Понятие договора коммерческой концессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Подольская, А. А. Понятие договора коммерческой концессии / А. А. Подольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85542/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор определяет понятие договора коммерческой концессии.

Ключевые слова: коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза, договор.

Теоретические особенности договора коммерческой концессии прежде всего взаимосвязаны с его понятием, однако данный вопрос является наиболее дискуссионным в научных кругах, так как, даже пока показывает пример первого параграфа настоящего исследования, существует проблематика соотношений понятий «договор коммерческой концессии», «коммерческая концессия», «франчайзинг», «франшиза». Необходимо раскрыть содержание данных понятий и рассмотреть мнения различных авторов по данному вопросу.

Понятие «франчайзинга» образовано от английского слова «franchising», которое означает право, привилегия или правомочие. В некоторых государствах понятие франчайзинга закреплено на законодательном уровне, при этом в каждом иностранном государстве по-своему трактуется понятие договора франчайзинга, в зависимости от различных основополагающих факторов, влияющих на заключение данного договора. К примеру, в Англии франчайзинг трактуется как соглашение, позволяющее осуществлять предпринимательскую деятельность, в которой лицо получает прибыль (доход), на основании того, что имеет право пользоваться торговой маркой, дизайном или иной интеллектуальной собственности, а также репутацией, которая взаимосвязана с франчайзером. Как отмечает С. А. Сосна, в США понятие франчайзинга понимается в нескольких значениях, к примеру, франчайзинг понимается как бизнес-формат договора, где франчайзи осуществляет предпринимательскую деятельность по методам франчайзера, с помощью его торговой марки, а также фирменного наименования. В другом случае франчайзинг трактуется как договор, по которому франчайзи наделен правом продавать товары, произведенные франчайзером, при этом не получает никакой помощи от него по ведению бизнеса.

Рассмотрим различные точки зрения отечественных авторов на данное понятие. По мнению автора Е. Р. Гудим, франчайзинг выражается в установление долгосрочного сотрудничества между сторонами, являясь определенным экономическим явлением, при котором одна сторона — правообладатель (или франчайзер), передает исключительные права для пользования, производит обучение имеющимся технологиям производства, а также предоставляет все необходимое для осуществления деятельности пользователя (или франчайзи) [1, c. 28]. В данном случае автор делает акцент на то, что франчайзинг является наиболее широким понятием, и вся терминология исследуемого правового института исходит именно от понятия франчайзинга. Мы придерживаемся аналогичной точки зрения, что первоначально важно раскрыть именно понятие франчайзинга как наиболее широко из перечисленных выше понятий, но только потому, что оно является наиболее распространенным в мировой практике применения данной терминологии.

Немаловажное значение имеет понятие франчайзинга, раскрытое автором Е. А. Сухановым. И так, франчайзинг, по мнению данного автора представляет собой возмездное приобретение одним предпринимателем, именуемым пользователем, у другого предпринимателя, именуемым правообладателем, который, как правило представляет собой известную компанию с хорошей репутацией, права на использование средств индивидуализации товаров, работ и услуг, принадлежащих правообладателю, а также секреты производства (ноу-хау) для того, чтобы осуществлять идентичную деятельность самостоятельно, но при этом «под маской» правообладателя [3, c. 432–438].

Относительно раскрытия понятия франчайзинга в российской правовой системе, особое внимание стоит уделить событиям, произошедшем в 2016 году, когда был отклонен проект Федерального закона «О франчайзинге», причем в первом же чтении. Данный проект федерального закона определял франчайзинг как систему правоотношений, при которой франчайзер передает франчайзи право пользования его исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним различные средства индивидуализации, при наличии обмена на финансовое вознаграждение (прямое или косвенное), с целью продажи продукта или предоставления услуг франчайзера по заранее установленным правилам ведения бизнеса, которые устанавливаются именно франчайзером в рамках заключенного между ними договора и исключительно в период его действия [2].

Анализируя рассмотренные определения, считаем, что франчайзинг представляет собой гражданско-правовой договор, при котором одна сторона, именуемая франчайзи, приобретает разрешение на коммерческое использование комплекса исключительных и иных прав франчайзера с целью получения дохода, с учетом соблюдения правил ведения такой предпринимательской деятельности.

