Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Салмина, А. Ю. Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ / А. Ю. Салмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 306-309. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85332/ (дата обращения: 25.04.2024).



Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка во многом определяет максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, в особенности тех детей, которые нуждаются в этом в наибольшей степени. При реализации ФГОС ДО необходимо обратить особое внимание на реализацию «…индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья». Для дошкольников с ОВЗ требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательного учреждения.

Комплексное сопровождение дошкольника с ОВЗ в образовательной организации можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи в освоении программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в психофизическом развитии воспитанника, его социальную адаптацию.

В соответствии с рекомендациями ТПМПК (ЦПМПК) и ИПРА осуществляется комплексное сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях образовательной организации, определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы команды специалистов. Контроль за выполнением заключений и рекомендаций и их динамики возложено на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения.

Комплексное сопровождение дошкольников с ОВЗ строится на взаимодействии таких специалистов ПМПк как педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (или ЛФК), медицинский работник, воспитатели группы, тьютор (см. рисунок 1) с привлечением в образовательный процесс родителей воспитанников.

Система комплексного сопровождения

Рис. 1. Система комплексного сопровождения

С целью выполнения рекомендаций ТПМПК (ЦПМПК) и ИПРА разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (в отдельных случаях СИПР), направленная на реализацию системы комплексной помощи дошкольников с ОВЗ которая, предусматривает построение образовательно-воспитательного процесса, основанного на индивидуализации и дифференциации, создание специальных условий, позволяющих учитывать индивидуальные возможности и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Педагог-психолог осуществляет комплексную психологическую диагностику развития детей на разных возрастных этапах, составляет заключения и рекомендации для специалистов по организации работы с ребенком с учетом психодиагностики, принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ и проектирование РППС, проводит коррекционно-развивающие индивидуальные занятия, организует консультативно-просветительские мероприятия с родителями детей.

Педагог-дефектолог проводит диагностическое обследование детей, фронтальные и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; в зависимости от нозологической группы; осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения за динамикой развития ребенка, усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультирует педагогических работников и родителей.

Учитель-логопед обследует детей, с целью определения структуры и степени выраженности нарушения речи; принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ и проектировании РППС; проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных речевых функций; консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.

Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах. Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей с учётом индивидуальных особенностей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе дидактического и методического материала и формы организации занятий; развивает навыки слухового внимания, фонематического восприятия, чувства темпа и ритма.

Инструктор по физической культуре (ЛФК) обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей; организует и проводит физкультурно-оздоровительные занятия и мероприятия; содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию на всех этапах дошкольного детства; совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья воспитанников.

Деятельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития и является важной составной частью образовательной и коррекционной работы. Воспитатели организуют образовательно-воспитательную деятельность по образовательным областям программы в соответствии с определенным этапом коррекционной деятельности, индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций педагога-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога, развлекательные и оздоровительные мероприятия, режимные процессы, создают РППС. Воспитатели осуществляют педагогический мониторинг, с целью определения динамики индивидуального развития детей. Проводят консультативно-просветительскую работу с родителями дошкольников.

Тьютор осуществляет непосредственное педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов ребёнка с ОВЗ (на фронтальных и индивидуальных занятиях, во время самостоятельной организованной деятельности, в режимных моментах), организационно-методическое обеспечение, принимает участие в проектировании РППС.

Медицинские работники оказывают методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса (участие в составлении расписания, режима дня и занятий, рекомендаций по адаптации детей, организации занятий по физическому воспитанию), организуют лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляют контроль состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров, организации питания, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и требований.

С целью индивидуализации и дифференциации образовательно-воспитательного процесса педагогами и специалистами разрабатывается Карта индивидуального развития дошкольника (далее КИР).

КИР разрабатывается в целях:

– обобщения в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей, уровня психического развития ребёнка и усвоения им программного материала;

– выявления проблемных точек в образовательном процессе, требующих участия взрослого и как результат разработка ИОП и построение индивидуальной траектории развития ребёнка в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;

– организации эффективного взаимодействия между специалистами, работающих с детьми с ОВЗ по оказанию своевременной коррекционно-педагогической помощи детям различных нозологических групп.

