Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.11.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Фролов, С. С. Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления / С. С. Фролов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85118/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Автор рассматривает правовое регулирование данного направления прокурорского надзора. Во внимание берутся проблемные аспекты, связанные с реализацией данной деятельности органами прокуратуры, и предлагаются пути совершенствования действующего законодательства в аспекте темы исследования.

Прокуратура представляет собой особую государственную структуру, которая осуществляет надзор за исполнением законов на территории Российской Федерации. При этом одним из достаточно важных и в тоже время проблематических направлений является надзор за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. На сегодняшний день в правовом регулировании данной деятельности имеется ряд проблемных аспектов, которые нуждаются не только в доктринальном исследовании, но и в предложении авторских путей по совершенствованию действующего законодательства. В связи с этим представляется, что выбранная тема для настоящей научной статьи является актуальной и востребованной для исследования.

Следует отметить, что правовое регулирование прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления состоит из ряда нормативно-правовых актов. В первую очередь речь идет о Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], а также о ряде Приказов, исходящих от Генеральной прокуратуры РФ. Иными словами, мы имеем на сегодняшний день многоступенчатое и не кодифицированное правовое регулирование обозначенной сферы деятельности прокурорского надзора. При этом особое значение занимает Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» [2]. С целью реализации положений данного Приказа органами прокуратуры применяется ряд мер в данной сфере деятельности.

Так, прокуроры должны участвовать в процессе деятельности, связанной с подготовкой нормативно-правовых актов, исходящих от органов местного самоуправления. Речь идет о проверке таких актов на наличие коррупционных положений.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «прокуроры субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней. При обсуждении проектов прокурор обязан высказать свои замечания и мнение о законности принимаемого акта».

Увеличение количества выявленных органами прокуратуры нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям законодательства или содержащих коррупционные факторы свидетельствует о том, что органы местного самоуправления не исполняют соглашения, а также нормативные правовые акты, в части своевременного и полного направления нормативных правовых актов и их проектов для изучения в прокуратуру.

Одной из причин ненаправления органами местного самоуправления в прокуратуру нормативных правых актов является то, что органы власти и органы прокуратуры расходятся во мнении, какие правовые акты относить к нормативным. В настоящее время понятие нормативного правового акта на законодательном уровне не закреплено [1, c. 130].

Следует также отметить, что зачастую проблематично реализовать положения, связанные с участием прокурора в заседании представительного органа. Проблема обусловлена, например, удаленностью некоторых населенных пунктов, одновременным назначением таких заседаний в нескольких населенных пунктах. Прокурор, к сожалению, не всегда может в таком случае принять участие. В свою очередь, отсутствие прокурора на заседании отражается и на возможном принятии незаконного правового акта, с наличием положений коррупционного характера.

Кроме того, на федеральном уровне за органами местного самоуправления обязанность направлять нормативные акты в прокуратуру для изучения не закреплена, что влечет избежание привлечения к какой-либо ответственности должностных лиц за непредставление нормативного акта в прокуратуру.

В ряде субъектов РФ начинает распространение практика, когда органы прокуратуры включаются в число обязательных адресатов, которым предварительно направляются правовые акты представительных органов муниципальных образований. На наш взгляд, такое положение должно найти отражение и в федеральном законодательстве.

В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, касающейся обязанности органов местного самоуправления согласовывать с органами прокуратуры принятие муниципальных правовых актов по основным вопросам жизнедеятельности муниципальных образований, включив органы прокуратуры в перечень обязательных адресатов, кому направляются проекты таких актов для согласования.

Безусловно, что такие изменения направлены на исключение издания незаконных нормативно-правовых актов и совершенствованию самого содержания таких актов. В связи с этим проверка законности нормативно-правовых актов является достаточно важной деятельностью и в законодательстве не должно быть лазеек для пренебрежения участием органов прокуратуры при проведении соответствующего заседания представительного органа местного самоуправления.

Нельзя также не затронуть вопрос, связанный с обязанностью прокурорских работников по изучению нормативных правовых актов в течение 30 дней после их принятия или после внесения изменений в уже действующие. Прокурор может принести протест при выявлении нарушений (при несоответствии НПА закону). При этом прокурором также направляются не только замечания, но и способы их устранения.

Если данные замечания не устраняются, то работники органов прокуратуры имеют право поставить вопрос о применении ответственности к органам местного самоуправления, их должностным лицам.

Стоит указать и на иные проблемные аспекты в рассматриваемой сфере прокурорского надзора. Выявленные проблемы можно рассмотреть с точки зрения внутренних и внешних.

