История детской организации «Атамекен» как объект педагогического исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.11.2021

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Курсабаев, М. К. История детской организации «Атамекен» как объект педагогического исследования / М. К. Курсабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 281-285. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85380/ (дата обращения: 16.12.2024).



8 декабря 1991 года в Алматы в здании ЦК ЛКСМ Казахстана в экстренном порядке был проведен 1 Курылтай Республиканской детско-молодежной организации «Атамекен». Главной целью проведения данного мероприятия была реорганизация и деидеологизация существующей пионерской (детской) организации Казахстана и пересмотра структуры управления будущего детского движения на основе идеологической концепции казахстанского содержания. Председателем был избран аспирант НИИ им. Ы.Алтынсарина МОН РК Курсабаев М. К.

После принятия данного решения на основе добровольного волеизъявления детей и взрослых на базе общеобразовательных школ, во внешкольных учреждениях в массовом порядке были созданы первичные организации. В результате Центр воспитательной работы «Пионерская комната» получает новый статус под названием «Атамекен Ордасы». Основным программным ориентиром для детских организаций стала Программа «Атамекен», которая состояла из 40 основных направлений (Ата-Ана, Зерде, Жібек жолы, Жас Қыран, Шариғат-Құран, Салт-Дәстүр, Тәңір-нама, Қасиет, Тұран күнтізбегі и др.).

Нужно отметить, что в эти сложные периоды в 1992–1993 годы в Казахстане появляются еще несколько организаций: Союз детских и пионерских организаций Казахстана (Шайменова Д., Жанабаев Б.), детская организация «Жулдыз» (Дмитриенко Е.А.), Скаутская Организация Казахстана (Деймунд А.), «Мың бала» (Нуркадилов З.) и другие общественные объединения.

В 2006 году по инициативе руководителей детских организаций и при поддержке Министерства образования и науки (экс-министр Айтимова Б.С.) в Республиканском учебно-оздоровительном Центре «Балдаурен» (Казахстанский Артек) был проведен 1 Республиканский Слет лидеров детских и юношеских организаций Казахстана.

После выступления первого Президента РК Нурсултана Назарбаева 11 февраля 2011 года на ХVІІІ Съезде партии «Нур-Отан» о создании Республиканской Единой детско-юношеской организации «Жас Улан», все существующие детские и юношеские организации объединяются вокруг РЕДЮО «Жас Улан». В 2018 году на базе Министерства обороны РК с участием Елбасы Н. А. Назарбаева создается детско-юношеская военно-патриотическая организация «Жас Сарбаз» как самостоятельное детское объединение.

Нужно отметить, что создание детских и юношеских организаций а также оказание государственной поддержки им со стороны правительства, государственных органов и предпринимателей в течении последних лет имели прогрессивные влияния на развитие и становление детских общественных организаций нового формата. Со стороны общественности был внесен посильный вклад в дело воспитания подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма и в подготовке будущих конкурентоспособных и высококультурных специалистов, креативных личностей, отвечающих всем требованиям международного стандарта.

Сегодня многие ученые и специалисты на основе государственного грантового финансирования и других форм по программе «Дорожная бизнес-карта», «Самрук-Казына», «Холдинг Байтерек», конкурсных программ Министерства образования и науки, Министерства информации, культуры и спорта, Министерства обороны Республики Казахстан, национальных компаний, международных фондов, коммерческих бизнес-структур и других ведомств принимают активное участие в тендерных мероприятиях. Большинство из них являются обладателями грантового финансирования по пропаганде и продвижению детского движения, по проблемам социализации детей и молодежи и других проектов. Ярким примером может служить проект Национальной академии им. Ы. Алтынсарина МОН РК на тему «Методические рекомендации по организации деятельности Республиканского Общественного Объединения «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» Астана, 2017».

