Трансформация культурно-досуговых учреждений в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.11.2021

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Хижняк, Д. Д. Трансформация культурно-досуговых учреждений в современных условиях / Д. Д. Хижняк, В. В. Стебляк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85141/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются проблемы учреждений культуры и способы их решения.

Ключевые слова: учреждение культуры, частная школа, развитие, конкуренция, проблемы.

This article examines the problems of cultural institutions and ways to solve them.

Keywords : cultural institution, private schools, development, competition, problems.

Долгое время значительная часть танцевальных коллективов располагались в учреждениях культуры, образовательных школах, в центрах развития, но в данный период времени это тенденция изменяется, и открываются самостоятельные танцевальные студии, в которых они могут свободно реализовывать свои планы. Раньше не все родители были готовы платить за занятия, ведь в каждом районе города можно было пойти в ближайший дворец культуры, где бесплатно будут заниматься с детьми и развивать их творческие способности.

На данный период времени наблюдается рост частных танцевальных студий, а значит и конкурентная борьба государственных и негосударственных учреждений набирает всё большие обороты.

Основная причина создания платных групп — недостаточная материально-техническая база учреждения. Наряду с этим возникает ряд проблем, связанных с конкуренцией между дворцами культуры и индивидуальными предпринимателями, которые предоставляют тот же спектр услуг.

Дворцы культуры создают самоокупаемые группы, организуют платные концерты, при этом есть проблемы с материально-техническим оснащением: неукомплектованность компьютерами, музыкальными центрами в классах, не везде есть пианино для работы хоровых и хореографических коллективов, на сцене слабая световая партитура. Проблемы с транспортом остаются нерешенными, так как директор учреждения не требует от учредителя финансовой помощи на предоставление транспорта творческим коллективам, для участия в городских мероприятиях, но если и есть выездные мероприятия, то коллективы добираются своим ходом до места назначения, что доставляет массу неудобств руководителям и участникам коллектива.

Можно сравнить с частной школой, где занятия танцами стоят примерно столько же, материально-техническая база, как правило, лучше, чем в государственных учреждениях. Для того чтобы набрать клиентскую базу частные школы гораздо больше внимания уделяют рекламе своей танцевальной студии. На данный момент люди обращают внимание на оболочку, а лишь потом на содержание, поэтому настолько важно продумать маркетинговую стратегию. Негосударственным учреждениям незачем так рисковать, ведь они будут тщательнее отбирать высококвалифицированных работников с опытом работы, привлекая их достойной заработной платой, директор частной школы танцев твердо понимает, что необходимо предоставлять клиентам качественную услугу и оправдать свою яркую рекламу и вложения родителей.

Преимущества частной танцевальной школы:

  1. Самостоятельно определяете пути развития вашего коллектива.
  2. Разрабатываете программу обучения, состав дисциплин, расписание и т. д.
  3. Решаете, какие номера ставить.
  4. Решаете, на каких мероприятиях выступать и на какие фестивали и конкурсы ездить.
  5. Совершенно законно назначаете плату за обучение [1].

«Проблемы, связанные с трудовыми ресурсами культуры Омской области свойственны в целом отрасли культуры и требуют решений. Среди них:

  1. нехватка квалифицированных специалистов в клубных учреждениях: хормейстеров, хореографов, режиссёров, культорганизаторов, аккомпаниаторов;
  2. отмечен недостаточный уровень образования работников культурно-досуговых учреждений;
  3. наблюдается старение кадров: в культурно-досуговых учреждениях Омской области работников в возрасте до 30 лет составляют 12,0 %, в возрасте от 30 до 55 лет 58,0 %, от 55 лет и старше — 30,0 %;
  4. слабо разработан вопрос по закреплению молодых специалистов на местах, а так же выплаты им единовременных пособий и предоставления жилья» [2].

