Особенности речевых нарушений у детей с апраксией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.11.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Мацакян, М. К. Особенности речевых нарушений у детей с апраксией / М. К. Мацакян, М. О. Тамазян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85370/ (дата обращения: 27.01.2022).



Апраксия — это нарушение речи, которое возникает как индивидуально, так и в контексте различных нарушений развития. Число людей с апраксией увеличивается из-за растущего числа нарушений развития, и это становится предметом исследования для логопедов, врачей и других специалистов, работающих с этими людьми.

Ключевые слова ։ апраксия, координация движений, нарушения развития, нарушение речи, классификация.

Apraxia is a speech disorder that occurs both individually and in the context of various developmental disabilities. The number of people with apraxia is increasing due to the growing number of developmental disabilities, and this is becoming the subject of research for speech therapists, doctors and other professionals who work with these people.

Keywords : apraxia, coordination of movements, developmental disorders, speech impairment, classification.

Произвольные движения человека выполняются за счет одновременного сокращения одной группы скелетных мышц и расслабления другой группы мышц, что контролируется ЦНС. Праксис (греч. Pragma — действие) обеспечивает целеустремленность выполнение двигательного действия. Это автоматизированное исполнение уже выученных движений. Такие движения очень разнообразны, от приема пищи до профессиональных навыков. [2]

Для выполнения сложных движений используются:

– Кинестетическая основа движений

– Кинетическая основа движений

– Полная визуально-пространственная координация

– Контроль движений.

Нарушения праксиса называются апраксией.

Апра́ксия нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Апраксии могут иметь ограниченный характер, то есть двигательные нарушения могут наблюдаться в одной половине тела, в одной конечности, в лицевых мышцах (оральная апраксия). Апраксии классифицируются как по локализации, так и по симптоматическим проявлениям.

Комплекс симптомов зависит от функции пораженного участка мозга. Они могут возникать по ряду причин.

  1. Инсульт
  2. Опухолевые процессы в головном мозге.
  3. Травмы головного мозга
  4. Инфекционные заболевания (энцефалит).
  5. Дегенеративные заболевания головного мозга.

Апраксии по расположению патологического очага в головном мозге

– Фронтальная апраксия (a. Frontalis) — апраксия, вызванная поражением префронтальной области большого полушария, которое проявляется нарушением планирования сложных, последовательных движений.

– Моторная апраксия (a. Motoria) — апраксия, при которой пациент может спланировать необходимые действия для выполнения сложного подвижного действия, но не может его выполнить. В этом случае нарушается цепная работа движущейся автоматики. К таким занятиям относятся укладка волос, нажатие кнопок, чистка зубов и т. д. То есть в этом случае пациент планирует ряд последовательных действий, но не может их выполнить даже через имитацию.

– Премоторная апраксия (a. Praemotoria hom. Dynamic) обусловленная деавтоматизацией подвижных актов и их патологической инерции, характеризующаяся потерей навыков усложнения отдельных движений, наблюдаемая при поражении премоторных отделов коры головного мозга [3]

– Кортикальная апраксия (a. Corticalis) — апраксия, которая возникает при поражении коры доминантного полушария мозга

– Билатеральная апраксия (a. Bilateralis) — двусторонняя апраксия, возникающая в нижней боковой доле доминирующего полушария при наличии патологических очагов.

– Визуально-пространственная или конструктивная апраксия.

– Сенсорная апраксия. Проявляется в результате нарушения контроля положения соответствующих органов. Такие пациенты не могут расположить руки, пальцы, губы или язык. Такие нарушения являются результатом инфицирования придатков коры головного мозга. Например, смещение органов артикуляционного аппарата приводит к тому, что звуки звучат необычным образом, несовместимым со звуковой системой языка.

– Оральная апраксия: как следует из названия, это тип апраксии, при котором кинестетические нарушения движения локализуются в артикуляционном аппарате. Во время артикуляции пациенту сложно расположить соответствующие органы артикуляционной системы в правильном положении, сбивая с толку близкие по резонансу звуки. Этот тип апраксии часто связан с афферентной моторной афазией. Возникает в результате инфицирования постцентрального зоны левого полушария (поля 7 և 40 по Бродману). Пациенты теряют способность произвольно совершать те или иные движения языком, губами и другими выразительными органами. Они могут легко делать непроизвольные движения, так как пареза нет.

