Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.11.2021

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85120/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, дошкольники, речевое общение, методики.

The article discusses the issues of activating the speech of older preschoolers with general speech underdevelopment, analyzes the methods that are currently popular in the work on activating verbal communication, reveals theinterconnection between speech and thinking.

Keywords : general speech underdevelopment, coherent speech, preschoolers, verbal communication, techniques.

Когда логопед начинает общение с ребенком, задает первый вопрос о семье, друзьях, увлечениях, он уже составляет представление о словарном запасе, оценивает лексико-грамматические категории, которые присутствуют в его речи, аграмматизмы, замечает то, насколько нарушено звукопроизношение или то, что дошкольник не совсем понимает обращенную к нему речь. У детей с ОНР выявляется бедность словаря, иногда они не знают значения какого-либо слова и не могут выучить его произношение, даже слыша в речи окружающих. Ребенок пользуется примитивными, упрощенными моделями высказывания. При любой попытке их усложнить, он путается и может совсем замолчать или начать говорить с ошибками, которые не будут им осознаваться.

Специалист не должен заниматься только прицельным развитием, например, фонематического слуха или грамматики, изучая, скажем, употребление существительных в дательном падеже, он должен работать с ребенком, охватывая все виды его речевой активности, уделять внимание всем сторонам речевого общения. Свой собственной речью, тем, как логопед формулирует вопрос и общается с ним, как поправляет других детей, он показывает пример той самой связной речи, развить которую стремится.

Речевое общение детей с ОНР является главной проблемой, с которой они сталкиваются каждый день в повседневной жизни. «Они испытывают трудности в передаче причинно-следственных и временных связей, в нарушении последовательности и пропуске слов в предложении, в аграмматизмах при построении фраз, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций» [1, с. 67]. Говоря об этой проблеме, И. А. Сироткина замечает: «в настоящее время разработаны вариативные формы упражнений и заданий, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию» [1, с. 67]. Среди таких технологий можно отметить те, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения старших дошкольников с ОНР.

1. Методика формирования связной, последовательной речи посредством пересказывания готового текста литературного произведения. В начале работы ребенку предлагается построить свой ответ с помощью иллюстраций и вспомогательных фраз, терминов, которые подготавливаются заранее на основе содержания текста. Ориентируясь на них, дошкольник с ОНР последовательно воспроизводит предложения один за другим, видоизменяя отдельные фразы и слова, при этом не теряя нити повествования. На более позднем этапе он учится пересказывать без применения дополнительных материалов. К положительной черте этого метода можно отнести простоту и доступность использования.

Творческая речевая деятельность детей находится в прямой зависимости от уровня развития мышления. Основополагающим моментом методики пересказывания текста является то, что обучение ребенка пересказу основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми выделяется ряд этапов, на каждом из которых представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у дошкольника развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки.

Однако в процессе пересказывания могут проявляться ошибки, связанные со смешением глобальной и второстепенной информации. Главные детали опускаются, а второстепенные выходят на первый план. Часто нарушается взаимосвязь частей текста, проявляется неточность в изложении основной сюжетной линии, неправильное употребление союзных слов. Например, ребенок может сказать «птицам становится холодно, потому что они улетают на юг». В данном высказывании очевидно нарушена причинно-следственная связь.

2. Сюжетно-ролевая игра. Оказывает положительное влияние на активизацию речи, является продуктивным методом работы со старшими дошкольниками с ОНР, способствует совершенствованию диалоговой речи, коммуникативных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра, как правило, носит коллективный характер, наличие группы детей — это наиболее благоприятное условие для развития речевого общения. Их главная ценность для формирования богатого словарного запаса и навыков общения — потребность вести диалог с партнерами, комментировать свои действия. В создании образа особо значительна роль слова, которое помогает ребенку выразить чувства, мысли, понять переживания сверстников, согласовывать свои действия. В старшем дошкольном возрасте иногда при помощи слова создаются целые эпизоды игр.

По мнению Н. В. Логиновой, «развивая игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, педагоги специальных групп прежде всего планируют задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности речевого общения детей между собой и со взрослым. На первых этапах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр детей» [2, с. 190].

Не рекомендуется наставлять детей во время игры, категорично исправлять речевые ошибки, заставлять правильно выговаривать слова. Но и оставлять процесс игры без внимания нельзя, поскольку Л. С. Выготским доказано, что «развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем развитии дети, оказываются отсталыми и в развитии воображения» [3].

В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По мнению автора, это является следствием ухудшения здоровья детей, так как нездоровое самочувствие влияет на процессы мышления, которые находятся в прямой взаимосвязи с речью. Проблема соотношения языка и мышления является центральной в данном вопросе.

Значение речевого общения в становлении личности ребенка настолько велико, что задача по ее формированию занимает особое место в воспитании. Несмотря на отклонения от возрастных норм у детей с общим недоразвитием речи, существует тенденция к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет при своевременной логопедической и педагогической помощи скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в общеобразовательную организацию.

Литература:

  1. Сироткина, И. А. Формирование повествовательной связной речи у детей с ОНР на материале текстов цепной структуры / И. А. Сироткина // Ямальский вестник. — 2019. — № 2(16). — С. 67–69.
  2. Логинова, Н. В. Проблемы развития речи детей с ОНР в игре / Н. В. Логинова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы: сборник научно-методических статей. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. — С. 188–194.
  3. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000–232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое общение, общее недоразвитие речи, дошкольник, речевое общение детей, связная речь, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР...

Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи... ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного... игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность и

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются упражнения и игры, которые направлены на решение...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников...

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, речевое общение, детское общение, коммуникативные навыки, навыки общения, дошкольный возраст. Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается форма нарушения речи, при которой нарушается формирование...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР).

Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невелик.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей...

В игре присутствуют определенные речевые установки

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей...

ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение...

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П

Викжанович С. Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов.

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности...

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это

В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они

Игра — основной способ развития связной речи средних дошкольников, так как она более...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР...

Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи... ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного... игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность и

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются упражнения и игры, которые направлены на решение...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников...

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, речевое общение, детское общение, коммуникативные навыки, навыки общения, дошкольный возраст. Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается форма нарушения речи, при которой нарушается формирование...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР).

Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невелик.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей...

В игре присутствуют определенные речевые установки

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей...

ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение...

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П

Викжанович С. Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов.

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности...

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это

В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они

Игра — основной способ развития связной речи средних дошкольников, так как она более...

Задать вопрос