Низкая заработная плата, и при этом требования к работникам повышаются: документация, отчётность, квалификация сотрудников, аттестация и переаттестация сотрудников, заставляет работников задуматься о собственной карьере и своём бизнесе, но в работе в государственных учреждениях есть и плюсы: бесплатное помещение для занятий, стабильная заработная плата и пенсионные отчисления.

Дальнейшие пути развития учреждения зависят в первую очередь от того, какие задачи ставит перед собой управленец и насколько точная и достижимая стратегическая цель: можно предположить, что переход учреждения культуры на самофинансирование и полный хозяйственный расчёт приведёт к тому, что основной целью станет получение доходов, как и частных организаций, конечно, это не должно быть превалирующей целью бюджетной организации, иначе Дому культуры придется отказаться от предоставления населению бесплатных мероприятий, что не совсем логично, так как это противоречит принципу общедоступности культурных благ, в таком случае население всё меньше будет посещать культурные мероприятия из-за низкого уровня доходов.

Одним из главных факторов правильного функционирования культурно-досуговых учреждений является налаживание «диалога» с населением для организации их досуга, для чего и создавались дома культуры. Учитывая потребности населения, их предпочтения и желания, можно позволить не только скорректировать планы работы культурно-досуговых учреждений, но и выявить слабые места в работе и исправить их.

Рекомендации по устранению проблем в клубных учреждениях культуры:

  1. Улучшить качество мероприятий и разнообразить репертуар, для привлечения зрителей и будущих участников коллективов, следовательно, и увеличение прибыли от платных мероприятий. Для получения прибыли также можно сдавать помещение в аренду различным выставкам животных, современных технологий, молодых художников.
  2. Нужно решить проблему с транспортных средством с целью проведения гастролей и участия в выездных мероприятиях, настоять на выделении средств для повышения технической оснащённости учреждения. В Департамент культуры должны приходить субсидии на нужды городских коллективов на бюджетной основе. Если коллектив принимает активное участие в общегородских мероприятиях и мероприятиях дома творчества, на базе которого он существует, то у него должна появиться возможность получить финансовую поддержку на развитие коллектива или на поездку в другой город на конкурс-фестиваль, при этом можно было запросить у Департамента культуры транспорт с сопровождением для перевозки детей от Дворца культуры до места назначения в пределах города и области.

Литература:

  1. Саблукова Л. И. «Ресурсная база социально-культурной деятельности» Омск, 2017
  2. Потрашков А. Методическое пособие «Как создать частную школу танцев. Пошаговая инструкция» Королёв, 2021
  3. Сайт «АПНИ Агентство перспективных научных исследований» https://apni.ru/article/1207-distantsionnie-uroki-po-khoreografii-plyusi (дата обращения 31.09.2021)
  4. Фишер Л. В. «Перспективы развития домов культуры в современной городской среде»
  5. Филатов И. «Развитие культуры в современной России. Особенности культуры современной России»
Основные термины (генерируются автоматически): Дворец культуры, мероприятие, учреждение, Департамент культуры, коллектив, место назначения, период времени, проблема, учреждение культуры, частная школа.


Ключевые слова

развитие, конкуренция, проблемы, учреждение культуры, частная школа

Похожие статьи

Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа...

В ведении муниципалитетов действуют 4198 учреждений культуры, в том числе 1 муниципальный театр (г. Уфа), 69 музеев, 1515 сельских и 180 городских библиотек, 2234 клубных учреждения, в том числе в сельской местности — 2182, 132 детские школы искусств (по видам искусств), 44 муниципальные киноустановки и кинотеатра, 23 парка культуры и отдыха. Функционируют 990 народных и образцовых коллективов.

Большинство зданий клубных учреждений построены в 60-70-х годов прошлого столетия и не соответствуют современным требованиям предоставления качественных услуг и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Только 358 зданий (15,6 %) оборудовано пожарно-охранной сигнализацией, в целях экономии расходов на содержание зданий и помещений многие клубные учреждения на зимний период закрываются или переходят на печное отопление.