Так, к внутренним проблемам следует отметить, что прокуроров не так много, а нормативно-правовых актов издаются часто. В связи с этим на прокуроров идет большая нагрузка и они не всегда успевают, например, присутствовать на заседаниях представительных органов местного самоуправления, изучать все нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления.

К внешним проблемам можно отметить низкий уровень развития правовой культуры и правовой нигилизм, исходящий от органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Данная проблема имеет ряд негативных последствий.

Так, мы можем заметить, что большинство нормативно-правовых актов субъектов РФ и местного самоуправления практически идентичны, поскольку они копируют друг друга. Иными словами, являются шаблонными и не учитывают особенности каждого отдельного региона, в котором действуют. При этом в дальнейшем в таких актах даже не учитываются изменения, вносимые в федеральное законодательство. Следствием становится то, что нормативно-правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления начинают противоречить законам, действующим на федеральном уровне.

Таким образом, организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления, имеет ряд проблемных аспектов, которые нуждаются в решении посредством внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Литература:

  1. Михайличенко Т. Н. Проблемы прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 3–4 (65). С. 128–132.
  2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. cт. 4472.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, акт, Российская Федерация, орган прокуратуры, орган, прокурорский надзор, действующее законодательство, правовое регулирование, прокуратура, прокурор.


Похожие статьи

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности...

местное самоуправление, акт, антикоррупционная экспертиза, прокурор, муниципальный акт, орган, орган прокуратуры, прокурорский надзор, федеральное законодательство, Генеральный прокурор.

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

актов органов местного самоуправления; проверки действующих правовых актов органов местного самоуправления на соответствие изменившемуся федеральному законодательству; проверка конкретного акта в связи с получением сведений о противоречии его...

Конституционно-правовое регулирование деятельности...

Сафонова Т. Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым статусом

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль...

Участие прокуратуры в нормотворчестве | Статья в журнале...

Органы прокуратуры и органы местного самоуправления зачастую расходятся во мнении, какие акты должны быть отнесены к нормативным, а какие нет. Как результат разногласий — не все проекты нормативных актов представляются в органы прокуратуры для...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, коррупция, нормативные правовые акты, правонарушения. Одним из ключевых способов участия прокуратуры в правотворческой деятельности является работа над проектами нормативно-правовых актов.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав...

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, права и

Компетенция данного органа предполагает осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав

Д. А. Шушняев — прокурор отдела управления Главного управления правовой статистики и информационных...

Недостатки нормативного правового регулирования пределов...

 Ключевые слова: законодательство, прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор, жилищно-коммунальное хозяйство. Вопросы соблюдения прав граждан на бесперебойное получение коммунальных услуг надлежащего качества отличаются высоким...

местное самоуправление, городская прокуратура, акт...

О Прокуратуре Российской Федерации.. федер. закон от 17 янв. 1992 № 2202-1

правовое просвещение, муниципальное нормотворчество, прокуратура, прокурорский надзор

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Похожие статьи

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности...

местное самоуправление, акт, антикоррупционная экспертиза, прокурор, муниципальный акт, орган, орган прокуратуры, прокурорский надзор, федеральное законодательство, Генеральный прокурор.

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

актов органов местного самоуправления; проверки действующих правовых актов органов местного самоуправления на соответствие изменившемуся федеральному законодательству; проверка конкретного акта в связи с получением сведений о противоречии его...

Конституционно-правовое регулирование деятельности...

Сафонова Т. Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым статусом

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль...

Участие прокуратуры в нормотворчестве | Статья в журнале...

Органы прокуратуры и органы местного самоуправления зачастую расходятся во мнении, какие акты должны быть отнесены к нормативным, а какие нет. Как результат разногласий — не все проекты нормативных актов представляются в органы прокуратуры для...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, коррупция, нормативные правовые акты, правонарушения. Одним из ключевых способов участия прокуратуры в правотворческой деятельности является работа над проектами нормативно-правовых актов.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав...

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, права и

Компетенция данного органа предполагает осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав

Д. А. Шушняев — прокурор отдела управления Главного управления правовой статистики и информационных...

Недостатки нормативного правового регулирования пределов...

 Ключевые слова: законодательство, прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор, жилищно-коммунальное хозяйство. Вопросы соблюдения прав граждан на бесперебойное получение коммунальных услуг надлежащего качества отличаются высоким...

местное самоуправление, городская прокуратура, акт...

О Прокуратуре Российской Федерации.. федер. закон от 17 янв. 1992 № 2202-1

правовое просвещение, муниципальное нормотворчество, прокуратура, прокурорский надзор

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Задать вопрос