Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.11.2021

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Корнева, Т. В. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога) / Т. В. Корнева, Т. Н. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85159/ (дата обращения: 19.04.2024).



В воспитании ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает важное место, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития.

Для нормального развития ребенка он должен с раннего детства проявлять двигательную активность, так как активность влияет на положительное нервно — психическое здоровье, нормальный рост и развитие, на физическое развитие ребенка в целом. Это свидетельствует о необходимости помощи в формировании правильной двигательной активности детей, имеющих какую-либо патологию, в том числе зрительную.

Физическое развитие детей со зрительной патологией, протекает с особенностями, которые возникают не только из-за нарушений зрения, но и из-за наличия вторичных отклонений. У детей происходят изменения их физического развития, а также двигательных умений и навыков.

Изменения в физическом развитии детей с нарушением зрения:

Часто наблюдается отставание по антропометрическим показателям от нормально видящих детей; снижен тонуса мышц, нарушается осанка, особенно у детей с окклюзией, которые наклоняют голову в сторону лучше видящего глаза, нередко плоскостопие; снижена подвижность, по сравнению с нормально видящими сверстниками; движения нередко нарушены, искажены, вследствие нарушенной координации; снижение скорости выполнения движений; снижение двигательной активности; для овладения основными движениями требуется больше времени, чем нормально видящим сверстникам; отставание в скорости развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); такие дети часто относятся к группе часто болеющих детей.

При работе с детьми с амблиопией и косоглазием , необходимо обращать особое внимание на следующие особенности:

  1. Нарушение зрения детей с амблиопией и косоглазием, период окклюзии и монокулярный характер зрения (зрение одним глазом), снижают активность движений детей и затрудняют формирование их основных движения.
  2. В результате отсутствия объемного изображения окружающего мира при монокулярном характере зрения часто происходит нарушение в ходьбе по прямой, при ходьбе по скамейке, по лестнице, движения рук и ног ребенка неуверенные, напряженные, ребенку часто требуется помощь взрослых, особенно в первые дни использования окклюзии.
  3. Движения в незнакомом и большом пространстве вызывают у ребёнка напряжение, страх. Вследствие этого, наблюдается неровный, медленно-семенящий исследующий шаг.
  4. У детей с нарушением зрения наблюдается усиление зрительного контроля над движениями рук и ног, из-за этого часто происходит нарушение осанки, ребенок выбирает наклонное положение головы, в сторону лучше видящего глаза. Нарушение осанки влияет на общее состояние здоровья и формирования скелета ребенка;

Зная эти особенности, мы часто наблюдаем, что правильное выполнение и эффективность развития движений зависит от участия зрения, следовательно, у детей с нарушением зрения мы можем заметить более низкие результаты в выполнении упражнений на движение по сравнению с нормально видящими детьми.

Для детей с нарушением зрения, занятия физической культурой направлены не только на формирование правильных выполнений движений, укрепление здоровья, но и на коррекцию вторичных отклонений в развитии, на развитие зрения и зрительных функций с помощью правильно подобранной коррекции и стимульного материала. Также большое внимание на занятиях физической культуры уделяется развитию общей моторики, координации движения, умению правильно определять направление в пространстве.

Работа по физической культуре выполняется на основе общей «программы воспитания и обучения детей в детском саду». Для решения коррекционных задач мы используем адаптивный вариант данной программы, составленный на основе возможности зрения детей со слабовидением и функциональными нарушениями зрения.

В адаптивной Программе требования к основным движениям и упражнениям значительно проще, за счет того, что скорость восприятия, точность у детей с нарушением зрения являются сниженными. Дети с нарушением зрения выполняют движения часто замедленно, искажют их, содержание, также темп выполнения замедленный. Присутствует специальный раздел «пространственная ориентировка».

Обучение пространственной ориентировке включает в себя несколько частей:

1 часть. Дать детям представления о строении их тела, его симметричности, о расположении частей тела. Обучать детей ориентироваться на своей теле, на теле других детей.

