Мотивация достижения успеха современных старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, М. С. Мотивация достижения успеха современных старшеклассников / М. С. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85460/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье описаны результаты эмпирического исследования уровня развития мотивации достижения успеха старшеклассников городских и сельских школ.

Ключевые слова : мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, старшеклассники.

Существует мнение, что выпускников сельских школ ждут менее масштабные успехи, чем тех, кто окончил общеобразовательные заведения в крупных городах.

Результаты многолетних исследований образовательных и профессиональных траекторий молодёжи показывают, что в отношении доступа к образованию — реальных шансов, а также их осознания молодёжью и на этой основе формирования образовательных стратегий — сельские юноши и девушки всегда отличались от своих городских сверстников более скромными амбициями и достижениями. Одним из таких внутренних барьеров является низкий уровень мотивации достижения. [3]

Под мотивацией достижения мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. [1]

Отличие сельских старшеклассников от городских — это обстоятельства их взросления: место жительства обусловливает ритм и образ жизни, социальное окружение, занятость и досуговые возможности. Значимость подобных и других внешних факторов для формирования мотивации достижения подтверждается многими современными учеными. В их числе Т. В. Ермолова О. П. Кондаурова, Е. В. Карпова, Е. В. Маеркина и др.

Нами было проведено исследование на тему «Мотивация достижения успеха сельских старшеклассников». Цель исследования: изучить мотивацию достижения успеха выпускников городских и сельских школ.

Тестирование проводилось с помощью методик А. А. Реана и Т. Элерса. Методика А. А. Реана «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» позволяет выявить, какая направленность мотивации преобладает. Две методики Т. Элерса направлены на выявление степени выраженности каждого из двух видов мотивации: мотивации достижения успеха и мотивации боязни неудач.

В исследовании приняли участие 100 человек. Из них — 50 старшеклассников из сельских школ Алтайского края и 50 — из городской школы (школа № 68 г.Барнаула).

В составе группы сельских старшеклассников — 24 юноши и 26 девушек, то есть в процентном соотношении: 48 % и 52 %.

В составе группы городских старшеклассников — 25 юношей и 25 девушек, то есть — 50 % и 50 %.

Возраст участников: от 15 до 18 лет. Это учащиеся 9–11 классов.

На рисунке 1 представлены результаты теста А. А. Реана.

Преобладание направленности мотивации у сельских и городских старшеклассников

Рис. 1. Преобладание направленности мотивации у сельских и городских старшеклассников

Преобладающей и у сельских, и у городских старшеклассников оказалась мотивация достижения успеха (МДУ): 54 % и 66 % соответственно. В городе школьников с такой направленностью оказалось на 12 % больше, чем в селе. Городских школьников преобладанием мотивации боязни неудач (МБН) с помощью методики А. А. Реана не было выявлено ни одного.

Анализ результатов тестов Т. Элерса позволяет увидеть, какой процент старшеклассников обладает каждым из уровней развития мотивации. Ниже в таблицах представлены проценты, демонстрирующие количество обладателей каждого из уровней развития мотивации достижения успеха (МДУ) и мотивации избегания неудач (МИН)

Таблица 1

Мотивация городских старшеклассников

Уровень развития мотивации

Мотивация достижения успеха (процент)

Мотивация избегания неудач (процент)

Низкая

4

20

Средний уровень

30

50

Умеренно высокий уровень

42

22

Слишком высокий уровень

24

8

Итого

100

100

Из таблицы 1 мы видим, что у городских старшеклассников чаще всего проявляется средний уровень развития мотивации избегания неудач и умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха.

Таблица 2

Мотивация сельских старшеклассников

Уровень развития мотивации

Мотивация достижения успеха (процент)

Мотивация избегания неудач (процент)

Низкая

6

26

Средний уровень

50

56

Умеренно высокий уровень

30

18

Слишком высокий уровень

14

0

Итого

100

100

Из таблицы 2 мы видим, что максимально часто в выборке сельских старшеклассников встречаются испытуемые со средним и умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха, а также с низким и средним уровнем мотивации избегания неудач.

В целом по результатам исследования видно, что мотивационная сфера городских и сельских школьников отличаются незначительно.

Анализ данных с помощью статистического t-критерия Стьюдента показал, что достоверных различий между двумя группами испытуемых нет. Можно сделать вывод о том, что формирование направленности мотивации в настоящее время не зависит от места жительства и статуса школы.

Это может быть обусловлено таким явлением, как цифровизация.

Современный этап развития информационно-коммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, внедрение в различные сферы жизнедеятельности глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что человек погружается в качественно новую информационную среду. Она становится особого рода жизненным пространством. В нем развертываются многие виды учебной, профессиональной и досуговой деятельности, межличностного взаимодействия. Н. Н. Королева пишет о том, что формирование личности современного человека в значительной мере опосредуется виртуальными реальностями. Традиционные институты социализации постепенно заменяются виртуальной средой. Современных подростков называют «жителями Интернета».

Проживая на разных территориях, сельские и городские школьники присутствуют в едином информационном поле и впитывают схожие установки. Сензитивность подростков к информационному влиянию по сравнению с другими возрастными группами максимальна. Е. В. Маеркина выявила взаимосвязь между учебной заинтересованностью учащихся с выраженной мотивацией достижения и активностью в информационном пространстве. Эффективность процесса формирования мотивации достижения подростков с применением технологий цифрового образовательного пространства возможна при реализации педагогических условий, включающих повышение значимости познавательной составляющей сетевого взаимодействия.

Литература:

  1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева — М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006–336 с.
  2. Ермолова, Т. В. Балыгина, Е. А. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Т. В. Ермолова, Е. А. Балыгина, А. В. Литвинов, А. В. Гузова // Современная зарубежная психология. — 2019. — Т. 8. — № 2. — С. 7–18. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38978135
  3. Маеркина, Е. В. Влияние информационного пространства на мотивацию достижения современных подростков / Е. В. Маеркина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 12(200). — С. 29–34. https://elibrary.ru/item.asp?id=28786529
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация достижения успеха, высокий уровень, мотивация избегания неудач, старшеклассник, уровень развития мотивации, высокий уровень мотивации достижения успеха, городской, место жительства, мотивация боязни неудач, процент.


Задать вопрос