Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Чепенко, М. В. Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации / М. В. Чепенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85348/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор статьи раскрывает основные составляющие рассматриваемой проблемы, акцентируя внимание на то, что подготовка квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного специалиста-офицера, который на высоком уровне овладел профессией во время обучения и готов к активной деятельности на пути профессионального роста должна быть проведена на надлежащем уровне.

Ключевые слова: профессиональная компетентность военнослужащих, образовательный процесс, военное образование.

Keywords: professional competence of military personnel, educational process, military education.

Актуальность исследования обусловлена научным поиском педагогических основ повышения качества профессиональной подготовки будущих военных. Анализ современных научных исследований теории и практики развития профессионального мастерства офицерских кадров, системы их подготовки по новым стандартам, в том числе с применением современных информационно-коммуникационных технологий, позволил определить технологию имитационного моделирования для формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов.

Анализ отзывов из войск о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года показывает, что вчерашние выпускники военных вузов часто не обладают достаточным уровнем необходимых военно-профессиональных качеств. Исследователи проблем высшего военного образования приходят к выводу, что конструктивным путем решения этой проблемы является повышение уровня развития профессиональных качеств у курсантов вузов как необходимой предпосылки компетентности и профессиональной подготовленности будущего офицера.

Практическая подготовка военного специалиста — одна из важнейших составляющих педагогической системы, где осуществляется учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование военно-профессиональной компетентности и мастерства будущего офицера. Военно-профессиональное мастерство ученые рассматривают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на основе рефлексии. Компетентность военного специалиста — это специфическая интегральная способность, включающая в себя общевойсковые, военно-специальные и педагогические компоненты, обеспечивающие успех военно-образовательной деятельности офицера.

Постоянно возрастающие требования к будущим военным специалистам обуславливают изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности. На сегодняшний день в процессе подготовки военнослужащих (в т. ч. офицеров запаса) преимущественно усваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессиональный опыт.

Компетентность предполагает обладание человеком определенной компетенцией, т. е. в решении соответствующих вопросов; совокупностью определенных знаний, умений, навыков, в которых человек должен быть знающим и иметь практический опыт работы [3, с. 22].

Основой указанной готовности являются практические умения использования теоретического материала в реальном опыте человеческого общения, публичных выступлениях, работы в качестве руководителя, система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном кругу ситуаций личностного взаимодействия. Эффективное формирование коммуникативной компетентности будущих военных специалистов будет обеспечивать целенаправленная воспитательная деятельность командиров, педагогов, офицеров-воспитателей, направленная на развитие у курсантов способности к эффективному взаимодействию, конструктивному выходу из конфликтных ситуаций. Указанная деятельность предусматривает, прежде всего, организацию продуктивного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательной среды, внедрение тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков в процессе выполнения коллективных творческих дел, общественно полезной деятельности.

Понятие профессиональной компетентности будущего офицера включает профессионально личностную, социально значимую качественную характеристику будущего офицера, его интегративные свойства, ориентированные на непрерывное самосовершенствование, самообразование, выступают фактором успешности его военно-профессиональной деятельности [1, с. 84].

Как итог, отмечаем, что под военно-профессиональной компетентностью понимаем интегративное качество офицеров, которая представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность эффективно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях военной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

В общем смысле военно-профессиональная компетентность — это осознанная готовность и военно-профессиональная способность отдельного офицера или военного подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями [2, с. 17].

Учитывая это, раскроем особенности компетентностного подхода в образовательной подготовке будущих офицеров на военной кафедре, поскольку он определяет обеспечение подготовленности студентов вузов и граждан к будущей профессиональной деятельности в военных формированиях РФ.

При этом тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально оговоренные требования — система регламентации военной деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. Не считая того, это собственные рвения личности военнослужащего, его личные потребности и интересы.

Компоненты военно-профессиональной компетентности обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, социальной и личной значимости. К ним относим: военно-профессиональные знания; систему профессионально необходимых умений и навыков; военно-профессиональный ролевой статус; личностные качества (индивидуальные психологические особенности); готовность, а главное — результативную способность решать разнообразные задачи, возникающие в военной и, особенно, в боевой деятельности [4, с. 118].

Оценивая уровень сформированности каждого структурного компонента, приходим к выводу, что профессиональная компетентность проявляется в военной деятельности, воплощается в ее результатах.

Модернизация и обновление содержания высшего военного образования предполагает как основное требование времени — подготовку квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного специалиста-офицера, который на высоком уровне овладел профессией во время обучения и готов к активной деятельности на пути профессионального роста.

Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях высшее военное образование является важной составляющей высшего образования РФ. Произошедшие в образовательной отрасли изменения требуют от вузов разработки новых концептуальных подходов к реальной, а не формальной оптимизации военно-образовательной сферы с учетом современных реалий. В настоящее время необходимо кардинальное переосмысление места вузов как в образовательной, так и в социальной и культурной среде. Существенным признаком современного состояния реформирования военных формирований РФ является переход к оптимизации их структуры и численности, не только в соответствии с социально-экономическими перспективами развития государства. Как следствие, значительно возросли требования к системе военного образования, которая является неотъемлемой составляющей военной организации государства. Реалии современности требуют от вузов разработки теоретико-методологических основ, способствующих совершенствованию общей профессиональной компетентности в целом и военно-специальной, в частности, еще во время обучения.