2 часть. Дети должны усвоить, что их тело является точкой отсчета при ориентировке в пространстве от себя — ориентировке в окружающем пространстве. Учить определять и называть предметы, расположенные справа, слева, вверху, внизу.

3 часть. Учить детей ориентироваться в пространстве, используя схемы, карты, модели.

Для повышения зрительных функций, остроты зрения, занятия физической культурой проходят совместно с учителем-дефектологом, который дает рекомендации инструктору ФК по расстановке детей при выполнении тех или иных движений, по цвету стимульного материала и используемого инвентаря, по ограничениям в выполнении тех или иных упражнениях некоторым детям. В физкультурном зале используются специальные яркие метки на оборудовании, присутствуют специальные дорожки к снарядам, коврики, для выполнения физических упражнений, тактильные метки на скамейках и гимнастических лестницах.

Особенности проведения физкультурных занятий.

Занятия ФК являются основной формой организации физического развития детей с нарушением зрения. Они проводятся в соответствии со специально разработанной программой детского сада и в соответствии с показаниями врача — офтальмолога. Структура проведения занятий, их содержание, напрямую зависят от зрительной патологии, наличия вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений и навыков.

Основной метод плеоптического лечения — окклюзия со стороны лучше видящего глаза. Ребенок видит мир с помощью хуже видящего глаза, так как лучше видящий глаз исключают из акта видения при помощи окклюдера. Инструктор ФК должен это учитывать и использовать на занятии сохранные анализаторы (остаточное зрение, слух, осязание). Например, использовать звучащие мячи, погремушки, колокольчики, тактильные дорожки, которые ребёнок может прощупать ногами, зрительные ориентиры — метки яркого цвета или с ярким контрастом. Ребёнок с окклюзией при восприятии движений должен находиться ближе к центру открытым глазом, то есть, если у ребенка окклюзия на правом глазу, то он будет стоять с правой стороны, ближе к центру, лицом к инструктору в первом ряду. Изучив данные, полученные от врача-офтальмолога, учитель-дефектолог, совместно с инструктором ФК, делают правильную расстановку детей во время выполнения упражнений.

Особое внимание уделяется детям, которые имеют противопоказания. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, гиперметропия высокой степени, и т. д.) ребенку противопоказано выполнение движений, связанных с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясениями тела, резкими прыжками, натуживаниями.

Для успешной реализации адаптированного варианта программы по физическому воспитанию, инструктор ФК проводит диагностику физических качеств каждого ребенка, которые заносятся в специальную карту, определяется уровень физической подготовленности ребенка. Диагностика проводится 3 раза в год, на МППК, совместно со специалистами детского сада, разрабатывается индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Совместная работа тифлопедагога и инструктора по ФК по формированию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения направлена на коррекцию отклонений в физическом развитии, на предотвращение проявления вторичных нарушений.

Совместная работа начинается с изучения документации. Дефектолог и инструктор ФК изучают записи, сделанные всеми специалистами на ПМПК, медицинские и офтальмологические карты детей. Из этих документов мы получаем и анализируем данные об общем развитии ребенка, о его соматическом здоровье, об имеющихся у него хронических заболеваниях, о зрительном диагнозе, о наличии инвалидности. Также от врача и врача-ортоптиста получаем информацию о группе здоровья детей, определяем зрительную нагрузку для каждого ребенка. Основываясь на этих данных, определяем план совместной работы, составляем программу коррекционного воздействия в процессе физического воспитания.

Основные направления совместной деятельности тифлопедагога и педагога по физической культуре:

— ознакомление с диагнозами детей, особенностями их развития;

— составление плана совместных и индивидуальных коррекционных занятий;

— присутствие дефектолога на физкультурных занятиях с целью обеспечения контроля и помощи детям с особыми потребностями в период окклюзии и слабовидящим детям;

— совместный подбор и обсуждение адаптации игр и упражнений для развития зрительного восприятия, пространственной и двигательной ориентировки;

— развитие правильного дыхание с помощью использования специальных дыхательных гимнастик и упражнения;

— развитие зрительных функций в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы,

— развитие пространственной и двигательной ориентировки в пространстве;

— развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и функции прослеживания глаз;

— проведение консультирования родителей.

