Статья посвящена исследованию проблемы ценообразования в условиях монопсонического рынка. Предмет исследования — процесс обоснования и согласования цен в условиях монопсонии. Методы исследования: системный анализ, методы финансовой математики и оценка эффективности проектов. В статье анализируются действующие правила ценообразования в условия монопсонии. Сферой применения полученных результатов может быть формирование цен на закупку продукции, в том числе в рамках государственных заказов. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки обучающих курсов по ценообразованию.
Ключевые слова: монопсония, ценообразование, рынок, цена.
На абсолютно конкурентном рынке существует большое количество продавцов и покупателей продукта, и поэтому ни один из них не может самостоятельно влиять на цену продукта. Цена формируется в процессе взаимодействия на рынке спроса и предложения. Предприятия ориентируются на рыночную цену, когда решают, в каком количестве производить и продавать, а потребители ориентируются на нее, когда решают, сколько покупать.
В отличие от цены на свободном конкурентном рынке цена, по которой монопсонист предлагает продавать, является функцией его спроса. Основная задача монопсониста заключается в том, чтобы определиться с суммой, которая максимизирует чистую прибыль от покупки — стоимость предмета за вычетом уплаченной за него цены. Чистая монопсония также редка. Но на многих рынках существуют единицы покупателей, которые способны приобрести товар дешевле, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на факторных рынках.
Монопсония — это тип рынка, на котором существует единый покупатель продукта, услуги или ресурса. В более общем смысле, ситуация, при которой компания является монополистом на рынке, в котором она будет играть роль единственного покупателя. В этом случае компании устанавливают свои цены. Термин «монопсония» происходит от древнегреческого и означает «покупатель», так же как «монополия» означает «продавец». Термин «монопсония» широко используется для обозначения любого рынка, на котором покупатели устанавливают цену [2,c.24].
Монопсония — уникальное явление в условиях рыночной экономики. Для его создания требуется только покупатель продукта и несколько продавцов. При монопсонии покупатель вправе устанавливать свою цену на приобретаемый товар. Он самостоятельно регулирует объем продаж. Современные экономисты склонны рассматривать каждый рынок как монопсонию, в которой покупатель может устанавливать свои собственные цены.
Чистый монопсонист — это когда на рынке существует одно предприятие, которое покупает ресурс или его услуги, предлагаемые на этом рынке, практически без альтернативных маркетинговых возможностей. Монопсонист имеет право влиять на стоимость услуг для приобретенного им ресурса. [2,c.16]
Прежде чем анализировать ценообразование монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя». В условиях совершенной конкуренции есть много продавцов, и многие покупатели ведут себя одинаково. Подобно тому, как отдельный продавец не в силах влиять на рыночную цену в этих условиях, индивидуальный покупатель не способен повлиять на рыночную цену товаров, которые он купил на конкурентном рынке. Линия спроса на продукцию эталонного продавца-конкурента характеризуется абсолютной эластичностью. Таким образом, линия поставок абсолютно эластична для эталонного конкурентного покупателя. Это означает, что если покупатель готов заплатить за товар меньше, чем текущая рыночная цена, он ничего покупать не будет. И, предложив больше денег, он купит столько товаров, сколько захочет.
Прежде чем описывать конфигурацию кривой предложения монопсонии, важно подчеркнуть, что это кривая предложения в масштабах всей отрасли, а не только кривая предложения отдельной компании. Ведь перед монопсонией весь рынок, за свою «пользу» разрозненные производители всех отраслей конкурируют друг с другом как единое целое [1,c.41].
На этом этапе анализа становится ясно, что при наличии одного покупателя и нескольких продавцов сначала развивается конкуренция между продавцами (производителями) и цена падает. Монопсонист способен диктовать цены на приобретаемые товары и фиксировать их на более низком уровне, чем это было бы совершенно конкурентоспособным.
Как известно, монополия, обладающая властью над ценой, способна в условиях совершенной конкуренции установить ее на уровень выше равновесного уровня цен, а объем производства монополиста будет меньше, чем при совершенной конкуренции. А какой объем покупок у монопсониста? Все зависит от условий предложения отрасли и соответствующей суммы цены предложения. Производители товаров длительного пользования могут противостоять силе монопсонии: если им не нравятся условия монопсонии, они попытаются поискать другого покупателя. А производители скоропортящейся сельскохозяйственной продукции становятся более зависимыми от условий, продиктованных монопсонистами [1,c.48].
