Признаки и понятие российского налогового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Якунина, А. В. Признаки и понятие российского налогового контроля / А. В. Якунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85641/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье представлены общие и специальные, индивидуальные признаки налогового контроля, которые позволяют сформулировать два подхода к его понятию. Общий подход отражает понятие налогового контроля как средства опосредованного воздействия на экономическую ситуацию в государстве в рамках существующей налоговой политики. Узкий подход к понятию налогового контроля связан непосредственно с проверкой действий субъекта контроля в целях исполнения НК РФ [1].

Ключевые слова : налоговый контроль, общие и специальные признаки, общий подход, узкий подход к понятию.

Важность изучения понятия налогового контроля в Российской Федерации характеризуется современным состоянием этого вопроса.

В настоящее время в Российской Федерации финансовая система, важным компонентом которой является налоговая подсистема, еще не обладает необходимой степенью устойчивости, в том числе и в плане нормативного регулирования. В современных рыночных условиях повышается роль и значение налоговых поступлений в бюджет различных уровней, что предопределяет важность поиска современных цифровых и пр. форм обеспечения налоговой обязанности с реализацией фискального интереса государства, муниципалитетов и пр. публичных субъектов [3, с. 165].

В связи с этим для обеспечения прагматичной работы налоговой российской системы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием правовых механизмов налогового контроля, реализуемого в различных формах. Эффективные правовые конструкции фискального контроля должны способствовать стабилизации финансовой системы, повышению инвестиционной привлекательности современной российской экономики, которая характеризуется наделением субъектов коммерческой деятельности полномочиями по обеспечению взимания налогов, что противоречит модели фискального контроля, предусмотренной законодательством [5, с. 4].

По данному поводу В. В. Протас [7, с. 29] логично выделяет два общепризнанных подхода к понятию налогового контроля. В рамках первого общего подхода налоговый контроль рассматривается совокупностью государственных мер административно-правового регулирования, посредством которых реализуется налоговая политика в целях обеспечения экономического баланса и стабильности общественных отношений.

Второй, более узкий, подход подразумевает понимание налогового контроля как комплекса контрольных мер уполномоченных органов власти для обеспечения законности и проверки целесообразности различных финансовых действий налогоплательщиков в хозяйственной деятельности с основной целью выплаты установленных налогов, сборов.

Следовательно, можно выделить общие и специальные (индивидуальные, узкие) признаки налогового контроля.

Общие признаки налогового контроля в рамках его глобального восприятия характеризуют его опосредованное действие в качестве финансового инструмента, реализующего налоговую политику государства в целях сбалансированного развития его экономики.

Специальные, индивидуальные признаки налогового контроля в рамках узкого подхода к его пониманию отражают прямое действие налогового контроля на субъекта налогообложения в целях исполнения обязательных требований НК РФ и выплаты таким субъектом установленных законом налогов.

Схожие признаки и особенности двух подходов к понятию налогового контроля приводятся в работах других российских авторов.

Абдуллаева З. М. указывает, что при общем подходе налоговый контроль — это комплекс мер уполномоченных органов в целях проведения налогового учета, проверок и др. мер общегосударственного характера. В узком (специальном, индивидуальном) смысле налоговый контроль — это деятельность по проверкам исполнения НК РФ уполномоченными органами по установленным формам: проверка налогов; отбор объяснений от налогоплательщиков, от налоговых агентов, от плательщиков сборов; проверка отчетности и данных отчета; осмотр территорий, помещений, используемых налогоплательщиком для получения дохода [2, с. 352].

То есть, по тезисам З. М. Абдуллаевой, в общем контексте налоговый контроль является общегосударственной мерой налогового учета, при узком подходе — мероприятия проверки исполнения НК РФ.

Валиева А. Р. отмечает, что при общем подходе налоговый контроль определяется современными мерами реализации налоговой политики с задачами стимулирования государственной деятельности, формирования бюджета посредством выплаты налогоплательщиками определенных налогов, обеспечения налоговой дисциплины.

При узком подходе налоговый контроль — это процесс достижения установленных целей, задач, программных параметров с помощью выявления отклонений реальных результатов в отчетном периоде от запланированных и принятия мер по предотвращению таких отклонений с учетом актуальной деятельности налогоплательщика [4, с. 5].

Следовательно, по выводам А. Р. Валиевой, при общем подходе налоговый контроль является элементом налоговой политики, при узком подходе — процесс поиска и предотвращения индивидуальных отклонений.

Давыдова А. Р. приводит общие и специальные признаки налогового контроля в контексте выявления схем налоговых нарушений, среди которых выделяются особо популярные схемы ухода от налогов:

— противоправная схема необоснованного применения льгот по налогам, льготных ставок, иных налоговых преференций;

— схема недобросовестной замены одних типов договоров другими для получения налоговой выгоды;

— управленческая схема деления бизнеса в целях применения в новых компаниях спецрежимов, налоговых преференций;

— мошенническая схема проведения фиктивной сделки с фирмой-однодневкой и с аффилированной компанией для завышения ее расходов либо сокрытия доходов [6, с. 48].