При апраксии пациенту сложно выполнять сложные целевые движения; например, закрыть глаза, затем открыть их и посмотреть вверх. Нарушения опорно-двигательного аппарата лица в основном вызывают нарушения речи. А если нарушена общая или мелкая моторика, то в данном случае мы имеем дело со сложными моторными процессами։

– Нарушение моторики рук — невозможность взять предмет, использовать его для выполнения определенного действия, например рисования карандашом.

– Нарушения походки — проявляются при условиях нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Пациент неправильно ходит.

Иногда некоторые виды апраксии проявляются при выполнении некоторых инструкций; например:

– Человек теряет возможность рисовать и писать

– Застегнуть пуговицы, завязать ремни.

– поднять трубку

– Играть на музыкальном инструменте

Во время апраксии с пациентом работают соответствующие специалисты, в работу включены следующие направления:

  1. Физиотерапия
  2. Логопедия.
  3. Трудотерапия [1]
  4. Когнитивная реабилитация.

А. Р. Лурия основываясь на исследования, сделанные К. Либманом, выделил 2 основных типа апраксии:

  1. Эфферентная или двигательная;
  2. Афферентная или сенсорная.

В тяжелых случаях апраксии пациенты не могут произносить не только слова, но и отдельные звуки. В более легких случаях в их речи наблюдаются литеральные парафазии. Помимо дефектов произношения бывают и другие нарушения. Грубо нарушается собственная (экспрессивная) речь.

В более легких случаях искажается структура предложения. В некоторых случаях у пациентов наблюдается эмболия — произношение одного слова или фразы, которое используется во время общения. Они активно используют жесты и мимику.

Наблюдаются трудности со чтением, но пациент может запоминать элементы чтения. Функция записи отсутствует. Возникает в результате заражения лобной доли доминантного полушария головного мозга. В этом случае наблюдаются сложности при выполнении сложных движений, такие как эхопраксия, или пациент делает стереотипные движения. Таким образом, коррекционная работа в первую очередь направлена на преодоление инерции речи и речевых движений. [3]

Сенсорно-двигательные речевые расстройства имеют более сложный характер, помимо речевых компонентов, у пациентов наблюдаются разные виды апраксии-агнозии, что затрудняет коррекцию работы с этими людьми. Среди сенсорно-двигательных речевых расстройств мы обсудим: эфферент-моторную афазию, афферент-моторную афазию, сенсорную алалию и моторную алалию. А также агнозия и апраксия, наблюдаемые при этих нарушениях речи, и в какой части коры головного мозга расположены эти центры. Кроме устной речи страдает письменная, в этом случае возможны также апраксия и агнозия. Произвольный контроль тесно связан с лобными долями коры головного мозга. Повреждение этих долей приводит к нарушению произвольного контроля психической деятельности, в общем, расстройству целенаправленности всего поведения, и это в основном относится к тем формам сознательной деятельности, которые руководствуются речевыми мотивами. У таких пациентов нарушается сознательное, целеустремленное поведение или оно заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами. Наряду с хранением знаний и индивидуальными частными операциями (мысленными операциями) считается осложнение их целенаправленных применений. Например, пациент с тяжелой двусторонней травмой лобных долей случайно дотрагивается до кнопки вызова, но он не может сказать медсестре, которая пришла, почему он позвонил. Другой пациент с похожей черепно-мозговой травмой, увидев дверь, открывает ее и входит в туалет. Но он не может объяснить причину своих действий. В случае крупномасштабного двустороннего повреждения лобных долей пациенты не только не могут самостоятельно формировать план действий, но не может действовать в соответствии с предоставленными им инструкциями готового плана. Для таких пациентов характерны нестабильность поведенческих программ, легкость их изменения, полная потеря программ.

Детская апраксия

Детская апраксия речи — это расстройство речи, при котором мозг ребенка испытывает трудности с координацией сложных оральных движений, необходимых для преобразования звуков в слоги, слогов в слова и слов в фразы. Обычно в этом расстройстве речи не виновата мышечная слабость. Чаще всего ребенка с апраксией речи в детстве называют тем, что его часто очень трудно понять. В детском мозгу есть что-то, что не позволяет сообщениям доходить до мышц рта для правильной речи.

Апраксия — это не заболевание, которое можно «перерасти» и дети с апраксией не добьются успеха без профессиональной поддержки.

Число детей, у которых диагностировано это нарушение, по-видимому, растет, но трудно измерить, как заболеваемость изменилась с течением времени.

Некоторые факторы, влияющие на постановку диагноза, включают:

– Повышение осведомленности профессионалов и семей о детской апраксии речи;

– Повышение доступности исследований по Апраксии;

– Оценка и идентификация в более раннем возрасте.