Наряду с этим, наблюдается другая тенденция, которая с каждым днем наполняет опустевшие ваккумы с нежелательными негативными оттенками, что создает в обществе массу неопределенных мнений и представлений о деятельности детских и юношеских организаций в современных условиях. В процессе анализирования были выявлены основные причины, которые изложены в нижеследующих констатациях:

— отсутствие четкого видения и стратегии государственной политики по определению юридической защиты социального статуса детей и их объединений, отношение детей к взрослым (учителям), родителям и родственникам;

— отсутствие алгоритма действий по созданию материально-технической и финансовой базы и условий для свободного развития ребенка с целью самореализации интеллектуальных, творческих, технических, культурных, искусствоведческих, научных, духовно-просветительских, религиозных, креативных, спортивных, геолокационных, технотронных, инженерных, изобретательных, кибернетических, профориентационных, лингвистических, поликультурных, геймификационных, конструкторских, медиапространственных и лидерских потенциалов на основе личного роста и собственного интереса;

— отсутствие объективного научного оценивания о деятельности детских и юношеских организаций в разрезе постсоветского периода (1990–2020 гг.) на примере детских организации «Атамекен» (Курсабаев М.К.), Союз детских и пионерских организации Казахстана (Шайменова Д., Жанабаев Б.), детская организация «Жулдыз» (Дмитриенко Е.А.), Скаутская Организация Казахстана (Деймунд А.), «Мың бала» (Нуркадилов З.) и других общественных объединений;

— отсутствие прозрачных отчетно-экспертных заключений, удостоверяющих документов о результатах государственного или иного грантового финансирования научных и социальных проектов разного уровня, направленные для пропаганды и исследования детского движения как общественного феномена на примере детских и юношеских организаций «Жас Улан» и «Жас Сарбаз»;

— мало изучены причины низкого уровня охвата и освещения проблем исследования детских и юношеских организаций, проблемы этнической адаптации детей в сельской (ауыл) местности в процессе предоставления грантового финансирования со стороны государственных и иных структур и учреждений;

— отсутствие рекомендаций с целью дополнения и конструктивной корректировки к проекту НАО им. Ы. Алтынсарина МОН РК «Методические рекомендации по организации деятельности Республиканского Общественного Объединения «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» (Астана, 2017) от компетентных специалистов и экспертов (Болеев К.Б., Кертаева Г.М., Дмитриенко Е.А., Тесленко А.Н., Дюсембаева А.Т., Искандирова Т.Н., Лепешев Д.В., Глушковская М. и др.);

— отсутствие проекта Закона РК или Постановления Правительства РК «О государственной поддержке детских организаций Казахстана», а также специального пункта в Законе РК «О государственной молодежной политике в РК», «Закон РК о статусе педагога», «Закона РК об общественных объединениях и политических партиях» об юридическом и социальном статусе детских общественных объединений на основе Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов;

— отсутствие необъективного научного заключения и рекомендаций для превенции и нейтрализации по выявлению среди детей и юношей негативных явлении и фактов нигилизма, эгоизма, лжепатриотизма, мангуртизма, социальной дискриминации, равнодушного и несознательного отношения по изучению этнокультуры, национальных традиций и обычаев, родного и государственного языка, государственным символам и атрибутам;

— интеллектуальная и психологическая дискриминация, направленная против желания детей и подростков, в процессе проведения конкурсов научных проектов, предметных олимпиад по линии Республиканского центра «Дарын» МОН РК и других видов музыкального, изобразительного, спортивного направления;

— недостаточное освещение и наличие конкретных материалов по принятию и выполнению неотложных мер со стороны государственных органов и других организаций по превенции и предотвращению, профилактике детской преступности, фактов суицида, аутизма, буллинга, кибербезопасности, эксплуатации детского труда, социальной дискриминации и ущемления прав детей и подростков;

— низкий уровень методических разработок, отвечающих интеллектуальным требованиям, техническим параметрам, информационной культуре, геймификационным интересам, ценностным ориентациям, воспитательно-образовательным и психолого-педагогическим особенностям детей в процессе адаптации к условиям цифровой трансформации;

