Саморегулирование в сфере рекламы: перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Князева, А. И. Саморегулирование в сфере рекламы: перспективы развития / А. И. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85600/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье автор рассматривает особенности правового регулирования саморегулируемых организаций в сфере рекламы и анализирует возможности изменения действующего законодательства.

Ключевые слова : саморегулируемые организации, реклама, проект изменений.

Саморегулирование профессиональной предпринимательской деятельности — это действенный механизм регулирования профессионального рынка. Главная идея, которую преследуют саморегулируемые организации (далее — СРО) — переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов в конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка. Это позволяет сократить бюджетные расходы, а также сместить внимание государственного надзора в сторону надзора за результатом деятельности вместо надзора за самой деятельностью [1, с. 122], что, несомненно, является преимуществом саморегулирования.

Регламентация отношений, возникающих в сфере саморегулирования, осуществляется на основе положений Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 11.06.2021) (далее — Закон о СРО). В настоящее время в Российской Федерации уже действуют СРО оценщиков, СРО аудиторов, СРО проектировщиков, СРО строителей, СРО изыскателей и др. Помимо названного выше закона деятельность СРО в конкретной отрасли регулируется специальным законодательством.

Возможность создания СРО в рекламной сфере предусмотрена Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 02.07.2021) (далее — Закон о рекламе). Так, в статье 31 Закона о рекламе установлено, что СРО в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением [2]. Поскольку в Законе о рекламе не установлено иное, членство в СРО в сфере рекламы является добровольным.

В статье 32 рассматриваемого закона исчерпывающим образом закреплены права СРО в сфере рекламы. Данные права, по сути, дублируют основные функции саморегулируемых организаций, содержащиеся в Законе о СРО, и не отражают всех особенностей деятельности СРО в сфере рекламы.

В то же время, как отмечает Захарова А. Э., саморегулирование — это живой рыночной механизм, который нуждается в постоянном совершенствовании и поддержке, в том числе со стороны государства [3, с. 68].

В связи со сказанным, представляется интересным рассмотреть проект изменений в Закон о рекламе и Закон о СРО, подготовленный Федеральной антимонопольной службой [4], в части изменений в регулировании института СРО в сфере рекламы.

Так, согласно рассматриваемому проекту, перечень прав саморегулируемых организаций в сфере рекламы предлагается расширить и включить в него: право рассматривать споры по фактам распространения рекламы, которая содержит признаки нарушений требований законодательства о рекламе и, по итогам рассмотрения таких споров, право признавать рекламу содержащей нарушения требований законодательства о рекламе, право выдавать субъектам рекламной деятельности требования о прекращении или изменении рекламы; право осуществлять оценку рекламных материалов в том числе на платной основе по запросам лиц, не являющихся членами СРО и др.

Право рассматривать споры по фактам распространения рекламы, которая содержит признаки нарушений требований законодательства о рекламе, СРО получит только в случае заключения соглашения с федеральным антимонопольным органом. Срок действия такого соглашения составит 5 лет с возможностью продления на аналогичный срок. В проекте указывается также на возможность досрочного расторжения соглашения как федеральным антимонопольным органом, так и СРО.

При этом важно указать, что на основании такого соглашения, возможно будет рассматривать только споры о нарушении требований законодательства о рекламе, которые предусмотрены статьями 5–9, 21, 24–30.2 Закона о рекламе.

Еще одним важным моментом является то, что не каждая СРО в сфере рекламы сможет рассматривать данные споры, а лишь та, которая отвечает определенным критериям. Эти критерии также установлены в рассматриваемом проекте поправок. Помимо требований к учредительным документам, СРО должна будет иметь не менее одного филиала в каждом федеральном округе Российской Федерации, и в состав ее членов должно будет входить хотя бы по одному объединению, отдельно относящемуся к рекламодателям, к рекламопроизводителям и рекламораспространителям, членами которого является не менее пятнадцати таких лиц, при этом каждое из указанных лиц должно фактически осуществлять деятельность на рынке рекламы не менее пяти лет [4].

Общий порядок рассмотрения споров в отношении рекламы саморегулируемой организаций предлагается установить в отдельной статье.

Анализируя предлагаемые изменения, саму процедуру рассмотрения споров можно условно подразделить на следующие этапы:

  1. Возбуждение спора — возможно как по инициативе СРО, так и по заявлениям и обращениям граждан, юридических лиц и органов государственной власти и местного самоуправления, а также по представлению прокурора. СРО вправе будет оставить заявлении без рассмотрения, в случае, если оно не соответствует предъявляемым к нему требования. Так, заявление должно содержать описание нарушения законодательства о рекламе и наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, которые допустили такие нарушения. В проекте поправок указывается также на возможность передачи заявления и материалов на рассмотрение в антимонопольный орган, на возможность отказа в возбуждении спора.
  2. Непосредственно рассмотрение спора — порядок разбирательства будет определяться СРО, которая при этом должна руководствоваться принципами независимости, коллегиальности, отсутствия конфликта интересов, прозрачности процедуры рассмотрения споров и конфиденциальности.
  3. Принятие решения — по итогам рассмотрения спора СРО принимает решение о наличии или отсутствии нарушения законодательства о рекламе, а также разрешает вопрос о выдаче рекламодателю, рекламопроизводителю и рекламораспространителю требования о прекращении или изменении рекламы. Такое решение может быть оспорено в суде, в том числе в арбитражном, в течение трех месяцев с даты вынесения решения или требования.

Таким образом, рассмотрев проект изменений в Закон о рекламе и Закон о СРО, можно сказать, что в целом, предлагаемые изменения имеют положительное значение, поскольку способствуют: укреплению роли саморегулируемых организаций в сфере рекламы, в том числе путем предоставления им новых прав; снятию определенной нагрузки с антимонопольных органов в части контроля ими соблюдения требований законодательства о рекламе, при этом не делая такой контроль менее эффективным.

В то же время проект поправок нуждается в серьезной доработке. Так, требования, предъявляемым к СРО, желающим заключить соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы с федеральным антимонопольным органом, должны быть менее жесткими, особенно в отношении к составу членов такой организации. Также необходимо дать разъяснения, что следует понимать под существенным нарушением СРО требований законодательства, под ненадлежащим выполнением СРО своих функции и под некоторыми иными вводимыми понятиями. Необходимо также обратить внимание на отдельные вопросы процедуры рассмотрения споров саморегулируемой организацией. Например, уточнить в течение какого срока необходимо подать заявление, обращение для того, чтобы возбудить спор; указать общий срок рассмотрения спора; разъяснить, кто вправе оспорить в судебном порядке решение, требование СРО, принятое по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы и др.

Литература:

  1. Захарова А. Э. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2020. № 2. С. 119–123.
  2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. — 2006 г. — № 51.
  3. Захарова А. Э. Тенденции развития саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Проблемы развития саморегулируемых организаций в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: сборник материалов круглого стола. 11 ноября 2019 года / Оренбургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; отв. ред. и авт. предисловия А. Э. Захарова. Оренбург, 2019. 135 с.
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)» // Кодекс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564221228 (дата обращения: 14.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): сфера рекламы, реклама, СРО, отношение рекламы, проект изменений, федеральный антимонопольный орган, возбуждение спора, изменение рекламы, Российская Федерация, саморегулируемая организация.


Ключевые слова

реклама, саморегулируемые организации, проект изменений
Задать вопрос