Таким образом, изменяя объемом своих покупок, монопсонист способен воздействовать на рыночную цену приобретаемого продукта. Следовательно, его можно назвать «соискателем цены». С позиции монопсониста, рыночная цена предложения будет предавать динамику средних затрат по отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризуется кривой, которая отражает сумму средних затрат различных компаний в определенной отрасли (рис. 1).
Рис. 1. Кривая предложения для монопсониста
Кривая предложения для монопсониста — это кривая средних затрат по отрасли (S). Каждая точка на кривой AC совпадает с тем или иным уровнем цены предложения монопсониста, когда он приобретает определенный объем товаров Q.
Цена продажи в отрасли, которую «поймали» монопсонисты, может как снижаться, так и повышаться. В результате предельные (дополнительные) затраты на покупку продукта монопсониста остаются неизменными (как при полной конкуренции); они также могут уменьшаться и увеличиваться.
Основываясь на хорошо известном равенстве предельной выручки и предельных затрат в краткосрочной перспективе, компании будут выбирать цену и производительность, которые максимизируют прибыль или минимизируют затраты. В качестве промежуточного типа рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция приняла характеристики обоих. Эти характеристики отражаются как в определении условий существования, так и в поведенческих характеристиках. Тем не менее, как самостоятельная структура, монополистическая конкуренция обладает своими особенностями, например, использование неценовых методов конкуренции в качестве наиболее важных.
Монопольная конкуренция характерна для отраслей, в которых относительно большое количество компаний производит дифференцированные продукты, которые легко вводить в отрасль и выходить из нее.
В условиях свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на многих конкурирующих рынках, и обмен позволяет им вести дела честно и эффективно. Конкуренция подстегивает производителей повышать качество товаров, постоянно расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, а у потребителя есть возможность выбирать из всего разнообразия товаров и услуг то, что ему нужно. В результате благосостояние потребителей повышается, цены на традиционные продукты и услуги снижаются, а на рынок регулярно поставляются новые продукты и проникают новые производители. Предоставляя потребителям выбор, конкуренция помогает улучшить экономику, предотвращая работу неэффективных предприятий. Однако любой предприниматель, который приобретает рыночную власть, пытается регулировать цены и диктовать условия, которые определяют деятельность компании на рынке [4, c.5].
Чтобы сохранить свою позицию на переговорах и контролировать ситуацию на рынке, предприниматели могут принимать антиконкурентные меры, возводить искусственные барьеры для входа на рынок, входить в антиконкурентные сговоры и скупать акции или активы своих конкурентов. На этом этапе на первый план выходит «арбитр» в лице государства. При таких условиях одной из главных обязанностей государства является укрепление конкуренции в качестве основного экономического механизма, поэтому в ряде случаев требуется вмешательство государства для предотвращения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции. Ни одна рыночная экономика не обходится без государственного регулирования, пусть даже и минимального. Вопрос, однако, в том, какие методы используются для реализации этого постановления, на какие сферы он влияет.
Чрезвычайно актуальны задачи углубленного анализа зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования ценообразования, анализа его возникновения, уточнения специфики, выявления возможных применений в России. На современном этапе часто возникают споры о преимуществах и недостатках российского антимонопольного законодательства, о функционировании антимонопольных органов, о порядке расследования определенных дел.
Антимонопольное регулирование ценообразования оправдывает стремление многих дружных предприятий подстегнуться спрос и находить новых клиентов. Следовательно, стратегия слияния предполагает, что консолидация часто играет полезную социальную роль, не влияя на конкуренцию.
Литература:
- Гассий М. В. Тенденции перехода от естественных монополий к конкурентной среде в России // Закон. 2019. № 5. c. 193–200.
- Герасименко В. В. «Принципы тарифной политики и задачи стимулирования экономического роста»/ В. В. Герасименко// Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. — 2014, c. 78
- Микроэкономика [Текст]: учебник / В. В. Ильяшенко. — М.: КНОРУС, 2016. — 288 с.
- Ценообразование как метод антимонопольного регулирования естественных монополий в странах-членах ЕАЭС / Акимов С. А., Гавриченко А. А., Хлопяникова Г. В. // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. Сборник научных работ Всероссийской научно-практической конференции. 2019. c. 6–10.