Многофункциональный культурный центр: понятие, структура

 В настоящее время отечественными исследователями отмечается растущий интерес к многофункциональным центрам, в частности тем, которые задействованы в сфере культуры, ввиду их широкого распространения в нашей стране. Именно поэтому в данной статье рассматриваются понятия «культурный центр» и «многофункциональный культурный центр» с дальнейшим изучением его специфики и деятельности. Согласно отечественным исследователям Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, понятие «культурный центр» означает учреждение, объединяющее в себе множество видов деятельности: реализацию разнообразных культурных проектов, обучение языку, подготовку лекций и семинаров, организацию курсов танцев и национальных искусств, проведение встреч с представителями национальной культуры, предоставление посетителям обширной библиотечной базы и др.

Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект...

Нужно учитывать, что система муниципального управления учреждениями культуры и досуга — часть общегосударственной системы управления в данной сфере и на нее переносятся и общероссийские проблемы.

Вся регулярная социокультурная деятельность в 2014 г. проходила под знаком Года культуры и соответственно была освещена участием культурно-досуговых учреждений в статусных мероприятиях, приуроченных к этому событию. Особое место в социокультурной деятельности в 2014 г. заняли мероприятия, связанные с празднованием 70-летия Победы, а также Днем славянской письменности и культуры, памятью Сергия Радонежского, 250-летием Государственного Эрмитажа и др., в которых реконструированная история России выступала как культурная ценность.

Воспитательный потенциал школы как...

На сегодняшний день прослеживается тенденция, согласно которой, с одной стороны, общеобразовательная школа традиционно функционирует как образовательно-воспитательное учреждение; с другой стороны, имеются предпосылки становления школы как культурно-образовательного центра – центра объединения учреждений и организаций основного и дополнительного образования, работающих с детьми и молодежью. Новый взгляд на деятельность школы позволит координировать её связи с окружающим социумом, но для этого важно выстроить совместную деятельность всех школьных структур, наладить взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и предприятиями через практику деятельности организаций всей социальной сферы (учреждений культуры, здравоохранения, спорта, досуга).

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике...

Площадкой культуры является весь город, его социальная среда, которая до настоящего времени горожанами недостаточно освоена и осмыслена. Многие точки локализации объектов культуры и культурных интересов населения носят случайный характер. Во многих микрорайонах плохо сформирована среда организованных форм досуга под открытым небом, имеющиеся площадки в художественном и смысловом плане не отражают специфический облик Набережных Челнов.

Кроме недостаточности самих учреждений культуры остро стоит проблема оснащения их современным оборудованием. В последние годы в городе особенно остро ощущался дефицит финансовых средств, получаемых учреждениями культуры, относящимися к различным ведомствам.

Разработка системы мероприятий по повышению эффективности...

 В процессе формирования корпоративной культуры образовательного учреждения, стиль руководства играет достаточно значимую роль ввиду того, что отношения в педагогическом коллективе во многом являются неформальными, в частности, педагогический коллектив не имеет установленной иерархии (за исключением нескольких заместителей директора сотрудников). Социальные статусы в таком коллективе определяются, не в порядке занимаемой должности, а на основании возраста, опыта, педагогических заслуг, педагогического мастерства, преподаваемой дисциплины, особенностей общественного поведения педагога, в том числе принятия и признания его учениками или студентами. Социальный статус каждого члена коллектива образовательной организации зависит от комплекса факторов, ввиду чего достаточно трудно регулируется, как со стороны самого педагога, так и со стороны руководителя.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

К числу крупных Дворцов культуры относится и «Дворец Рабочего» в Харькове (ныне Дворец культуры железнодорожников), построенный по проекту архитектора А. Дмитриева в 1929–1932 гг. В основе планировочного решения лежит секторообразный зрительный зал-аудитория вместимостью 2000 человек.