— неэффективное использование материально-технических, информационно-коммуникационных, туристско-краеведческих, инженерно-конструкторских, кибернетическо-цифровых, спортивно-оздоровительных, культурно-познавательных и воспитательно-образовательных потенциалов государственных и частных учебных заведений, школ, дошкольных и внешкольных учреждений, центров дополнительного образования с целью привлечения членов и активистов детских и юношеских организаций «Жас Улан», «Жас Сарбаз» и других обществ;

— на должном уровне не оценены труды Аэузовой Б.А., Нагымановой К., Дмитриенко Е.А., Ускембаевой К.Е., Курсабаева М.К., Жанабаева Б., Сексенбаевой Мухамеджановой Г., Маханова М., Еженхановой Н., Омарханкызы Г., Аппазовой Л.С., Лепешева Д.В., Штроо А., Умаровой А.К., Искандировой Т.Н., Суюбаевой Б.О., Деймунда А., Смагуловой Т., Донбаевой Г., которые стояли у истоков развития и становления детского движения Независимого Казахстана в начале 1990-х годов;

— отсутствие Национального Стратегического Плана воспитательно-образовательной работы в системе детских и юношеских организаций Казахстана.

На основании вышеизложенных заключений, а также от лица всех ветеранов детского движения (Жанабаев Б., Дмитриенко Е.А., Курсабаев М.К., Ускембаева К.Е., Ахметова Б.А., Аппазова Л.С., Омарханкызы Г., Базарбаева Б., Суюбаева Б.О., Искандирова Т.Н., Мусаева Г., Исин К., Нургалиева О., Баймусин К.К., Жакашев Е., Штроо А., Смагулова Т., Умарова А.К., Лепешев Д.В., Садвакасова А., Алишеркызы А.) было бы целесообразно проводить Республиканскую конференцию на тему: «История детского движения Казахстана: исследования, проблемы и перспективы», посвященную 30-летию детского движения «Атамекен Ордасы» и 60-летию Курсабаева М.К., с приглашением Президента Республики Казахстан Токаева К.К., министра образования и науки РК Аймагамбетова А.К., министра обороны РК Бектанова М.К. и других представителей для оказания содействия в решении данной проблемы в работе конференции, где будут рассмотрены все наболевшие стратегические вопросы детского движения на современном этапе. Конференция состоится в г. Нур-Султан 8 декабря 2021 года.

Литература:

