В статье изучены цели и задачи административных наказаний; исследованы правила назначения административных наказаний; рассмотрены проблемы общих правил назначения административных наказаний.
Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, правила назначения административных наказаний, принципы административной ответственности, цели и задачи административных наказаний.
Цель исследования — анализ теоретическо-правовых основ, устанавливающих правила назначения административных наказаний на современном этапе. Методы, использованные при написании работы: изучение, теоретический анализ литературы, исторический и сравнительно-правовой, наблюдение, обобщение (синтез). Актуальность. С момента принятия КРФобАП в 2002 году и до настоящего времени в главы II-IV Кодекса об административных правонарушениях было внесено большое количество изменений и дополнений, касающихся установления новых видов административных наказаний, условий и порядка назначения административных наказаний. Кроме того, в период действия КРФобАП возникли определенные проблемы в понимании и применении норм данного кодекса, регламентирующих общие правила назначения административных наказаний. В числе таких проблемных вопросов можно, в частности, выделить вопросы применения принципов административной ответственности при назначении административных наказаний, назначения административных наказаний в соучастии административных правонарушений. При решении указанных вопросов в правоприменительной практике отсутствует единообразие. В то же время и в науке административного права не выработаны единые теоретические подходы к их решению.
Изучение принципов назначения административных наказаний следует начать с определения места этих принципов в системе общих правил назначения административных наказаний и самих правил назначения административных наказаний, — для этого необходимо обратиться к статье 4.1 КоАП РФ.
Необходимость применения общих правил при назначении любого из административных наказаний, закрепленных в гл. 3 КоАП РФ подчеркнуто самим названием статьи 4.1. «Общие правила назначения административного наказания». Несмотря на подобное название данная статья содержит как общие правила назначения административных наказаний применительно к физическим или юридическим лицам, так и общие принципы назначения административных наказаний.
Изучение литературы по теме исследования выявило неоднородность подхода к определению общих правил назначения административных наказаний. Так, А. А. Крутик пишет: «Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение» [1].
Колоколов Н. А. отмечает: «Под общими правилами назначения административных наказаний понимается совокупность правил, руководствуясь которыми по каждому уголовному делу судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, в процессе наложения административной ответственности в соответствии с принципами назначения наказания обеспечивает избрание виновному справедливой меры воздействия» [2].
Считаю, что определение Н. А. Колоколова в наиболее верной степени отражает сущность общих правил назначения административного наказания, поскольку отделяет понятия «принципы» и «правила» назначения административных наказаний.
Значение закрепления общих правил назначения административных наказаний можно определить в следующем. Общие правила назначения административных наказаний призваны ориентировать должностных лиц на неукоснительное следование конституционным началам уважения прав и интересов человека и гражданина и ограничение их исключительно в строгом соответствии с законодательством. Их учет, с одной стороны, обеспечивает необходимую унификацию административной юрисдикции, объективно обусловленную требованиями действующего законодательства о строгом и единообразном применении правовых норм, а с другой — позволяет в рамках, установленных законом, персонифицировать меры административной ответственности за конкретные правонарушения с целью обеспечения соразмерности наказания содеянному. Поэтому строгое выполнение общих правил назначения административных наказаний обеспечивает эффективную борьбу с административными правонарушениями и способствует воспитанию граждан в духе точного соблюдения законов.
Перейдем непосредственно к изучению общих правил назначения административного наказания.
Часть 1 ст. 4.1. КоАП РФ определяет, что наказание назначается строго в пределах санкции статьи, установленной КоАП РФ или законом субъекта РФ, установленной за совершение конкретного административного правонарушения.
Руководствуясь указанной нормой, правоприменитель не вправе выйти за пределы санкции, предусмотренной за совершение того или иного административного правонарушения. Это означает, что он не вправе:
— назначить наказание ниже низшего предела (за исключением случаев, закрепленных п. п. 2.2. и 3.2. КоАП РФ);
— усилить административное наказание по сравнению с тем, которое содержится в санкции нормы;
— заменить одно административное наказание другим;
— не применить дополнительное наказание, если оно предусмотрено в санкции статьи (части статьи), по которой квалифицировано содеянное лицом, в качестве обязательного.
В то же время судья, орган или должностное лицо, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, вправе по своему усмотрению:
— выбрать одно из основных альтернативных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;
— применить или не применить дополнительное наказание, если оно не предусмотрено в качестве обязательного;
— назначить наказание ниже низшего предела (в случаях, закрепленных п. п. 2.2. и 3.2. КоАП РФ);
— освободить лицо, виновное в совершении административного правонарушения, от административной ответственности при малозначительности совершенного деяния.
В силу того, что статья 4.1. КоАП РФ чрезвычайно мала по объему, при изучении общих правил назначения административных наказаний целесообразно изучить принципы административной ответственности и назначения административных наказаний, которые помогут глубже уяснить сущность рассматриваемого института, поскольку они являются руководящими началами как для правотворческой, так и для правореализационной деятельности, и обязательно должны учитываться при назначении административных наказаний. В принципах административной ответственности и назначения административных наказаний концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание данного института в его современном понимании [3].
Существенную роль в реализации основных положений института административной ответственности играют ее принципы (т. е. фундаментальные идеи, стержневые начала, закрепленные в нормах права). Они пронизывают как материальную, так и процессуальную составляющие административной ответственности, определяя смысл и предназначение деятельности субъектов административной юрисдикции по ее применению.
Современные подходы к системе принципов административной ответственности в науке административного права сформировались в 60–80-е гг., когда изучение этого института являлось одним из приоритетных направлений в административно-правовых исследованиях. В целом за прошедшие десятилетия ученые-административисты (А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Л. Л. Попов, Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов и др. [4]) подготовили достаточную теоретическую базу для закрепления системы принципов административной ответственности в ныне действующем законодательстве об административных правонарушениях.
Принципы назначения административного наказания помещены в ст. 4.1 КоАП РФ, которая как уже отмечалось ранее, носит название «Общие правила назначения административного наказания», отдельная статья, посвященная принципам назначения административного наказания в КоАП РФ, отсутствует, что с точки зрения юридической техники изложения норм, не является правильным.
Назначение административного наказания должно отвечать всем принципам применения мер административной ответственности, вытекающих из положений Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основе анализа названных положений и соответствующей литературы по административно-деликтному праву выделяются следующие принципы назначения административного наказания [5]:
— законность назначения административного наказания (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ);
— индивидуализация назначения наказания (ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1.);
— подтверждение необходимости исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1.);
— недопустимость «удвоения административной ответственности» (ч. 5 ст. 4.1.);
— презумпции невиновности (ст. 1.5. КоАП РФ).
Литература:
- Крутик А. А. Административное право. М., 2016. — С. 39.
- Колоколов Н. А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2018.
- Панкова О. В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / под ред. О. А. Егоровой. М.: Статут, 2016 // Цит. по эл. версии СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 25.06.2021 г.
- Административное право: учеб. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2016. С. 399; Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для юридических вузов. М., 2017; Алехин А. П. Административное право России / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. — М.: Зерцало-М, 2017.
- Корсакова Н. А. Принципы назначения административного наказания // Закон и право. 2013. № 6. С. 103–107; Суворова Ю. В. Система, принципы и цели административных наказаний // Российская юстиция. 2015. № 12. С. 14–16.