Дворец пионеров — детское внешкольное учреждение в СССР. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации. В начале Дворцы пионеров размещались, главным образом, в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах аристократии, конфискованных после революции. В начавшемся с середине 1930-х годов строительстве новых зданий для дворцов и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе...

Так, по данным Департамента культуры города Москвы, ежегодно в городе проводится более двухсот мероприятий разного масштаба и тематики, направленных на молодежную аудиторию [4]. Рассматривая опыт учреждений культуры и образовательных учреждений в вопросе организации межвузовских мероприятий, так же прослеживает положительная тенденция. В подтверждении этому, можно привести статистику по Северо-Восточному административному округу города Москвы, в котором за период с сентября 2014 года по май 2015 года было проведено 24 мероприятия, в которых приняли участие студенты различных ВУЗов округа [5]. К таким мероприятиям можно отнести:  Традиционный фестиваль Северо-Восточного округа города Москвы по КВН, среди студентов ВУЗов СВАО.

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

 В настоящее время поддержка учреждений культуры на государственном, региональном и муниципальном уровне имеет огромное значение. В первую очередь, это выражается посредством финансового обеспечения сферы культуры. В системе финансового обеспечения сферы культуры и искусства особое место принадлежит политике налогового протекционизма, которая необходима для создания условий развития новых форм культурной деятельности и диверсификации источников ее финансирования. Одной из важнейших задач на предстоящие годы является разработка современной системы налогового стимулирования благотворительной деятельности в сфере культуры. Налоговое стимулирование доноров в сфере культуры. В ноябре 2014 г. был принят Федеральный закон № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

Похожие статьи

Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа...

В ведении муниципалитетов действуют 4198 учреждений культуры, в том числе 1 муниципальный театр (г. Уфа), 69 музеев, 1515 сельских и 180 городских библиотек, 2234 клубных учреждения, в том числе в сельской местности — 2182, 132 детские школы искусств (по видам искусств), 44 муниципальные киноустановки и кинотеатра, 23 парка культуры и отдыха. Функционируют 990 народных и образцовых коллективов.

Большинство зданий клубных учреждений построены в 60-70-х годов прошлого столетия и не соответствуют современным требованиям предоставления качественных услуг и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Только 358 зданий (15,6 %) оборудовано пожарно-охранной сигнализацией, в целях экономии расходов на содержание зданий и помещений многие клубные учреждения на зимний период закрываются или переходят на печное отопление.

Многофункциональный культурный центр: понятие, структура

 В настоящее время отечественными исследователями отмечается растущий интерес к многофункциональным центрам, в частности тем, которые задействованы в сфере культуры, ввиду их широкого распространения в нашей стране. Именно поэтому в данной статье рассматриваются понятия «культурный центр» и «многофункциональный культурный центр» с дальнейшим изучением его специфики и деятельности. Согласно отечественным исследователям Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, понятие «культурный центр» означает учреждение, объединяющее в себе множество видов деятельности: реализацию разнообразных культурных проектов, обучение языку, подготовку лекций и семинаров, организацию курсов танцев и национальных искусств, проведение встреч с представителями национальной культуры, предоставление посетителям обширной библиотечной базы и др.

Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект...

Нужно учитывать, что система муниципального управления учреждениями культуры и досуга — часть общегосударственной системы управления в данной сфере и на нее переносятся и общероссийские проблемы.

Вся регулярная социокультурная деятельность в 2014 г. проходила под знаком Года культуры и соответственно была освещена участием культурно-досуговых учреждений в статусных мероприятиях, приуроченных к этому событию. Особое место в социокультурной деятельности в 2014 г. заняли мероприятия, связанные с празднованием 70-летия Победы, а также Днем славянской письменности и культуры, памятью Сергия Радонежского, 250-летием Государственного Эрмитажа и др., в которых реконструированная история России выступала как культурная ценность.

Воспитательный потенциал школы как...