  1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны. httрs://www.аkоrdа.kz/ru/роslаniе-glаvу-gоsudаrstvа-kаsуm-zhоmаrtа-tоkаеvа-
  2. Нұрсұлтан Назарбаев «Жас сарбаз» балалар мен жасөспірімдер әскери-патриоттық қозғалысы» республикалық қоғамдық бірлестігінің тәрбиеленушілерімен кездесті. httрs://www.аkоrdа.kz/kz/еvеnts/аstаnа_kаzаkhstаn/раrtiсiраtiоn_in_еvеnts/nursultаn-nаzаrbаеv-zhаs-sаrbаz-bаlаlаr-mеn-zhаsоsрirimdеr-аskеri-раtriоttуk-kоzgаlуsу-rеsрublikаlуk-kоgаmdуk-birlеstiginin-tаrbiеlеnushilеr
  3. Мият Кәшібай. Жамбылда «Жас сарбаздың" жұмысы жанданады, 21 Қыркүйек, 2019. httрs://qаmshу.kz/аrtiсlе/51699-zhаmbуldа-zhаs-sаrbаzdуnh-dgumуsу-dgаndаnаdу
  4. «Жас сарбаз» ұйымының ЖАРҒЫСЫ. httрs://ust.kz/wоrd/jаs_sаrbаz_uiуmуnуng_jаrgуsу-209076.html
  5. «Жас сарбаз» әскери-патриоттық қозғалысының қатары толықты. httрs://еgеmеn.kz/аrtiсlе/212503-zhаs-sаrbаz-аskеri-раtriоttуq-qоzghаlуsуnуnh-qаtаrу-tоlуqtу
  6. Жас Ұлан ұйымы. httрs://kk.wikiреdiа.оrg/wiki/ %D0 %96 %D0 %B0 %D1
  7. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі, Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы. «Жас Ұлан» бірыңғай балалар мен жасөспірімдер ұйымы» республикалық қоғамдық бірлестігі қызметін ұйымдастыру бойынша әдістемелік ұсынымдамалар. Астана, 2017. filе:///С:/Usеrs/Usеr/Dоwnlоаds/1496062094248.рdf
  8. Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан». httрs://www.zhаsulаn.kz/ru
  9. Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на 13 съезде НДП «Нур Отан», 11 февраля 2011 года. httрs://www.аkоrdа.kz/ru/sреесhеs/intеrnаl_роlitiсаl_аffаirs/in_sреесhеs_аnd_аddrеssеs/vуstuрlеniе-рrеzidеntа-rеsрubliki-kаzаkhstаn-n-а-nаzаrbаеvа-nа-13-sеzdе-ndр-nur-оtаn_1340717250
  10. Атамекен бағдарламасы. Егемен Қазақстан, 27 тамыз 1991 жыл.
  11. Атамекен бағдарламасы. Ұлан газеті, 18 наурыз 1990 жыл.
  12. Құрсабаев М.Қ. Мектептегі оқушылар ұйымы арқылы ұлттық тәрбие берудің педагогикалық шарттары. ӘОК 373.1.02:37.035.6 httрs://bаnkrеfеrаtоv.kz/реdаgоgikа/1205-mеktерtеg-оushilаr-уimi-аrili-ltti-trbiе-bеrud-реdаgоgikаli-shаrttаri.html
  13. Құрсабаев М.Қ. Пионер ұйымына — ұлттық ерекшеліктер // Қазақстан мектебі. — 1991. — № 5. — Б.38–41.
  14. Құрсабаев М.Қ. Ұлттық тәлім-тәрбиеге негізделген «Атамекен» бағдарламасының педагогикалық мұралары // «Халық педагогикасы мен психологиясы дәстүрлерінің оқу-тәрбие ісінде қолданылуы» атты ғылыми-практикалық конференцияның материалдары (19–20 мамыр 1992 ж) / Ы.Алтынсарин атындағы ҚБА. — Алматы: ҚБА баспасы. –1992. — Б. 14–17.
  15. Құрсабаев М.Қ. «Атамекен» бағдарламасы және «Атамекен» қозғалысы туралы ой // Қазақстан мектебі. — 1994. — № 7–8. — Б. 32–36.
  16. Құрсабаев М.Қ. Қазақ этномәдени мұраларын «Атамекен» бағдарламасы арқылы мектеп тәжірибесіне ендіру // «Білім жүйесін реформалау жағдайындағы этнопедагогика», Ғ.Мұратбаев атындағы Жетісай гуманитарлық колледжінің 35-жылдығына арналған халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары (13–14 қараша 2000 ж).– Жетісай, 2000. — Б.116–121.
  17. Құрсабаев М.Қ. Ғаламдық жаһандану кеңістігі һәм ұлттық тәрбие // Современные тенденции управления развитием человеческих ресурсов в системе образования. Мат.научно-практ.конференции (12–13 апреля 2005 г). — Алматы, 2005. — ІІ часть, С.353–358.
  18. Бөлеев Қ.Б, Құрсабаев М.Қ. «Атамекен» бағдарламасына методикалық нұсқау. Әдістемелік құрал. — Жамбыл: Тар ПИ баспасы, 1993. — Б.85 (Қ.Бөлеевпен авторлық бірлестікте).