Структура Карты

Показатели (разделы КИР)

Специалист ответственный за заполнение раздела

На основании чего заполняется раздел

Периодичность заполнения

Общие сведения о ребёнке

Руководитель МО

Документы, беседа с родителями

1 раз при поступлении ребенка

Социальная карта семьи

Руководитель МО воспитателей или социальный педагог

Документы, беседа с родителями

2 раза в год

Лист здоровья (данные о состоянии здоровья, нарушении развития).

Медицинский работник

Медицинская карта, результаты диспансеризации

1 раза в год

Психологический блок (показатели уровня психического развития, познавательных процессов)

Педагог-психолог

Заключение по результатам психологического мониторинга

2 раза в год

Педагогический блок (мониторинг музыкальных способностей и индивидуального развития ребёнка)

Муз. руководитель

Воспитатели Тьютор (ассистент)

Заключение по результатам педагогического мониторинга

2 раза в год

Воспитательский блок

(личностные особенности развития/уровень воспитанности)

Воспитатели

Тьютор

Наблюдения за ребёнком/ анкетирование

2 раза в год

Коррекционный блок (коррекция нарушенных функций)

Учитель-дефектолог

Учитель логопед

Заключение по результатам педагогического мониторинга

2 раза в год

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Воспитатели

Учитель-дефектолог Учитель логопед

Тьютор

Результаты педагогического мониторинга

2 раза в год

Общая динамика развития ребёнка.

Решения ПМПк

Руководитель МО

Мониторинг

Экспертное заключение специалистов ПМПк

2 раза в год

Не регламентирована

Немаловажное значение в системе комплексного сопровождения имеет создание адекватных возможностям ребенка условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть обогащение и специализация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка.

Для проведения коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий, в образовательном учреждении должны быть оборудованы кабинеты педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя; для организации занятий по физическому воспитанию (ЛФК) спортивный зал, музыкальный зал для развлечений и праздников. Все помещения обязательно оснащены необходимым интерактивным, методическим, дидактическим и игровым материалом. При организации пространства дошкольной группы должны соблюдаться требования ФГОС ДО.

Таким образом, несмотря на важность профессиональной деятельности каждого специалиста в решении задач воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, эффект коррекционного воздействия может быть достигнут в результате их тесного взаимодействия, так как объектом общего внимания являются дети.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
  3. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, педагогический мониторинг, занятие, комплексное сопровождение, музыкальный руководитель, раз, ребенок, специалист, физическое воспитание, дошкольное образование.


Похожие статьи

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду был разработан план организации...

Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по...

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов. Мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как...

Организация психолого-медико-педагогического...

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными

При организации работы ПМПк у специалистов дошкольного учреждения возникает ряд

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч.ред.проф. Л. М...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики...

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс, педагогическая...

Взаимодействие музыкального руководителя с другими...

Взаимодействие музыкального руководителя с другими специалистами при решении

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной...

Методическое сопровождение художественно-эстетического...

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной

На занятиях художественно-эстетического цикла вызываем у детей интерес к музыке и музыкальной

ИКТ, дошкольное образование, ребенок, педагог, воспитательно-образовательный процесс...

Педагогические инновации в физическом воспитании...

Педагогические инновации в физическом воспитании в дошкольном образовании: понятия, перспективы и направления развития.

ребенок, дошкольное образовательное учреждение, двигательная активность, дошкольный возраст, физическое развитие, здоровый образ жизни...

Похожие статьи

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду был разработан план организации...

Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по...

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов. Мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как...

Организация психолого-медико-педагогического...

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными

При организации работы ПМПк у специалистов дошкольного учреждения возникает ряд

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч.ред.проф. Л. М...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики...

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс, педагогическая...

Взаимодействие музыкального руководителя с другими...

Взаимодействие музыкального руководителя с другими специалистами при решении

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной...

Методическое сопровождение художественно-эстетического...

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной

На занятиях художественно-эстетического цикла вызываем у детей интерес к музыке и музыкальной

ИКТ, дошкольное образование, ребенок, педагог, воспитательно-образовательный процесс...

Педагогические инновации в физическом воспитании...

Педагогические инновации в физическом воспитании в дошкольном образовании: понятия, перспективы и направления развития.

ребенок, дошкольное образовательное учреждение, двигательная активность, дошкольный возраст, физическое развитие, здоровый образ жизни...

Задать вопрос