Особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Климова, И. А. Особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе / И. А. Климова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85506/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье представлены особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе. На сегодняшний момент в обязанность судов входит выявление обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, условия жизни несовершеннолетних, особенности личности несовершеннолетних, законодательство Российской Федерации.

The article presents the features of the participation of a minor defendant in the trial. At the moment, it is the duty of the courts to identify the circumstances related to the conditions of life and upbringing of each minor, his state of health, other factual data, as well as the reasons for committing criminal acts, in order to issue a lawful, reasonable and fair sentence.

Keywords: juvenile delinquency, living conditions of minors, personality characteristics of minors, legislation of the Russian Federation.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» обратил внимание судов на их процессуальную обязанность обеспечения в разумные сроки качественного рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, имея в виду, что их правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних (статьи 73, 421 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации одаряет психолога и педагога правами как представителя, так и защитника несовершеннолетнего подсудимого.

Именно в этом выражаются особенности ювенальной юстиции. На сегодняшний момент тяжкие и особо тяжкие преступления по делам несовершеннолетних расследуются следователями Следственных комитетов Российской Федерации. В соответствии с указаниями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011(с изменениями и дополнениями от: 9 февраля 2012 г., 2 апреля 2013 г., 29 ноября 2016 г.) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в пунктах 3–4 дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Для рассмотрения дела в отношении несовершеннолетних необходим предельно индивидуальный подход к изучению всех фактов совершенного правонарушения соразмерно как с отличительными чертами личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния.

В главе 14 Уголовного кодекса Российской Федерации «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», отмеченные проблемы ювенальной юстиции в полной мере проведены три основных принципа ювенальной юстиции:

— Преимущественно охранительная ориентация правосудия.

— Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия.

Именно данный правоохранительный режим в отношении несовершеннолетних способен выражаться в обязательном уменьшении наказания только лишь по одному факту несовершеннолетия — часть 6 статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничении в применении лишения свободы и в возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания — статья 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 427, 431,432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

— Социальная направленность правосудия.

Сущность данного принципа в широком применении не юридических специализированных знаний в процессе по делам несовершеннолетних, в интенсивности уголовного процесса социальными исследованиями: исследование психического формирования несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, условий его проживания, образования, воспитания, воздействия на него старших по возрасту лиц, приведения психологической экспертизы — пункты 2, 3 частей 1, 2, 3 статьи 421 Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

— Максимальная индивидуализация судебного процесса.

Суть данного принципа состоит в том, что в центре процесса располагается личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого ровно как основной объект внимания и изучения. Она выражается не столько в исследовании личности несовершеннолетнего лица сколько в выборе справедливой санкции в зависимости от всех факторов и обстоятельств преступления, отличительных черт его совершения в совокупности с личностными характеристиками и способностями его перевоспитания.

В соответствии со статьей 424 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вызов несовершеннолетнего подозреваемого не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю, а кроме того в судебный процесс выполняется с помощью его родителей либо иных законных представителей, а в случае содержания несовершеннолетнего в специализированном учреждении для несовершеннолетних — посредством администрации данного учреждения. Несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается непосредственно через администрацию места содержания под стражей [5].

Закон ограничивает время непрерывного допроса несовершеннолетнего подсудимого — 2-мя часами, а кроме того, на протяжении дня — 4-мя часами.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 51 Уголовно- Процессуального кодекса Российской Федерации, обязательно в уголовном деле несовершеннолетнего должен принимать участие защитник. По этой причине в допросе несовершеннолетнего подсудимого участвует адвокат, который имеет право задавать любые вопросы своему несовершеннолетнему подзащитному, а по завершению допроса — знакомится с протоколами дела, давать замечания о правильности и полноте веденной в ходе процесса записи показаний. С этапа вступления в дела защитник вправе не только лишь присутствовать на допросе и знакомится с протоколами задержания, постановлением о мере пресечения, а кроме того, принимать участие во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного [6].

Еще одной характерной чертой производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего подозреваемого считается обязательное участие педагога или психолога в допросе подростка, не достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или же отстающего в психическом развитии [7]. Содействие отмеченных специалистов преследует цель оказания нужной помощи субъекту расследования уголовного дела в налаживании контакта с подозреваемым, обвиняемым, а кроме того оказания консультативных услуг согласно проблемам общения с лицами, не достигшими совершеннолетия, и предотвращения возможности оказания на несовершеннолетнего лица противозаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего или рассматривающего дело. На прокурора, следователя, дознавателя возложена обязанность в обеспечении участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого [8]. Это предоставление может быть совершено ровно как по инициативе упомянутых лиц, так и по ходатайству адвоката. В процессе допроса педагог или психолог имеют право с дозволения прокурора, следователя, дознавателя задавать свои вопросы подозреваемому, обвиняемому подростку, а по окончании допроса- знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей [9]. Данные права прокурор, следователь, дознаватель разъясняет психологу перед допросом несовершеннолетнего подсудимого о чём делается пометка в протоколе допроса несовершеннолетнего лица часть 5 статьи 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, родители или другие законные представители допускаются к участию в уголовном деле согласно постановлению прокурора, следователя, дознавателя с этапа 1-ого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Прокурор, следователь, дознаватель имеют право в завершении предварительного следствия вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому с целью ознакомления тех материалов уголовного дела, которые имеют все шансы оказать негативное влияние на него. Но обязателен тот факт, что с данными материалами уголовного дела знакомится законный представитель, в неотъемлемом порядке. В случае, если у лица, который ведет предварительное расследование, либо же у суда имеются причины полагать, что действия законного представителя причиняют вред интересам несовершеннолетнего подсудимого, то он может быть отстранен от участия в уголовном судопроизводстве (к примеру, если законный представитель ведет асоциальный образ жизни, сам неоднократно судим и так далее). В данном случае, прокурор, следователь либо дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном процессе разрешается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Литература:

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
  2. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 08.01.1997г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997.№ 2. Ст. 198.
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019).
  4. Официальный портал правовой статистики РФ / Сайт доступа: http://crimestat.ru/regions_chart_total
  5. Голубев В. В. Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. И. Радченко. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2019. С. 175.
  6. Попов И. А. Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. В. Мозякова. — М.: Издательство «Экзамен XXI», 2020. С. 188.
  7. Конах Е. И. Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / Под общ. и науч. ред. А. Я. Сухарева. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2021. C. 143.
  8. Попов И. А. Статья 191. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. Д. Н. Козак, Е.Б., Мизулина. — М.: Юристъ, 2020. С. 78.
  9. Щадрин В. С. Допрос. Очная ставка. Предъявление для опознания. Проверка показаний. // Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Под. Ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2019. С. 99.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, несовершеннолетний подсудимый, Уголовно-процессуальный кодекс, законный представитель, несовершеннолетнее лицо, подозреваемый, следователь, судебный процесс, Уголовный кодекс, ювенальная юстиция.


Ключевые слова

преступность несовершеннолетних, законодательство Российской Федерации, условия жизни несовершеннолетних, особенности личности несовершеннолетних
Задать вопрос