  19. Мұхамеджанова К, Құрсабаев М.Қ. «Атамекен» тәрбие бағдарламасына әдістемелік ұсыныстар. Әдістеме жинақтары. — Алматы: Абай ат. АлМУ баспасы, 1997. — Б.123. (Р.Қ Дүйсембінова мен К.Мұхамеджановамен авторлық бірлестікте).
  20. Құрсабаев М.Қ. Ұлттық тәлім-тәрбиенің тарихи кезеңдері // Гуманитарное образование в условиях модернизации казахстанского общества: опыт и перспективы. Сб.материалов республиканской научно-практической конференции (21–22 апреля 2005 г) / ЕАГИ. — Астана: Изд-во ЕАГИ, 2005. — С. 291.
  21. Құрсабаев М.Қ. Жаһандану кеңістігіндегі ұлттық тәрбие және неопедагогика һәм неопсихология ғибратнамасы // Халықаралық «Шоқан тағылымы-10» ғылыми-практикалық конференция материалдары (13–15 сәуір 2005) / Ш.Уәлиханов ат. КМУ. — Көкшетау: КМУ баспасы, 2005. — т 2А, Б.282.
  22. Муканова Б.И, Курсабаев М. К. Самоуправление в пионерской дружине // Тезисы докл. посвящ. 40-годичной научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Каз ПИ им.Абая (14–20 марта 1989 г) / Каз ГПИ им Абая. — Алматы: Изд-во Каз ГПИ. — 1989. — С. 6. (Б. Ы. Мұқановамен авторлық бірлестікте).
  23. Курсабаев М. К. Знакомить с историей и культурой народа // Русский язык и литература в казахской школе. — 1992. — № 4. — С.22.
  24. Курсабаев М. К. Основные направления научно-этнопедагогической программы «Атамекен» // Поиск. — 2005. — № 4. — Б.44–47.
  25. Курсабаев М. К. Детская организация «Жас Ұлан»: возрождение казахской пионерии 07.09.2011. httрs://уvisiоn.kz/роst/261119
  26. Дюсембинова Р.К. Курсабаев М. К. Концепция детского движения-2012. httрs://уvisiоn.kz/роst/261515
  27. Курсабаев М. К. Научно-педагогические основы развития и становления детского движения в Казахстане. httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/nаuсhnо-реdаgоgiсhеskiе-оsnоvу-rаzvitiуа-i-stаnоvlеniуа-dеtskоgо-dvizhеniуа-v-kаzаhstаnе
  28. Курсабаев М. К. Детская организация Жас Улан; последний и первый Курылтай неоказахской пионерии и скаутизма. httрs://уvisiоn.kz/роst/217496
  29. Құрсабаев М.Қ. Qаzаq-nаmа. 29. Қазақ-нама: шығармалар жинағы / Құрсабаев, Мұхамедрахим, — Астана: [Б.ж.], 2008. — 504 б., сурет., кесте. Библиогр.: 492–503 б. — — 9965–721–05-Х. httр://kаznеb.kz/sitе/саtаlоguе/viеw?br=1105928
  30. httрs://www.slidеshаrе.nеt/muhаmеdrаhimkursаbаеv/19882011
Основные термины (генерируются автоматически): детское движение, Казахстан, грантовое финансирование, государственная поддержка, детская организация, Единая детско-юношеская организация, пионерская организация Казахстана, Республиканское Общественное Объединение, Скаутская Организация Казахстана, социальная дискриминация.


Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Исследовательская работа воспитанницы детского сада «Зебра — наш помощник»

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Мини-музей «Горенка» как часть образовательного пространства дошкольного учреждения (из опыта работы)

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад в образование города и формирование женской интеллигенции

Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Исследовательская работа воспитанницы детского сада «Зебра — наш помощник»

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Мини-музей «Горенка» как часть образовательного пространства дошкольного учреждения (из опыта работы)

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад в образование города и формирование женской интеллигенции

Задать вопрос