Понятие франшизы образовано от французского «franchise», которое понимается как льгота или привилегия. По своей сути термины франшизы и франчайзинга равнозначны, и различия в их наименовании обусловлено тем, что имеются особенности транскрипции терминов при переводе на русский язык английской и французской литературы и законодательных актов, при этом в некоторых правовых ситуациях франшиза и франчайзинг могут рассматриваться по-разному, с небольшими отличиями. К примеру, в США франшиза трактуется как правоотношения в коммерческой сфере, которые основываются на заключенном соглашении между сторонами и которое выражается в том, что одна сторона осуществляет действия, взаимосвязанные с продажей определенных товаров, услуг с определенной маркой, наименованием, символом в коммерческой сфере, которые идентифицируют правообладателя, при том что правообладатель проводит контрольные действия по осуществляемой работе другой стороны в сфере таких товаров или услуг, а также оказывает содействие в рекламных компаниях, предоставлением торговых площадей, оборудовании, и иных действиях, которые направлены на развитие данной деятельности за оплату со стороны лица, который пользуется идентификационными данными, принадлежащими правообладателю. На наш взгляд, франшиза представляет собой определенный комплекс благ, который состоит в праве франчайзи использовать бренд и бизнес-систему, принадлежащие франчайзеру, а также другие блага, которые необходимы для создания и ведения бизнеса по системе, которая принадлежит франчайзеру.

Определение коммерческой концессии представляет собой особую систему организации предпринимательской деятельности. Понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке второй части ГК РФ, как наиболее соответствующее по смыслу английскому слову «франчайзинг». Коммерческая концессия является одним из новых институтов российского гражданского права, по сравнению с теми институтами, которые сформировались еще в ХХ веке и активно развивались в тот период. При этом данное понятие не относится к концессионному договору и по смыслу своего содержания не имеет общих черт с ним. На наш взгляд, коммерческая концессия представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, являющаяся двусторонней гражданско-правовой сделкой. В целом же понятие коммерческой концессии является достаточно сложным и емким, при этом его можно рассмотреть с нескольких позиций, к примеру, как систему отношений, а также как механизм, как договор либо соглашение между сторонами.

Литература:

  1. Гудим, Е. Р. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий / Е. Р. Гудим. — Текст: непосредственный // Современные инновации. — 2017. — № 7 (21). — С. 28.
  2. О франчайзинге: проект Федерального закона № 503845–6 [ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21 апреля 2014 года], отклонен 16 марта 2016 года. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Суханов, Е. А. Гражданское право: учебник 4 т. / Е. А. Суханов. — 2. — Москва: Волтерс Клувер, 2020. — 720 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, франчайзинг, предпринимательская деятельность, франчайзер, автор, английское слово, ведение бизнеса, договор.


Похожие статьи

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение правовых...

Определение договора франчайзинга, закрепленного в Модельном законе, также включает в себя основные черты договора коммерческой концессии: исключительно предпринимательский характер договора, наличие комплекса исключительных прав и

Вместе с тем в Модельном законе речь также идет об...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Ключевые слова : франшиза, франчайзинг, коммерческая концессия, правообладатель, пользователь

Согласно договору, заключенному в письменной форме, франчайзи получает от

Сфера предпринимательской деятельности франчайзи также должна быть указана в

Пользователь имеет возможность применить на практике зарекомендовавшие себя с наилучшей...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, франчайзинг, особый вид деятельности, коммерческая концессия, франчайзер.

Франчайзинг — это соглашение (договор), который имеет свои стороны (франчайзер и франчайзи).

Мы можем наблюдать территории с особым статусом, с особыми правами...

Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной...

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, торговля, коммерческая деятельность

Россия, коммерческая концессия, франчайзинг, франчайзинговая система, развитие

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, роялти, франчайзинг малого бизнеса

Россия, коммерческая концессия, франчайзинг, франчайзинговая система, развитие франчайзинга, система франчайзинга...

Франчайзинг как одна из форм организации предприятия

«Франчайзинг-вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования

Он заключается в передаче прав на использование торговой марки и...

Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз

Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз. Автор: Быкова Светлана Николаевна.