То есть, по тезисам А. Р. Давыдовой, в общем и узком (специальном) понимании налоговый контроль определяется мерами противодействия противоправным схемам налоговых правонарушений, которые могут проводиться на глобальном и индивидуальном уровне.

Снигирева А. А. с соавтором систематизировали общие и специальные функциональные признаки налогового контроля, которые отражая общую и узкую сущность налогового контроля, включают:

— целевые признаки контрольной функции налогового контроля, заключающиеся в реализации его целей, задач общего и специального содержания;

— предупредительные признаки превентивной функции анализируемого вида контроля связаны с предотвращением налоговых правонарушений (уклонения от выплаты налогов, сборов) на общегосударственном и на индивидуальном уровне сферы правонарушений;

— бюджетные признаки фискальной функции налогового контроля на общем и индивидуальном уровне отражают пополнение казны налогоплательщиками;

— воспитательные признаки регулирующей функции налогового контроля определяются содействием росту активности и добросовестности налогоплательщиков, что также отражает признаки общего и специального характера;

— юридические признаки оперативно-защитной функции налогового контроля, которые заключаются в правовой защите фискальных интересов государства с помощью формирования, обновления системы административно-правовых мер на общем и специальном уровнях [8, с. 26].

Следовательно, по выводам А. А. Снегиревой, Ю. В. Иоды общие и индивидуальные функциональные признаки налогового контроля определяются целевым, превентивным, бюджетным, регулирующим, оперативно-защитным характером.

Шестакова Н. Н. и К.А, Музаффарова приводят комплексный подход к понятию налогового контроля как завершающего этапа управления налогообложением, который облачен в правовую форму закона и представляется дуалистичным элементом методики формирования на общем и индивидуальном уровнях налоговых доходов соответствующего бюджета: налоговый контроль, с одной стороны, реализует контролирующую роль налогов, но с другой — обеспечивает исполнение принудительных фискальных отношений [9, с. 374].

То есть, по указанным тезисам в общем и узком (специальном) понимании налоговый контроль выступает методом пополнения бюджета с помощью проверочных и принудительных мер.

С учетом вышеизложенного можно представить два подхода к понятию налогового контроля.

Общий подход к понятию налогового контроля как вида финансового государственного контроля предполагает его развитие в целях опосредованного воздействия на экономическую ситуацию в государстве с помощью фискальных средств в рамках существующей налоговой политики.

Узкий подход к понятию налогового контроля связан непосредственно с проверкой действий субъекта контроля в целях исполнения НК РФ и обеспечения выплаты надлежащих фискальных сумм с учетом объективно-субъективных и пр. аспектов правового регулирования современных налоговых отношений.

Следовательно, при общем подходе налоговый контроль — это установленный законодательством комплекс мер, проводимых компетентными лицами для опосредованного воздействия на экономическую ситуацию в государстве с помощью фискальных средств в рамках существующей налоговой политики.

При узком (специальном, индивидуальном) подходе налоговый контроль — это установленный законодательством комплекс мер, проводимых компетентными лицами в отношении определенного субъекта налоговых правоотношений в целях исполнения НК РФ и обеспечения выплаты надлежащих фискальных сумм с учетом объективно-субъективных и пр. особенностей правового регулирования современных налоговых отношений.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
  2. Абдуллаева З. М. Роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 352–354.
  3. Бортников С. П. Стратегия развития налогообложения в цифровую эпоху электронной торговли // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 1. С. 165–182.
  4. Валиева А. Р. Налоговый контроль как основная форма государственного контроля // Научный диалог: Экономика и менеджмент: сборник научных трудов по материалам XXII международной научной конференции. 2019. С. 4–5.
  5. Васянина, Е. Л. Теоретические основы правового регулирования публичных доходов в Российской Федерации: автореф. дис.... докт. юрид. наук: 12.00.04 / Васянина Елена Леонидовна]. — Москва, 2016. — 54 с.
  6. Давыдова А. Р. Налоговый контроль как вид государственного финансового контроля // Юридический факт. 2018. № 25. С. 48–50.
  7. Протас В. В. Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля // Научно-практические исследования. 2020. № 3–4 (26). С. 28–30.
  8. Снигирева А. А. Налоговый контроль — вид финансового контроля / А. А. Снигирева, Ю. В. Иода // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова»: сборник. 2019. С. 25–29.
  9. Шестакова Н. Н. Налоговый контроль как форма финансового контроля / Н. Н. Шестакова, К. А. Музаффарова // Новая наука и формирование культуры знаний современного человека: сборник научных трудов. Под редакцией С. В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 371–376.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, общий подход, узкий подход, признак, РФ, цель исполнения, индивидуальный уровень, налоговая политика, существующая налоговая политика, экономическая ситуация.


Ключевые слова

налоговый контроль, общие и специальные признаки, общий подход, узкий подход к понятию
Задать вопрос