Гендерный подход в воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.11.2021

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Абахова, А. В. Гендерный подход в воспитании дошкольников / А. В. Абахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85070/ (дата обращения: 28.01.2022).



Говоря о гендерном подходе в воспитании дошкольников, не все понимают, о чем идет речь. Давайте рассмотрим понятие «гендер». «Гендер» с английского языка переводится как «пол», «род», где слово «пол» выступает не в значении биологической принадлежности, а соотносится с культурно и социально обусловленными половыми ролями.

Гендерная принадлежность мальчика и девочки начинает формироваться с раннего возраста под воздействием окружающей среды (семья, педагоги детского сада, сверстники). В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и понимают биологическую разницу между мальчиком и девочкой. К 4 годам появляется восприятие себя как носителя определенного «гендера», ребенок понимает, почему он не может носить юбку, почему он предпочитает играть машинкой, а не куклой и т. д. В 7 лет ребенок имеет устойчивые представления о гендерных различиях между мальчиками и девочками. Правильное понимание своей гендерной принадлежности позволит ребенку (мальчику и девочке) в будущем выбрать такой стиль общения и взаимодействия с окружающим миром, который поможет ему самореализовываться и быть успешным.

Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и женщины. Если в семье терпеливые, любящие и уважающие друг друга родители, умеющие договариваться и решать проблемы сообща, проявлять заботу о каждом члене семьи, то в данном случае гендерный подход в воспитании — это пример родителей. Но, к сожалению, не все родители являются примером для своих детей. Хорошо, если в этом случае находятся рядом бабушки и дедушки или другие близкие взрослые, которые могут стать примером для подражания. А если нет, тогда роль единственного воспитателя берет на себя образовательная организация, которую посещает ребенок.

Вопрос гендерного подхода в воспитании дошкольников неоднократно освещался в педагогике и психологии, но, к сожалению, не имеет достойного отражения в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Содержание воспитания ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, но никак не на мальчиков и девочек определенного возраста, которые различаются в физическом и интеллектуальном развитии, социальным поведением и многим другим. А четкое представление о том, какие различия несет гендерная принадлежность, поможет взрослым воспитать мальчика ответственным и заботливым мужчиной, а девочку нежной и любящей женщиной.

Таблица 1

Проявление психических процессов мальчиков и девочек

Психические процессы

Мальчики

Девочки

Восприятие

Острота слуха в среднем выше, чем у девочек. Для них важна перспектива пространства. Восприятие пространства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения.

Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов. Восприятие эмоциональных отношений.

Способ обработки информации

В системе поиска и исследования

По шаблону, стандарту, оперативно

Память

Запоминаю все, что сами «открыли» и исследовали

Опираются на механическое запоминание. Имеют несколько больший объем памяти

Выполняемые операции

Мысленные манипуляции с геометрическими формами

Счет, манипуляции с цифрами и формулами

Мышление

Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения. В 6 лет сформировано пространственное мышление

Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата. К 13 годам формируется пространственное мышление

Эмоции

Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления — отреагировали и действуют

Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неоднократно с включением близких, доверенных лиц, в продолжение длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу

Цели, методы и подходы воспитания и образования мальчиков и девочек должны быть различными. Любая деятельность дошкольников должна организовываться с учетом индивидуальных и гендерных особенностей и предпочтений детей. Такой подход позволяет каждому ребенку поверить в свои способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и правильно оценивать их чувства, эмоции, поступки.

Таблица 2

Гендерные различия в разных видах деятельности

Виды деятельности

Мальчики

Девочки

Игровая

Игры-экспериментирования

Конструктивно-строительные

Подвижные

Сюжетно-ролевые

Театрализованные

Режиссерские

Игра-драматизация

Коммуникативная

Речь краткая, напористая, точная с выводами. Оперируют небольшим словарным запасом.

Речь развита, тактичная, уверенная. Преобладают предметно — оценочные слова

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование с различными материалами и веществами

Эксперименты с водой и песком

Восприятие художественной литературы

«Иван — крестьянский сын и Чудо — Юдо» ,

«Царевна — лягушка» ,

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева,

«Вертолетчики» Б. Бахаревкого,

«Сквозь буран» И. Винокурова,

«Почта» , «На льдине» Б. Житкова,

«Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, стихотворения «Сам» К. Мурзалиев,

«Вот когда я взрослым стану» В. Прихотько,

«Я один у мамы сын» А. Усанова,

«Серёжа и гвозди» В. Берестов,

«Мастер» Б. Заходер.

«Крошечка — Хаврошечка» , «Морозко» ,

«Как аукнется, так и откликнется» ,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Дикие лебеди» ,

«Мальчик потерялся» З. Александровой,

«Младший брат» А. Барто,

«Научу братца обуваться» Е. Благининой,

«Воскресение» В. Бахтевой,

«Мы друзья» Б. Заходера,

«Подружка» А. Кузнецовой.

Самообслуживание

Навыки самообслуживания развиты в соответствии с возрастом

Даже при развитых навыках самообслуживания будет ждать помощи со стороны.

Конструирование

Проявляют изобретательность. Уделяют больше внимания самой конструкции

Действуют по образцу. Наполняют конструкцию мелочами (мебель, предметы быта и т. д.)

Изобразительная деятельность

Изображают предметы в движении. Предпочитают изображать технику. Используют небольшой набор цветов

Изображают предметы в статике. Любят рисовать человека и окружающую среду. Цветовой ряд более широкий

Музыкальная деятельность

Танцевальные движения для мальчиков резкие, четкие, динамичные.

Игра на музыкальных инструментах: ложки, барабаны, коробочки.

Танцевальные движения для девочек более плавные, спокойные.

Музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники.

Двигательная деятельность

Движения резкие, угловатые, атлетические. Быстро ориентируются в новой обстановке, не всегда соблюдают правила. Большая скорость, выносливость, высокий результат в метании. Любят бегать, лазать, метать, бороться, спортивные игры,

Движения плавные, пластичные. Соблюдают правила, планируют свои действия. Высокий результат на ловкость, гибкость, прыжках с места. Предпочитают игры с мячом, лентой, скакалкой.

Гендерный подход в воспитательно-образовательном процессе — это создание ситуации успеха, при которой дошкольник приобретает уверенность в собственных силах.

Литература:

1. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

2. Интернет ресурс https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-malchikov-i-devochek-shodstva-i-otlichiya.html

  1. Интернет ресурс https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gendernoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-detskogo-sada.html
  2. Интернет ресурс https://www.maam.ru/detskijsad/-gendernyi-podhod-v-muzykalnom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, девочка, мальчик, вид деятельности, воспитание дошкольников, высокий результат, гендерная принадлежность, движение, окружающая среда, пространственное мышление.


Задать вопрос