Расширение применения цифровых технологий как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Насонов, Д. А. Расширение применения цифровых технологий как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации / Д. А. Насонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 255-256. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85598/ (дата обращения: 21.01.2022).



В статье автор обозначает проблемы, возникающие в рамках внедрения цифровых технологий в государственное управление в Российской Федерации, а также направления их преодоления.

Ключевые слова: государственная власть, государственное управление, цифровизация, цифровое правительство, цифровые технологии, электронное правительство.

Расширение применения цифровых технологий — общемировой тренд управленческой деятельности органов государственной власти. Соответствующие научные разработки и практики характерны для большинства современных государств мира, которые принято относить к передовым и развитиям.

Цифровизация официально признается одним из направлений развития государственного управления в Российской Федерации. Значимость и важность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий неоднократно отмечались Президентом Российской Федерации [11], подчеркивались в нормативных актах Правительства Российской Федерации [6], а также отражались в решениях иных субъектов государственной власти и управления на федеральном [8] и региональном уровнях [7].

В целом следует указать на большой объем работы, проделанной в данном направлении. Так, по итогам очередного выпуска глобального рейтинга ООН по развитию электронного правительства (EGDI) в 2020 году Российская Федерация заняла 36 место, а Москва в 2018 году заняла первое место в соответствующем рейтинге среди городов [12].

Однако анализ нормативных актов, регулирующих соответствующие процессы, позволяет отметить недостатки:

— различие в статусах программных и нормативных документов (часть из них является актами Президента, часть принята Правительством, часть утверждена даже не органами власти, а совещательными структурами);

— отсутствие в актах структурного единства (из-за того, что акты принимаются разными органам и имеют разный статус объективно сложно ожидать от них структурного единства, которое позволило бы применять их комплексно);

— различие целей и целевых показателей (даже при наличии таких элементов, которые, в свою очередь, указываются далеко не всегда);

— подзаконный характер регулирования многих вопросов, для которых более обоснованной, оправданной и эффективной выступила бы законодательная форма закрепления;

— отсутствие «четкой градации по масштабности и приоритетности» в содержании актов [3].

В то же время потенциал применения цифровых технологий в сфере государственное управление не только не исчерпан, но даже не до конца оценен, хотя соответствующие попытки на официальном уровне предпринимаются [14]. При этом расширение применения цифровых и информационных технологий в системе современного государственного управления уже серьезно трансформирует внешние формы управленческой деятельности органов власти. Применение цифровых технологий в некоторых вопросах уже вытеснило традиционные формы. Эти изменения настолько существенные, что рядом авторов высказывается мнение, что наметившаяся цифровизация государственного управления — это новая административная реформа [4].

Специалисты говорят о появлении «E-governance» («электронного правительства» или «цифрового правительства» [2]), характеризуя его как новую форму государственного управления, основанную на информационно-коммуникационных технологиях [13] и ориентированную на «эффективное, быстрое и прозрачное предоставление информации гражданам, а также органам государственной власти для обеспечения успешного функционирования государства» [15].

При этом все большую роль в подобном управлении должны играть граждане, выступая участниками «совместного управления» территориями, регионами и государством в целом. В связи с этим, вероятно, предстоит системное преобразование в формах, методах и структуре, а также самой деятельности государственно-властных институтов, кардинальное увеличение уровня участия (вовлеченности) населения в процедуры принятия решений, а также развитие эффективной и быстрой обратной связи, повышение открытости государства и его отдельных институтов [5]. Интересно отметить, что специалисты отмечают даже перспективность технологии геймификации для применения в данной сфере [1].

В настоящее время одним из ключевых технологических инструментов подобного государственного управления выступают специализированные цифровые платформы. В связи с этим можно отметить, что Российская Федерация не является аутсайдером, а, например, портал «Активный Гражданин», упоминается в зарубежных источниках в позитивном ключе [16]. Также постоянно повышается эффективность деятельности портала (порталов) государственных и муниципальных услуг как за счет повышение числа сервисов, так и за счет повышения уровня их удобства. В частности, уже вполне реалистичными кажутся задачи по оказанию государственных услуг в проактивном режиме.

Таким образом, новые цифровые и информационные технологии, включая социальные сети, цифровые платформы, мобильные приложения и иные аналогичные инструменты, уже влияют на осуществление руководства службами и управление территориями, оказание государственных и муниципальных услуг государственными органами власти и органами местного самоуправления. В том числе цифровизация сделала «совместное управление» реальной формой более высокого уровня вовлечения граждан в управление делами государства [9]. В то же время положительные эффекты цифровизации в сфере государственного управления могут быть в полной мере достигнуты только при условии, что «информационными» и «цифровыми» станут если не все, то значительно большинство функций, стадий и появлений процесса управления [10].

Литература:

  1. Аверин А. В., Погодина И. В., Авдеев Д. А. Применение геймификации в государственном управлении (потенциал технологии) // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 10. С. 18–22.
  2. Грипич С. А. Правовые аспекты внедрения цифровых технологий в государственное управление // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 50.
  3. Зубарев С. М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 23–32.
  4. Зубарев С. М. Цифровизация государственного управления: новая административная реформа? // Административное право и процесс. 2020. № 7. С. 66.
  5. Киреева Е. Ю. Цифровая демократия: мифы и реальность // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 29–32
  6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г. URL: http:// consultant.ru (дата обращения: 20.10.2021).
  7. Паспорт регионального проекта «Цифровое государственное управление» (Липецкой области), утвержден протоколом заседания координационного Совета от 13 декабря 2018 г. № 6. URL: https://www.admlip.ru (дата обращения: 20.10.2021).
  8. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 28 мая 2019 г. № 9). URL: http:// consultant.ru (дата обращения: 20.10.2021).
  9. Погодина И. В. Вовлеченность граждан в государственное управление или «совместное руководство»: методы и формы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 4. С. 6–8.
  10. Попова Н. Ф. Необходимость цифровизации государственного управления в РФ // Административное право и процесс. 2020. № 2. С. 48–53.
  11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. URL: http:// consultant.ru (дата обращения: 20.10.2021).
  12. Рейтинг электронного правительства ООН (EGDI). URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 20.10.2021).
  13. Смотрицкая И. И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические риски и вызовы. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-v-usloviyah-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki-strategicheskie-vyzovy-i-riski (дата обращения: 20.10.2021)
  14. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.
  15. Устинович Е. С., Новикова Т. П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 9. С. 16–22.
  16. Электронное правительство России // URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 20.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Российская Федерация, государственная власть, электронное правительство, EGDI, структурное единство.


Задать вопрос