Франшиза — это такая система, которая описывает важные моменты и все достаточные условия правильного ведения бизнеса, которые также должны полностью соответствовать

Франчайзинг — форма делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с...

Франчайзинг как форма развития предпринимательской...

Ключевые слова: анализ, франчайзинг, правовое регулирование, коммерческая концессия, предпринимательская деятельность.

На сегодняшний день такой способ ведения бизнеса как франчайзинг активно используется в предпринимательской деятельности на

Нормами российского законодательства установлен прямой запрет на передачу фирменного наименования...

Особенности международного франчайзинга | Статья в сборнике...

Франчайзинг бизнес–формата характеризуется наличием непрерывных взаимоотношений в сфере бизнеса между франчайзером и франчайзи, которые включают в себя не только предоставление товаров, услуг и товарного знака, но еще и предоставление собственно

И это лишний раз подчеркивает, что франчайзинг достаточно сложное, многогранное...

Коммерческая концессия в гражданском обороте РФ – понятие...

По мнению многих авторов, коммерческая концессия является аналогом франчайзинга – особой формы

Кроме того, франчайзер обучает сотрудников франчайзи методам работы и оказывает консультативную помощь в будущем.

Коммерческая концессия (франчайзинг)

коммерческая концессия, предпринимательская деятельность, правообладатель, оказание услуг, пользователь, отношение, договор...

Похожие статьи

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение правовых...

Определение договора франчайзинга, закрепленного в Модельном законе, также включает в себя основные черты договора коммерческой концессии: исключительно предпринимательский характер договора, наличие комплекса исключительных прав и

Вместе с тем в Модельном законе речь также идет об...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Ключевые слова : франшиза, франчайзинг, коммерческая концессия, правообладатель, пользователь

Согласно договору, заключенному в письменной форме, франчайзи получает от

Сфера предпринимательской деятельности франчайзи также должна быть указана в

Пользователь имеет возможность применить на практике зарекомендовавшие себя с наилучшей...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, франчайзинг, особый вид деятельности, коммерческая концессия, франчайзер.

Франчайзинг — это соглашение (договор), который имеет свои стороны (франчайзер и франчайзи).

Мы можем наблюдать территории с особым статусом, с особыми правами...

Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной...

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, торговля, коммерческая деятельность

Россия, коммерческая концессия, франчайзинг, франчайзинговая система, развитие

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, роялти, франчайзинг малого бизнеса

Россия, коммерческая концессия, франчайзинг, франчайзинговая система, развитие франчайзинга, система франчайзинга...

Франчайзинг как одна из форм организации предприятия

«Франчайзинг-вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования

Он заключается в передаче прав на использование торговой марки и...

Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз

Теоретические аспекты франчайзинга и франшиз. Автор: Быкова Светлана Николаевна.

Франшиза — это такая система, которая описывает важные моменты и все достаточные условия правильного ведения бизнеса, которые также должны полностью соответствовать

Франчайзинг — форма делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с...

Франчайзинг как форма развития предпринимательской...

Ключевые слова: анализ, франчайзинг, правовое регулирование, коммерческая концессия, предпринимательская деятельность.

На сегодняшний день такой способ ведения бизнеса как франчайзинг активно используется в предпринимательской деятельности на

Нормами российского законодательства установлен прямой запрет на передачу фирменного наименования...

Особенности международного франчайзинга | Статья в сборнике...

Франчайзинг бизнес–формата характеризуется наличием непрерывных взаимоотношений в сфере бизнеса между франчайзером и франчайзи, которые включают в себя не только предоставление товаров, услуг и товарного знака, но еще и предоставление собственно

И это лишний раз подчеркивает, что франчайзинг достаточно сложное, многогранное...

Коммерческая концессия в гражданском обороте РФ – понятие...

По мнению многих авторов, коммерческая концессия является аналогом франчайзинга – особой формы

Кроме того, франчайзер обучает сотрудников франчайзи методам работы и оказывает консультативную помощь в будущем.

Коммерческая концессия (франчайзинг)

коммерческая концессия, предпринимательская деятельность, правообладатель, оказание услуг, пользователь, отношение, договор...

Задать вопрос