— составление отчета по итогам проделанной совместной работы за год;

Развитие зрительного восприятия происходит на занятиях физической культурой с помощью использования яркого дидактического материала, подходящего для детей с нарушением зрения: силуэтов, контуров, контрастных изображений, лабиринтов, сигнального оборудования. Оборудование, используемое для занятий с детьми, имеет специальные отметки в виде красных кругов, полос, пунктиров (на скамейках, шведской стенке, на полу и т. д.). Эти специальные обозначения помогают детям зрительно оценивать пространство; правильно определять направления движения, определять начало и конец скамейки. Особую роль в развитии зрительного восприятия играют подвижные игры, особенно игры с мячом. Они способствуют развитию глазодвигательных функций, развитию координации движения, прослеживающих функций глаза, развитию глазомера, бинокулярного зрения, конвергенции и дивергенции.

Таким образом, правильно организованные занятия физической культурой в детском саду для детей с нарушением зрения, позволят избежать появления вторичных отклонений в физическом развитии детей, способствуют коррекции зрительных нарушений и предотвращают ухудшение зрения детей.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическая культура, зрительное восприятие, инструктор ФК, видящий глаз, детский сад, развитие, физическое развитие детей, физическое воспитание.


Похожие статьи

Организация оптимальных условий для физического развития...

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных

‒ Построение детей проводится по зрительному принципу: слабовидящие дети в водной части

ребенок, нарушение зрения, физическое развитие, движение, физическое воспитание...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа. Дети с глазной патологии плохо видят в связи с этим важно научить их, правильно зрительно выделять конкретные признаки и свойства предметов, их величину...

Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие...

Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей.

У детей с нарушением зрения фиксация взора может несколько задерживаться в развитии, а умственно отсталые дети не могут фиксировать взор даже в возрасте одного года.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

 Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в

Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Уч. пособ. для студ.

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Каждый ребенок имеет право на развитие, образование, воспитание, а также

Проблема исследования и развития зрительных функций у детей с нарушением зрения чрезвычайно

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в...

Использование зрительной гимнастики для детей с нарушением...

Детей с нарушением зрения уже с двух лет нужно обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в

Во время выполнения детьми зрительной гимнастики, педагог на себе выполняет показ на уровне глаз ребенка, а затем проводит наблюдение за движением...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, школы-интернаты для слабовидящих и слепых детей), есть они и в массовых ДОУ.В специализированных детских садах с детьми с...

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе...

Дети садятся за столы в соответствии со зрительным диагнозом, нагрузкой и окклюдорами.

Цель: развитие зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Похожие статьи

Организация оптимальных условий для физического развития...

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных

‒ Построение детей проводится по зрительному принципу: слабовидящие дети в водной части

ребенок, нарушение зрения, физическое развитие, движение, физическое воспитание...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа. Дети с глазной патологии плохо видят в связи с этим важно научить их, правильно зрительно выделять конкретные признаки и свойства предметов, их величину...

Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие...

Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей.

У детей с нарушением зрения фиксация взора может несколько задерживаться в развитии, а умственно отсталые дети не могут фиксировать взор даже в возрасте одного года.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

 Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в

Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Уч. пособ. для студ.

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Каждый ребенок имеет право на развитие, образование, воспитание, а также

Проблема исследования и развития зрительных функций у детей с нарушением зрения чрезвычайно

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в...

Использование зрительной гимнастики для детей с нарушением...

Детей с нарушением зрения уже с двух лет нужно обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в

Во время выполнения детьми зрительной гимнастики, педагог на себе выполняет показ на уровне глаз ребенка, а затем проводит наблюдение за движением...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, школы-интернаты для слабовидящих и слепых детей), есть они и в массовых ДОУ.В специализированных детских садах с детьми с...

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе...

Дети садятся за столы в соответствии со зрительным диагнозом, нагрузкой и окклюдорами.

Цель: развитие зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Задать вопрос