Познавательное развитие дошкольников посредством технологии использования рабочей тетради | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Тараскина, О. И. Познавательное развитие дошкольников посредством технологии использования рабочей тетради / О. И. Тараскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85632/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время в сфере дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме познавательного развития детей. В связи с этим актуальным становится использование современных образовательных технологий. В статье рассмотрены вопросы возможности применения технологии использования рабочей тетради в работе по познавательному развитию дошкольников.

Ключевые слова: рабочая тетрадь дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательное развитие, образовательная технология.

В современных образовательных условиях особое место уделяется всестороннему гармоничному развитию ребенка-дошкольника. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования наряду с областями физического, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития выделяется область познавательного развития дошкольника [4].

Под познавательным развитием дошкольника понимается развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественнонаучных представлений [3].

Содержание познавательного развития на разных возрастных этапах включает развитие когнитивных способностей (восприятия, анализа, памяти, мышления, внимания т. д.), развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром (предметным и социальным окружением, миром живой и неживой природы).

В соответствие с ФГОС познавательное развитие дошкольников должно осуществляться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; при предоставлении возможность выбора детьми материалов, видов активности; с применением вариативных и возрастосообразных средств, методов и технологий; в условиях поддержки детской инициативы и самостоятельности [4].

В связи с этим становится актуальной проблема применения образовательных технологий в рамках реализации педагогического процесса дошкольными образовательными учреждениями, в том числе в области познавательного развития детей.

Образовательная технология — это системный метод воспроизведения педагогического процесса на основе апробированных и логически выстроенных процедур обучения и воспитания, оптимизирующих образовательный процесс, с определенной степенью вероятности обеспечивающий получение планируемых результатов [1].

Использование образовательных технологий в педагогическом процессе дает возможность повышать качество образования, эффективно использовать учебное время, развивать творческие способности детей.

На сегодняшний день в системе образования представлен широкий спектр образовательных технологий, применяемых в работе с дошкольниками: коллекционирование, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), компьютерные, здоровьесберегающие, игровые, проектные технологии, образовательные квесты, геокешинг, посткроссинг и многие другие. В их числе можно выделить и технологию использования рабочей тетради.

Рабочая тетрадь — это комплекс развивающих и творческих заданий на печатной основе, ставший востребованным элементом работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Использование рабочих тетрадей позволяет знакомить ребенка с сенсорными эталонами и перцептивными действиями, счетом, величиной, временем, миром природы и социальным окружением; развивать память, мышление, внимание, логику, мелкую моторику и другие способности; закреплять полученные знания.

Загадки, логические задачи, задания типа лабиринт, дорисуй и раскрась, раскрась по цифрам, обведи по контуру, соедини линиями (установление соответствия), найди лишнее, «что было сначала, а что потом» (установление последовательности), продолжи ряд, задания на установление и сравнение цвета, формы, величины и многие другие способствуют эффективному и непринужденному обучению детей дошкольного возраста.

Важно следить, чтобы содержание рабочей тетради соответствовало возрасту дошкольников. Также стоит учитывать, что в младших и средней группах детского сада использование рабочих тетрадей ограниченно в силу возрастных особенностей детей, и тетрадь рекомендуется разбирать на рабочие листы, последовательно выдавая их детям. В старшей и подготовительной группах расширяется самостоятельность детей, произвольность их психологических процессов, круг познавательных интересов, вместе с тем расширяются и возможности применение рабочих тетрадей.

Не менее важно помнить, что недопустимо рассматривать использование рабочих тетрадей в дошкольном образовании как самоцель, «в чистом виде» как в школе. Данная образовательная технология должна быть лишь элементом и использоваться в системе с другими технологиями, методами и средствами.

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности», что повышает активность детей и позволяет более рационально использовать время занятия. Использование рабочих тетрадей позволяет соблюдать индивидуальный темп работы ребенка, строить образовательный процесс на основе принципа «от простого к сложному», развивать настойчивость, старательность, целеустремленность; в тетрадях сами дошкольники могут проследить свои «успехи и неудачи», что способствует развитию их самооценки.

Хорошее качество страниц рабочих тетрадей, яркие и насыщенные картинки, присутствие сюжета или героя-проводника, задания в игровой форме позволяют увлечь детей, повысить интерес к познанию.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф.Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И.Загвязинского, А. Ф.Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 11-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 416 с.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
  4. ФГОС: [сайт]. — 2016 — URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 7.11.2021). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, дошкольное образование, использование рабочих тетрадей, дошкольный возраст, образовательная технология, педагогический процесс, познавательное развитие детей, образовательный процесс, познавательное развитие, социальное окружение.


Ключевые слова

образовательная технология, дошкольный возраст, познавательное развитие, рабочая тетрадь дошкольное образование

Похожие статьи

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развити...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...

Квест как одна из современных технологий обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

В статье автор обращает внимание на то, что педагоги в своей педагогической деятельности стали активно использовать разнообразные инновационные технологии и выбирать эффективные формы взаимодействия с детьми, чтобы способствовать всестороннему развит...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Интерактивная тетрадь — один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор описывает использование в образовательном процессе интерактивного метода, который делает процесс обучения увлекательным и привлекательным.

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Похожие статьи

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развити...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...

Квест как одна из современных технологий обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

В статье автор обращает внимание на то, что педагоги в своей педагогической деятельности стали активно использовать разнообразные инновационные технологии и выбирать эффективные формы взаимодействия с детьми, чтобы способствовать всестороннему развит...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Интерактивная тетрадь — один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор описывает использование в образовательном процессе интерактивного метода, который делает процесс обучения увлекательным и привлекательным.

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Задать вопрос