Правовой статус саморегулируемых организаций в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Казеева, В. С. Правовой статус саморегулируемых организаций в РФ / В. С. Казеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85617/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье раскрываются особенности правового статуса саморегулируемых организаций в Российской Федерации через осуществляемые ими функции, подчеркивается особая правовая природа саморегулируемых организаций.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, правовой статус саморегулируемой организации, функции саморегулируемой организации

Саморегулирование — самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности, а также контроль за соблюдением требований разрабатываемых правил и стандартов.

Правовое регулирование саморегулируемых организаций осуществляется Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ.

Особенности саморегулируемых организаций в определенной сфере предпринимательской или профессиональной деятельности содержатся в отдельных законах. Так, в Градостроительном кодексе РФ определяются особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусматривает регулирование оценочной деятельности, в том числе, и саморегулируемыми организациями. В ряде других федеральных законов также предусматриваются особенности саморегулирования отдельных видов деятельности.

Сущностью саморегулирования, как указывают некоторые авторы, является передача государством отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемым организациям [1].

Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация представляет собой некоммерческую организацию, созданную в целях, предусмотренных федеральными законами, основанную на членстве, объединяющую субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющую субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Вследствие большого количества саморегулируемых организаций возникает вопрос об их правовой природе: рассматривать ли саморегулируемую организацию в качестве отдельной правовой формы юридического лица. В литературе на этот счет есть разные мнения.

Ряд авторов отмечает, что в ФЗ «О саморегулируемых организациях» замечается некая двойственность гражданско-правового статуса саморегулируемой организации. С одной стороны, саморегулируемая организация является некоммерческой организацией. С другой стороны, такие организации наделены рядом публичных функций, в связи с чем они имеют субъектов, имеющих публично-правовой статус. Так, саморегулируемые организации принимают стандарты и правила в той сфере, в которой они созданы, и такие стандарты и правила являются обязательными для субъектов конкретного вида предпринимательской или профессиональной деятельности. Саморегулируемые организации осуществляют контроль за соблюдением правил и стандартов. В таком случае саморегулируемые организации рассматриваются как публично-частные организации, которые обеспечивают баланс частных и публичных интересов [2].

И. В. Ершова подчеркивает, что саморегулируемые организации нельзя рассматривать в качестве отдельной организационно-правовой формы юридического лица [3]. Автор отмечает, что саморегулируемые организации имеют особый публично правовой статус, который саморегулируемая организация получает при соответствии требованиям, установленным в законе, и с момента внесения сведений о такой организации в соответствующий реестр.

Саморегулируемая организация имеет ряд признаков юридических лиц публичного права, о которых в своих работах упоминают авторы, в частности, Е. А. Суханов. Так, саморегулируемая организация выполняет публично-правовые и частноправовые функции, владеет имуществом, которое имеет целевое предназначение.

Особый правовой статус саморегулируемых организаций раскрывается через функции, которые они выполняют. Обобщая нормы закона, авторы выделяют регулирующую, контрольную и обеспечительную функцию саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации наделены функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов. Для этого саморегулируемая организация формирует компенсационный фонд. Однако, как отмечает А. Э. Захарова, имущественная ответственность саморегулируемой организации и ее членов зачастую носит декларативных характер. Так, если рассматривать деятельность оценщиков, при определении в качестве повышения ответственности оценщиков принципа имущественной ответственности не учтено, что оценочная деятельность осуществляется преимущественно юридическими лицами, и поэтому юридическое лицо не имеет никаких гражданско-правовых отношений с саморегулируемой организацией, в которых состоят его работники, а вследствие этого вопрос об обеспечении компенсации убытков средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации не может быть решен [4].

Саморегулируемые организации выполняют функцию контроля за осуществлением ее членами деятельности. Для этого саморегулируемые организации вправе проводить плановые и внеплановые проверки. Надзор за деятельностью самих саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным органом РФ (например, Росреестр осуществляет надзор за деятельностью оценщиков). Как указывает А. Э. Захарова, при выявлении нарушений закона оценщиком уполномоченный орган не может привлечь оценщика к административной ответственности, так как КоАП не содержит оснований привлечения оценщика к такой ответственности, однако, в данном случае саморегулируемая организация, в которой обязан состоять оценщик, может привлечь его к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, саморегулируемые организации — это некоммерческая организация, имеющая особый публично-правовой статус. Саморегулируемые организации выполняют публично-правовые и частноправовые функции, что обуславливает специфику их правовой природы.

Литература:

  1. Предпринимательское право / отв. ред. Е. П. Губин, А. Г. Лахно: учебник для вузов. — М: Юристъ, 2017. — 999.
  2. Алгазина А. Ф. Понятие саморегулирования в административном праве // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2014. — № 5. — С. 25–29.
  3. Предпринимательское право / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова: учебник для бакалавров. — М: Проспект, 2016. — 624 с.
  4. Захарова, А. Э. Особенности ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков в Российской Федерации / А. Э. Захарова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2019. — № 42. — С. 108–112.
Основные термины (генерируются автоматически): саморегулируемая организация, профессиональная деятельность, некоммерческая организация, оценочная деятельность, правовой статус, юридическое лицо, имущественная ответственность, компенсационный фонд, правовая природа, Российская Федерация.


Ключевые слова

саморегулируемая организация, правовой статус саморегулируемой организации, функции саморегулируемой организации
Задать вопрос