На сегодняшний день прослеживается тенденция, согласно которой, с одной стороны, общеобразовательная школа традиционно функционирует как образовательно-воспитательное учреждение; с другой стороны, имеются предпосылки становления школы как культурно-образовательного центра – центра объединения учреждений и организаций основного и дополнительного образования, работающих с детьми и молодежью. Новый взгляд на деятельность школы позволит координировать её связи с окружающим социумом, но для этого важно выстроить совместную деятельность всех школьных структур, наладить взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и предприятиями через практику деятельности организаций всей социальной сферы (учреждений культуры, здравоохранения, спорта, досуга).

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике...

Площадкой культуры является весь город, его социальная среда, которая до настоящего времени горожанами недостаточно освоена и осмыслена. Многие точки локализации объектов культуры и культурных интересов населения носят случайный характер. Во многих микрорайонах плохо сформирована среда организованных форм досуга под открытым небом, имеющиеся площадки в художественном и смысловом плане не отражают специфический облик Набережных Челнов.

Кроме недостаточности самих учреждений культуры остро стоит проблема оснащения их современным оборудованием. В последние годы в городе особенно остро ощущался дефицит финансовых средств, получаемых учреждениями культуры, относящимися к различным ведомствам.

Разработка системы мероприятий по повышению эффективности...

 В процессе формирования корпоративной культуры образовательного учреждения, стиль руководства играет достаточно значимую роль ввиду того, что отношения в педагогическом коллективе во многом являются неформальными, в частности, педагогический коллектив не имеет установленной иерархии (за исключением нескольких заместителей директора сотрудников). Социальные статусы в таком коллективе определяются, не в порядке занимаемой должности, а на основании возраста, опыта, педагогических заслуг, педагогического мастерства, преподаваемой дисциплины, особенностей общественного поведения педагога, в том числе принятия и признания его учениками или студентами. Социальный статус каждого члена коллектива образовательной организации зависит от комплекса факторов, ввиду чего достаточно трудно регулируется, как со стороны самого педагога, так и со стороны руководителя.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

К числу крупных Дворцов культуры относится и «Дворец Рабочего» в Харькове (ныне Дворец культуры железнодорожников), построенный по проекту архитектора А. Дмитриева в 1929–1932 гг. В основе планировочного решения лежит секторообразный зрительный зал-аудитория вместимостью 2000 человек.

Дворец пионеров — детское внешкольное учреждение в СССР. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации. В начале Дворцы пионеров размещались, главным образом, в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах аристократии, конфискованных после революции. В начавшемся с середине 1930-х годов строительстве новых зданий для дворцов и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе...

Так, по данным Департамента культуры города Москвы, ежегодно в городе проводится более двухсот мероприятий разного масштаба и тематики, направленных на молодежную аудиторию [4]. Рассматривая опыт учреждений культуры и образовательных учреждений в вопросе организации межвузовских мероприятий, так же прослеживает положительная тенденция. В подтверждении этому, можно привести статистику по Северо-Восточному административному округу города Москвы, в котором за период с сентября 2014 года по май 2015 года было проведено 24 мероприятия, в которых приняли участие студенты различных ВУЗов округа [5]. К таким мероприятиям можно отнести:  Традиционный фестиваль Северо-Восточного округа города Москвы по КВН, среди студентов ВУЗов СВАО.

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

 В настоящее время поддержка учреждений культуры на государственном, региональном и муниципальном уровне имеет огромное значение. В первую очередь, это выражается посредством финансового обеспечения сферы культуры. В системе финансового обеспечения сферы культуры и искусства особое место принадлежит политике налогового протекционизма, которая необходима для создания условий развития новых форм культурной деятельности и диверсификации источников ее финансирования. Одной из важнейших задач на предстоящие годы является разработка современной системы налогового стимулирования благотворительной деятельности в сфере культуры. Налоговое стимулирование доноров в сфере культуры. В ноябре 2014 г. был принят Федеральный закон № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

Задать вопрос