Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Познавательное развитие дошкольников посредством технологии использования рабочей тетради

Педагогика
17.11.2021
395
Поделиться
Библиографическое описание
Тараскина, О. И. Познавательное развитие дошкольников посредством технологии использования рабочей тетради / О. И. Тараскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85632/.


В настоящее время в сфере дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме познавательного развития детей. В связи с этим актуальным становится использование современных образовательных технологий. В статье рассмотрены вопросы возможности применения технологии использования рабочей тетради в работе по познавательному развитию дошкольников.

Ключевые слова: рабочая тетрадь дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательное развитие, образовательная технология.

В современных образовательных условиях особое место уделяется всестороннему гармоничному развитию ребенка-дошкольника. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования наряду с областями физического, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития выделяется область познавательного развития дошкольника [4].

Под познавательным развитием дошкольника понимается развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественнонаучных представлений [3].

Содержание познавательного развития на разных возрастных этапах включает развитие когнитивных способностей (восприятия, анализа, памяти, мышления, внимания т. д.), развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром (предметным и социальным окружением, миром живой и неживой природы).

В соответствие с ФГОС познавательное развитие дошкольников должно осуществляться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; при предоставлении возможность выбора детьми материалов, видов активности; с применением вариативных и возрастосообразных средств, методов и технологий; в условиях поддержки детской инициативы и самостоятельности [4].

В связи с этим становится актуальной проблема применения образовательных технологий в рамках реализации педагогического процесса дошкольными образовательными учреждениями, в том числе в области познавательного развития детей.

Образовательная технология — это системный метод воспроизведения педагогического процесса на основе апробированных и логически выстроенных процедур обучения и воспитания, оптимизирующих образовательный процесс, с определенной степенью вероятности обеспечивающий получение планируемых результатов [1].

Использование образовательных технологий в педагогическом процессе дает возможность повышать качество образования, эффективно использовать учебное время, развивать творческие способности детей.

На сегодняшний день в системе образования представлен широкий спектр образовательных технологий, применяемых в работе с дошкольниками: коллекционирование, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), компьютерные, здоровьесберегающие, игровые, проектные технологии, образовательные квесты, геокешинг, посткроссинг и многие другие. В их числе можно выделить и технологию использования рабочей тетради.

Рабочая тетрадь — это комплекс развивающих и творческих заданий на печатной основе, ставший востребованным элементом работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Использование рабочих тетрадей позволяет знакомить ребенка с сенсорными эталонами и перцептивными действиями, счетом, величиной, временем, миром природы и социальным окружением; развивать память, мышление, внимание, логику, мелкую моторику и другие способности; закреплять полученные знания.

Загадки, логические задачи, задания типа лабиринт, дорисуй и раскрась, раскрась по цифрам, обведи по контуру, соедини линиями (установление соответствия), найди лишнее, «что было сначала, а что потом» (установление последовательности), продолжи ряд, задания на установление и сравнение цвета, формы, величины и многие другие способствуют эффективному и непринужденному обучению детей дошкольного возраста.

Важно следить, чтобы содержание рабочей тетради соответствовало возрасту дошкольников. Также стоит учитывать, что в младших и средней группах детского сада использование рабочих тетрадей ограниченно в силу возрастных особенностей детей, и тетрадь рекомендуется разбирать на рабочие листы, последовательно выдавая их детям. В старшей и подготовительной группах расширяется самостоятельность детей, произвольность их психологических процессов, круг познавательных интересов, вместе с тем расширяются и возможности применение рабочих тетрадей.

Не менее важно помнить, что недопустимо рассматривать использование рабочих тетрадей в дошкольном образовании как самоцель, «в чистом виде» как в школе. Данная образовательная технология должна быть лишь элементом и использоваться в системе с другими технологиями, методами и средствами.

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности», что повышает активность детей и позволяет более рационально использовать время занятия. Использование рабочих тетрадей позволяет соблюдать индивидуальный темп работы ребенка, строить образовательный процесс на основе принципа «от простого к сложному», развивать настойчивость, старательность, целеустремленность; в тетрадях сами дошкольники могут проследить свои «успехи и неудачи», что способствует развитию их самооценки.

Хорошее качество страниц рабочих тетрадей, яркие и насыщенные картинки, присутствие сюжета или героя-проводника, задания в игровой форме позволяют увлечь детей, повысить интерес к познанию.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф.Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И.Загвязинского, А. Ф.Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 11-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 416 с.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
  4. ФГОС: [сайт]. — 2016 — URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 7.11.2021). — Текст: электронный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
рабочая тетрадь дошкольное образование
дошкольный возраст
познавательное развитие
образовательная технология
Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 436-438):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 436-438стр. 505

Молодой учёный