые

Лекция проблемная

Анализ конкретных ситуаций (кейсы)

Деловая игра

Лекция-визуализация

Эссе

Групповые дискуссии

Лекция провокация

Разбор документации

Техники «мозгового штурма»

Вебинар

Создание кейсов

Метафорические игры

Практические занятия

Создание проектов

Эксперимент

Курсовая работа

Имитационные упражнения

Эвристические методы («шесть шляп»)

Научно-практическая конференция

Разыгрывание ролей

Семинар

С учетом постоянно меняющихся ценностей обучаемых, мотивации и особенностей развития общества, педагоги находят новые формы активных методов обучения.

Лекции традиционной формы: вводная, общепредметная, обобщающая, обзорная. Лекция с элементами активного взаимодействия: лекция-провокация, проблемная, интерактивная, лекция в форме пресс-конференции, лекция-визуализация.

Более подробно рассмотрим лекцию-визуализацию. Лекция-визуализация дает студентам модернизировать получаемую устную и письменную информацию в визуальную форму, для формирования профессионального мышления за счёт сгруппирования и поиска наиболее важных элементов, которые содержаться в учебном материале. Демонстрационные материалы лекции-визуализации готовятся с целью дополнения словесной информации. Преподаватель выстраивает учебный материал в виде последовательного видеоряда, фиксируя внимание студентов на особо важной информации [2, с. 103–104].

Основное внимание на лекции-визуализации акцентируется в применении зрительных образов для развития визуального мышления, что позволяет эффективно понимать информацию и конвертировать знания.

Познавательная функция заключается в обеспечении студентов знаниями дисциплин входящих в образовательную программу. Функция позволяет определить пути решения практических задач и проблем. Таким образом весь учебный материал передается форме живого слова. Благодаря такому живому общению происходит контакт с личностью лектора и появляется высокая степень понимания, усвоения материала.

Развивающая функция показывает, что в процессе передачи знаний она ориентируется на мышление обучающихся. Логическое изложение материала, доказанность, приведение обоснованных методов создает условия для активации познавательной деятельности студентов в процессе лекции.

Воспитательная функция появляется в том случае если лекция содержит такой материал, который воздействует не только на интеллект, но и на чувства, волю студента.

Организующая функция рассчитана на самостоятельную работу студента как в процессе лекции, так и во время самостоятельной подготовки. Эта функция позволяет познакомить студентов с литературой и новыми источниками, указанными в программе, для дальнейшей работы на лекциях, семинарах и практических занятиях.

Все эти функции с успехом применяют в ходе лекции- визуализации, так как слова лектора дублируются на экране, оформлены красочно и иллюстрированы. Лекции наполнены научностью, доступностью, аргументированностью, единством формы и содержанием, доступностью для восприятия аудиторией.

Своеобразие лекции-пресс-конференции, она похожа на научно-практическое занятие. Лектор заранее дает вопросы, которые будут рассмотрены на лекции, и студенты приходят с готовыми ответами. Доклады длятся 5–7 минут и представляют из себя логически законченный текст. Подводя итоги самостоятельно работы и выступлений студентов, лектор дополняет или уточняет изложенную информацию, тем самым формируя основные выводы.

Очень интересна лекция-провокация. В такой лекции заранее запланированы ошибки, она стимулирует студентов постоянно контролировать предлагаемую информацию. Ошибки могут быть различны: орфографические, методологические, содержательные. Перед началом лекции преподаватель сообщает студентам о том, что в ней будут сделаны различного рода ошибки и называет их точное количество. В конце занятия проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Сегодня выбор активных методов обучения очень широк, их можно применять в различных видах учебной деятельности, как в школе, так и в университете.

Нынешние условия диктуют необходимость большего применения новых видов активных методов обучения, в которых идет взаимодействие по структуре «учитель-ученик», таких как вебинары, геймификация, арт-терапия и пр.

Резюмируя представленные методы активного обучения, приходим к выводу что такие методы решают главную задачу современного высшего профессионального образования-повышение активности и мотивация студентов учебной будущей профессиональной деятельности.

Для того чтобы использовать активные методы обучения требуется специальная психолого-педагогическая подготовка преподавателей, только через курсы повышения квалификации или переподготовки.

Литература:

  1. https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/937/
  2. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В. И. Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 155 с.
  3. Активные методы обучения: учебное пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, И. Б. Кудинова. — Москва: РУДН, 2017. — 172 с.)
Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, лекция, учебный материал, активное обучение, активный метод образования, главная цель обучения, групповая работа, интерактивный метод обучения, метод обучения, учебная деятельность.


Похожие статьи

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Наиболее часто используется классификация методов активного обучения для СПО и Высшей школы предложенную Смолкиным А.М., в которой различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность...

Классификация методов активного обучения применительно...

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [9 С.30], которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель...

Использование активных и интерактивных методов обучения...

Следующий метод активного обучения это тренинги — обучение, в котором основное

Главная цель урока — повторить и обобщить знания. Положительную роль в обучении

Во внеурочной деятельности применять активные и интерактивные методы обучения так же...

Применение активных методов обучения как одно из средств...

Технология активного обучения предполагает использование активных методов обучения (метод проектов, моделирование профессиональных ситуаций, ролевые и деловые игры, проведение «круглых столов» и т.д.), ориентированных на личность обучающегося, на его...

Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на...

Активный метод — это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах.

Использование активных методов обучения в современном...

Являясь интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то...

К вопросу об использовании методов активного обучения...

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Использование активных методов обучения в образовательном...

Активные методы обучения, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только...

Интерактивное обучение как средство развития...

Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с

Широко и другой вид лекциилекция-дискуссия. Лекция-дискуссия критическое мышление, процесс принятия способствует более его пониманию.

Похожие статьи

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Наиболее часто используется классификация методов активного обучения для СПО и Высшей школы предложенную Смолкиным А.М., в которой различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность...

Классификация методов активного обучения применительно...

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [9 С.30], которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель...

Использование активных и интерактивных методов обучения...

Следующий метод активного обучения это тренинги — обучение, в котором основное

Главная цель урока — повторить и обобщить знания. Положительную роль в обучении

Во внеурочной деятельности применять активные и интерактивные методы обучения так же...

Применение активных методов обучения как одно из средств...

Технология активного обучения предполагает использование активных методов обучения (метод проектов, моделирование профессиональных ситуаций, ролевые и деловые игры, проведение «круглых столов» и т.д.), ориентированных на личность обучающегося, на его...

Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на...

Активный метод — это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах.

Использование активных методов обучения в современном...

Являясь интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то...

К вопросу об использовании методов активного обучения...

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Использование активных методов обучения в образовательном...

Активные методы обучения, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только...

Интерактивное обучение как средство развития...

Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с

Широко и другой вид лекциилекция-дискуссия. Лекция-дискуссия критическое мышление, процесс принятия способствует более его пониманию.

Задать вопрос