Литература:

  1. Боленко Ю. В., Динамика готовности к профессиональной деятельности у курсантов военизированных вузов / Ю. В. Боленко Р. Д. Санжаева //Вестник Бурятского государственного университета. Серия Психология. Социальная работа. 2014. № 5 (2). С. 37–43.
  2. Галямина А. В., Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «Иностранный язык») Дис…. канд. пед. наук. Калининград, 2017. 240 с.
  3. Карпова Е. В., К вопросу о методологической основе формирования компетентностей // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 266 с. С. 19–23.
  4. Мещеряков Д. В., Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе. Дис…. канд. пед. наук. М., 2014. 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-профессиональная компетентность, будущий офицер, военная деятельность, время обучения, высшее военное образование, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность военнослужащих, активная деятельность, военное образование, военный специалист.


Ключевые слова

образовательный процесс, военное образование, профессиональная компетентность военнослужащих

Похожие статьи

Система военно-профессиональной подготовки вРФ

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности, направленный на удовлетворение

военно-профессиональный критерий — характеризует уровень профессиональной подготовленности военнослужащего к

Подготовка военного специалиста ВПО в высших военно-учебных заведениях включает поэтапное изучение...

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища.

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих военных летчиков в процессе обучения авиационному...

Военное образование — вид профессиональной...

Компетентностный подход в сфере высшего военного образования — новое явление для военной педагогики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности. Высшее профессиональное образование.

Профессионально-коммуникативная компетентность...

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений.

Специфическая компетентность военного профессионала — это устойчивая общая и особенная основа знаний, умений и навыков фундаментального и военного характера.

Индивидуально-психологические особенности будущих...

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале... Структура мотивации к занятиям физической подготовкой определяется особенностями военной специальности курсантов, а. Об отношении курсанта к овладению профессией судят в основном по оценкам, которые фиксируют успеваемость по предметам обучения.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов

Военно-педагогическая суть данного принципа впервые была теоретически утверждена русским генералом М. И

В результате у военнослужащих формируются умения применять в своей профессиональной деятельности полученные...

Профессиональная компетентность военного переводчика...

Долманюк, Л. В. Формирование военно-профессиональной компетенции в процессе обучения в военно-учебных заведениях/ Л. В. Долманюк

Протасов, А. Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: Автореф. дис

Образовательная деятельность по профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в...

Система ценностей будущего офицера: от понятия к методам...

Ценности будущего офицера важны именно как система, поскольку именно системность ценностей, постоянное их применение

Именно личность офицера это центральное звено отечественной военной системы. Самый первый и самый важный этап

Именно тот или иной элемент системы ценностей, служит руководством к оценочной деятельности в сложном...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы...

Специфика военно-педагогической деятельности офицеров есть планирование и реализация общих и частных аспектов воспитания и обучения военнослужащих воинских частей и

Военно-педагогическая направленность является основным професионально-значимым свойством офицера. В нее входят интерес военного, стремление трудится в выбранной сфере...

Похожие статьи

Система военно-профессиональной подготовки вРФ

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности, направленный на удовлетворение

военно-профессиональный критерий — характеризует уровень профессиональной подготовленности военнослужащего к

Подготовка военного специалиста ВПО в высших военно-учебных заведениях включает поэтапное изучение...

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища.

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих военных летчиков в процессе обучения авиационному...

Военное образование — вид профессиональной...

Компетентностный подход в сфере высшего военного образования — новое явление для военной педагогики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности. Высшее профессиональное образование.

Профессионально-коммуникативная компетентность...

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений.

Специфическая компетентность военного профессионала — это устойчивая общая и особенная основа знаний, умений и навыков фундаментального и военного характера.

Индивидуально-психологические особенности будущих...

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале... Структура мотивации к занятиям физической подготовкой определяется особенностями военной специальности курсантов, а. Об отношении курсанта к овладению профессией судят в основном по оценкам, которые фиксируют успеваемость по предметам обучения.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов

Военно-педагогическая суть данного принципа впервые была теоретически утверждена русским генералом М. И

В результате у военнослужащих формируются умения применять в своей профессиональной деятельности полученные...

Профессиональная компетентность военного переводчика...

Долманюк, Л. В. Формирование военно-профессиональной компетенции в процессе обучения в военно-учебных заведениях/ Л. В. Долманюк

Протасов, А. Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: Автореф. дис

Образовательная деятельность по профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в...

Система ценностей будущего офицера: от понятия к методам...

Ценности будущего офицера важны именно как система, поскольку именно системность ценностей, постоянное их применение

Именно личность офицера это центральное звено отечественной военной системы. Самый первый и самый важный этап

Именно тот или иной элемент системы ценностей, служит руководством к оценочной деятельности в сложном...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы...

Специфика военно-педагогической деятельности офицеров есть планирование и реализация общих и частных аспектов воспитания и обучения военнослужащих воинских частей и

Военно-педагогическая направленность является основным професионально-значимым свойством офицера. В нее входят интерес военного, стремление трудится в выбранной сфере...

Задать вопрос