Признаки и симптомы

По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA, 2007), у детей с апраксией речи наиболее распространены следующие три особенности:

– Несогласованные ошибки в согласных и гласных при повторяющемся образовании слогов или слов (например, ребенок произносит одно и то же слово по-разному каждый раз, когда пытается его произнести).

– Трудности в произнесении длинных и сложных слов и фраз.

– Несоответствующая интонация и ударение в словах / фразах (например, трудности с синхронизацией, ритмом и потоком речи).

Некоторые дополнительные характеристики речевого образования, связанные с апраксией речи в детстве, включают:

– Позднее развитие у ребенка первых слов и звуков.

– Сниженный набор звуков (например, ожидаемое в определенном возрасте отсутствие разнообразия согласных и гласных звуков).

– Множественные и / или необычные звуковые ошибки.

– Ошибки гласного звука.

– Чрезмерные движения рта или попытки расположить рот для воспроизведения звука.

– Устойчивое или частое снижение количества произведенных слов.

– Различия в исполнении автоматической речи (например, «привет» и «спасибо») по сравнению с произвольной речью. В большинстве случаев на произвольную речь больше влияет апраксия речи.

– Ошибки в порядке воспроизведения звука в словах (например, звуки пропущены, переключены или добавлены к словам и внутри слов).

Тестирование и диагностика

Точный диагноз апраксии речи у детей требует всесторонней оценки речи и языка у логопеда. логопед оценит речевые навыки вашего ребенка, а также его выразительные и восприимчивые языковые способности, а также соберет информацию из вашей семьи о том, как ваш ребенок общается дома и в других ситуациях.

Важно, чтобы логопед, оценивающий вашего ребенка, имел опыт и знания в диагностике детской апраксии речи и работе с ней, чтобы можно было поставить точный диагноз и исключить другие возможные диагнозы. Например, апраксию речи в детстве часто путают с тяжелым нарушением артикуляции, поскольку оба диагноза включают плохую разборчивость речи. К сожалению, подход, применяемый для лечения расстройства артикуляции, сильно отличается от подхода к детской апраксии речи, и их смешение может привести к снижению терапевтических результатов.

Оценка апраксии речи у детей должна включать оценку выразительных и восприимчивых языковых способностей ребенка; многие дети с этим расстройством демонстрируют дефицит языковых навыков. Кроме того, у детей с апраксией речи часто возникают разрывы между речевыми навыками восприятия и выражения, порядке слов и трудности с запоминанием слов. Необходима тщательная оценка способностей ребенка, чтобы цели терапии могли быть разработаны с учетом его индивидуальных потребностей.

Устранение апраксий речи должно быть интенсивным и может длиться несколько лет в зависимости от тяжести расстройства вашего ребенка. Многие дети с апраксией речи в детстве получают пользу от:

Многократное повторение и многократная практика звуковых последовательностей, слов и фраз во время терапии

Использование визуальных подсказок, чтобы показать, как звуки речи складываются из последовательности звуков в слова.

Совместное производство, или когда ребенок говорит слово одновременно с логопедом или опекуном.

Если у вашего ребенка ограниченное количество слов в словарном запасе, терапия сначала будет сосредоточена на улучшении его функциональных коммуникативных навыков. Для ребенка очень важно иметь положительный опыт общения. Если поначалу ребенку сложно произносить слова, позитивное взаимодействие может быть достигнуто с помощью других способов общения, таких как язык жестов, доски для передачи изображений и устройства для голосового вывода. Было обнаружено, что использование других способов общения во время работы над формированием речи способствует развитию вербальных навыков и снижает разочарование детей при общении.

Очень важно, чтобы логопед, учителя, родители, родственные профессии и все члены семьи активно участвовали в процессе лечения, чтобы ваш ребенок с атаксией речи мог добиться максимального прогресса. Для изучения причинных факторов, диагностических критериев и эффективности различных терапевтических подходов необходимы дополнительные исследования этого расстройства.

При участии профессионалов, исследователей и семей дети с апраксией речи могут значительно улучшить свою речь и коммуникативные навыки. [4]

Литература:

  1. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга, 2019 г.,стр. 36
  2. https://www.chop.edu/conditions-diseases/childhood-apraxia-speech
  3. https://neurologic.ru/biblioteka-znanij/klinicheskoe-issledovanie-praksisa-u-vzroslyh-pacientov/
  4. https://mvchr.ru/index.php/ante-adipiscing-lobortis
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, апраксия речи, Апраксия, пациент, слово, ваш ребенок, движение, детская апраксия речи, нарушение речи, ребенок.


Задать вопрос