Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности в лесах на примере Кировской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Елсукова, А. А. Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности в лесах на примере Кировской области / А. А. Елсукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85328/ (дата обращения: 17.01.2022).



Данная работа посвящена изучению правового регулирования пожарной безопасности в лесах на примере Кировской области. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы теории и практики применения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах.

Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, лес, пожароопасный сезон, Лесной кодекс РФ, охрана лесов.

По состоянию на 2019 год площадь Российской Федерации составляет 1712,5 миллионов гектаров, из них 1187,6 миллионов гектаров приходится на земли лесного фонда и земели иных категорий, на которых расположены леса. Площадь Кировской области составляет 12 миллионов гектаров. Леса Кировской области занимают 8,14 миллионов гектаров, покрытая лесом площадь составляет 7,52 млн. га, лесистость территории Кировской области составляет 62,5 %.

Лесные ресурсы занимают значимое положение в общественной, политической и экономической деятельности России. Леса являются фактором производства, без которого практически невозможна жизнедеятельность человека.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2019 год, площадь погибших лесных насаждений в Российской Федерации составила 169,3 тыс. гектаров, из них большая часть (104,6 тыс. гектаров) приходится на лесные пожары. С каждым годом количество лесных пожаров увеличивается, так за 2017 год на территории РФ было зарегистрировано 10900 лесных пожаров, в 2018 году — 12100, в 2019–13600 лесных пожаров. За пожароопасный сезон 2017 года на территории Кировской области было зафиксировано 7 лесных пожаров, тогда как за пожароопасный сезон 2021 года в регионе зарегистрировано уже 145 лесных пожаров.

В связи с этим охрана лесов от пожаров, их предотвращение, борьба с ними и ликвидация их последствий — это одна из важнейших задач для государства.

По причинам возникновения лесных пожаров статистика существенно не изменяется в течение долгого периода времени. В 70 % случаев возгорания связаны с воздействием человека и обусловлены несоблюдением правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесов и посещении их населением. Основной причиной возникновения лесных пожаров остается неосторожное обращение с огнем — 50,8 %, а также пожары от выжигания сухой растительности — 2,9 %.

Базовым документом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны лесов от пожаров, является Лесной кодекс Российской Федерации.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основной объем нормативного правового регулирования лесных правоотношений коцентрируется на федеральном уровне. Отдельные полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время вопросы охраны лесов от пожаров, регламентируются целым рядом нормативных правовых актов. Базовым документом, регулирующим указанные общественные отношения, является Лесной кодекс РФ. Лесной кодекс РФ содержит широкий спектр полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесного права. Основной перечень полномочий установлен ст. 82 Лесного кодекса РФ. При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров относятся: организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов РФ.

Полномочия субъектов РФ в указанной сфере общественных отношений также регулируют: Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 17 мая 2011г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы»; постановление Правительства РФ от 18 мая 2011г. № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» и др.

Лесной кодекс Российской Федерации был принят 4 декабря 2006 года. Председатель Научного совета по лесу Российской академии наук академик А. С. Исаев убежден, что принятие Лесного кодекса РФ в 2006г. обусловило некоторые негативные последствия для сохранности леса, основные из которых: ликвидированы государственные лесхозы; охрана, защита, воспроизводство лесов переданы частным компаниям; сокращена лесная охрана с 200 до 20 тыс. человек.

Отсутствие специализированных учреждений по тушению лесных пожаров, незначительность доли лесов, переданных в пользование, на которых меры пожарной безопасности осуществляются арендаторами, недостаточность квалификации и оснащения организаций, выполняющих работы по охране лесов от пожаров на не арендованной части лесов на конкурсной основе, исключение из полномочий органов пожарной безопасности субъектов Российской Федерации тушение лесных пожаров сформировали к пожароопасному периоду 2010 года крайне уязвимую систему охраны лесов.

В 2010 г. на территории России была зарегистрирована аномально жаркая погода и, как следствие, возникло большое число лесных пожаров. Катастрофа, вызванная лесными пожарами на европейской части Российской Федерации в 2010 году, показала, что выбранный административный подход к вопросу обеспечения пожарной безопасности лесов воспроизвел недееспособную систему охраны.

Данные факты потребовали пересмотра правовых механизмов предупреждения и ликвидации масштабных лесных пожаров. Рядом федеральных законов были внесены изменения в Лесной кодекс РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.

С учетом внесенных изменений институт охраны лесов от пожаров получили более четкую регламентацию. Определен перечень мер пожарной безопасности в лесах, включающий: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; а также иные меры пожарной безопасности в лесах. Определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. При этом меры противопожарного обустройства лесов включают: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и иные определенные Правительством РФ меры.

