В настоящее время образовательная среда, как и многие сферы жизни людей, подверглась серьезным изменениям. Одним из таких, на мой взгляд, положительных моментов стала возможность использования полезных математических ресурсов с хорошо подобранным контентом, лекциями выдающихся преподавателей математиков, интересными заданиями и прочим. При этом следует отметить, что это сокровище является общедоступным достоянием, и есть возможность проводить занятия или дополнительно заниматься в любых условиях, что так актуально в период пандемии коронавируса и локдаунов.
В статье раскрывается влияние полезных информационных ресурсов с математическим контентом при подготовке одаренных детей на уровень их знаний,
Ключевые слова: врожденный талант, внеурочное время, одаренные дети, полезные ресурсы
В мире информатизации и облачных данных, быстро развивающихся технологий и робототехники подрастает поколение детей, которые с раннего возраста уже на подсознательном уровне знакомы с гаджетами [2, с.75], о появлении которых прошлые поколения людей их возраста не знали вовсе. Конечно, родители по своему примеру пытаются растить детей на сказках и книгах [3, с.39], иногда игнорируя полезные ресурсы, исключая возможность применения ребенком их в жизни [4, с.83]. Но так ли это правильно?
В изучении феномена одаренных детей мнения ученых расходятся [9, с.122]. Одни считают, что одаренными быть невозможно без врожденного таланта и его многократного развития путем дополнительных занятий [10, с.26]. Другие же считают, что одного врожденного таланта достаточно. А глядя на ребенка, сложно определить, является ли он одаренным [1, с.3167], поэтому для развития одаренных детей преподаватели еще во время первого урока выявляют их посредством оценивания выполнения заданий (вводного тестирования и нескольких задач олимпиадного уровня) [5]. При этом следует отметить, что имеющиеся выдающиеся способности не всегда означают талант. Но после того как учитель выявил учеников, отличающихся быстротой мышления и сообразительностью, более способных к математике, необходимо выбрать тактику развития их способностей как в рамках урока математики, так и во внеурочное время [7], используя полезные ресурсы и создавая тем самым условия [6, с.53], способствующие развитию и психологической поддержке таких детей. В огромном количестве полезных ресурсов приведу на мой взгляд, самые актуальные:
1. Видеоканал — YouTube «Математика по страницам учебников Мерзляка и Ко», где есть задания для подготовки к олимпиадам и творческому развитию;
2. Интернет-сайт «Медиатека Math.ru», где расположены видео-лекции, уроки, математические миниатюры и современные рассказы о задачах, а также есть математические приложения для скачивания на iPhone и iPad, что позволяет современным детям заниматься дополнительно в удобном формате в любое время;
3. Интернет-сайт «Задачи», где можно найти удобные катализированные каталоги задач по темам и источникам.
4. Ацецкая М. А. Компетентностно ориентированные задания для развития потенциала ребенка. / М. А. Ацецкая // Народная асвета. — 2013. — № 10. — с.68– 71.
5. Белокурская И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся на II и III ступенях общего среднего образования. — 2013. — № 11. — с. 60–63.
6. Работа с одаренными детьми. Математика — http://www.problems.ru.
7. Математические олимпиады и олимпиадные задания — http://www.zaba.ru/.
8. Информация о турнире городов — http://www.uni.bsu.by
9. План работы с одаренными детьми — http://school132.perm.ru/innovacy/job_with_gifted_children [8].
10. Программа «Одаренные дети» — http://www.sakhitti.ru/itti/web/odaren/Podprog_odaren_06–08/index.htm.
11. http://www.effecton.ru/762.html Выявление личностных и интеллектуальных особенностей
12. Развивающий дискомфорт как принцип и метод в работе с одаренными детьми — http://parent.fio.ru/news.php?n=1896&c=1431.
13. Об организации и координации деятельности по работе с одаренными детьми России — http://www.ulsu.ru/departments/centres/coach/quastion/list/link/zaiceva.doc.
14. Работа с одаренными детьми — http://www.zusikova.narod.ru/m_etodika_doklady/dokl_odarennye_deti/dokl_odarennye_deti.htm.
Множество существующих полезных ресурсов с математическим контентом, поражаем многообразием и вариативностью заданий, при этом учитываются и уровни подготовки, и одаренность и даже выбор заданий по интересам. Таким образом, можно сделать вывод, что применять приведенные полезные ресурсы целесообразно и на уроках математики, учитывая при этом возможности более одаренных детей и во внеурочное время, используя его как дополнительное время для развития одаренных детей, занимающихся в кружке математики.
Литература:
- Абрамова, М. А. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства/ М. А. Абрамова, М. Фарника// Профессиональное образование в современном мире. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 3167–3169.
- Агалакова, М. Ю. Особенности детской одаренности / М. Ю. Агалакова. — Текст: электронный // Вестник Вятского государственного университета: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32764922 (дата обращения: 10.11.2021).
- Аксенова, Д. В. Одарённые дети [Текст] / Д. В. Аксенова // Образование в соврем. шк. — 2015. — № 3–4. — С. 39–40.
- Афанасьева, Ж. В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой среде / Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Начальная школа. — 2020. — № 9. — С. 83–86.
- Задачи. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://problems.ru (дата обращения: 10.11.2021).
- Корнетов, Г. Б. Как разработать модели социализации одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 53–59.
- Математика по страницам учебников Мерзляка и Ко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2021).
- Медиатека Math.ru. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://math.ru/media/ (дата обращения: 10.11.2021).
- Мелехова, Е. Д. Математическая регата как средство развития и воспитания одарённых детей [Текст] / Е. Д. Мелехова, С. И. Лещенко, З. И. Лещенко // Одар. ребенок. — 2015. — № 3. — С. 122–126.
- Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: 5–6 — М.: ИЛЕКСА, 2011. с.26.