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов и др.

Законодатель ввел возможность ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности. Данным полномочием наделяются органы государственной власти, органы местного самоуправления. В пределах своих полномочий названные выше органы могут ограничивать пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ.

Для эффективной реализации положений федерального законодательства требуется проработка вопроса охраны лесов от пожаров и на субъектовом уровне. Рассмотрим его подробнее на примере Кировской области.

Наиболее часто в связи с погодными условиями в конце апреля на территории Кировской области наступает пожароопасный сезон. В связи с этим издаются акты органов власти Кировской области. В 2021 году были изданы: Указ Губернатора Кировской области от 17.03.2021г. № 35 «Об утверждении Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Кировской области на период пожароопасного сезона 2021 года»; Постановление Правительства Кировской области от 19.04.2021г. № 194-П «О начале пожароопасного сезона 2021 года в лесах на территории Кировской области»; Распоряжение Министерства лесного хозяйства Кировской области от 20.04.2021г. № 247 «Об исполнении постановления Правительства Кировской области от 19.04.2021г. № 194-П «О начале пожароопасного сезона 2021 года в лесах на территории Кировской области»; Постановление Правительства Кировской области от 20.08.2021г. № 437-П «Об установлении особого противопожарного режима в лесах и об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств на территории Кировской области».

Лес — это достояние России. Каждый год утрачивается большая часть лесных насаждений, наиболее распостраненная причина утраты — лесные пожары. Количество лесных пожаров растет с каждым годом, поэтому государство обязано рефомировать действующее законодательство в вопросах охраны лесов от пожаров. Реформы 2010 года Лесного кодекса РФ не дали ожидаемого эффекта. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование законодательных и управленческих механизмов в целях эффективного предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними, которые прежде всего должны быть направлены: 1) на обеспечение надлежащего контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых субъектами РФ, и оперативное опубликование сведений о результатах этого контроля; 2) усиление контроля за своевременным исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе при выполнении функций охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществлении федерального государственного пожарного надзора; 3) усиление контроля за состоянием противопожарного обустройства лесов, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащенности органов исполнительной власти субъектов РФ техникой и оборудованием для пожаротушения, а также обеспечение достаточного финансирования противопожарных мероприятий; 4) обеспечение субъектами РФ своевременной разработки и утверждения планов тушения лесных пожаров, а также сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ; привлечение сил и средств пожаротушения согласно планам тушения лесных пожаров и сводным планам тушения лесных пожаров на территории субъектов РФ; своевременный контроль за обеспечением особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах; оперативное взаимодействие по привлечению дополнительных ресурсов пожаротушения.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2021 // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  2. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Государственной Думой 08.11.2006 г.: одобрен Советом Федерации 24.11.2006г.] // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  3. Жаринов, С. Н. Концептуальные основы организации охраны лесов от пожаров / С. Н. Жаринов, Е. И. Голубева, М. В. Зимин. — Текст: непосредственный // Вопросы лесной науки. — 2020. — № 3. — С. 1–8.
  4. Исаев, А. С. Актуальные проблемы национальной лесной политики / А. С. Исаев, Г. Н. Коровин. — Москва: ООО «Типография ЛЕВКО», 2009. — 108 c. — Текст: непосредственный.
  5. Лесной фонд. — Текст: электронный // Официальный сайт министерства лесного хозяйства Кировской области: [сайт]. — URL: http://mlh43.ru/lesnoy-fond/ (дата обращения: 08.11.2021).
  6. Оперативная информация о лесных пожарах. — Текст: электронный // Официальный сайт министерства лесного хозяйства Кировской области: [сайт]. — URL: http://mlh43.ru/lesnye-pozhary/operativnaya-informatsiya-o-lesnykh-pozharakh/ (дата обращения: 08.11.2021).
  7. Федеральная служба государственной статистики, Лесные ресурсы / — Текст: непосредственный // Охрана окружающей среды в России. — 2020. — С. 65–76.
  8. Шпаковский, Ю. Г. Современные проблемы правового регулирования охраны лесов от пожаров / Ю. Г. Шпаковский. — Текст: непосредственный // Lex Russica. — 2018. — № 1. — С. 43–56.
Основные термины (генерируются автоматически): Кировская область, пожар, пожарная безопасность, Российская Федерация, лес, Лесной кодекс РФ, охрана лесов, пожароопасный сезон, государственная власть субъектов, пожарная опасность.


Ключевые слова

пожарная безопасность, Лесной Кодекс РФ, лес, пожар, охрана лесов, пожароопасный сезон
Задать вопрос