В статье анализируется сущность правового регулирования по введению специального налогового режима, устанавливающего налог на профессиональный доход. Изучена категория самозанятых граждан и их правовой статус, а также выделены преимущества и недостатки экспериментальной модели налогообложения самозанятых граждан.
Ключевые слова: самозанятые граждане, индивидуальный предприниматель, специальный налоговый режим, налогообложение, правовое регулирование, контроль.
В 2018 году в России был принят Федеральный закон, который ввел в качестве эксперимента специальный налоговый режим, именуемый «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД) [1]. До 2028 года включительно устанавливается экспериментальный налоговый режим и легально устанавливает категорию «самозанятых» граждан. В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного выше федерального закона под категорию самозанятых подпадают физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации. Таким образом, в данную категорию объединяются как физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, так и индивидуальные предприниматели.
Причиной такого нововведения является отсутствие в законодательстве легальности деятельности большинства граждан, осуществляющих деятельность в рамках гражданско-правовых договоров в сфере оказания услуг или выполнения работ. То есть фактически ситуация выглядит следующим образом: граждане получают доход, но не платят налог, поскольку не подпадают под критерии существующих налоговых режимов.
В 2019 г. Центр социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС провел социологическое исследование, посвященное оценке распространения самозанятости на современном рынке труда, по результатам которого выяснилось, что в настоящее время на отечественном рынке труда работают около 22,4 % самозанятых в общей численности занятого населения, из которых у 10,0 % подобная занятость является основным и единственным источником дохода [2]. Значительная часть самозанятых работают вне правовых взаимоотношений. Так, число самозанятых, работающих без официального соглашения с заказчиком или уполномоченными органами, составляет 64,1 %. Именно поэтому деятельность самозанятых воспринимается органами власти как исключительно «теневая» занятость, которая существует вне рамок правового поля.
Актуальность данного научного исследования не вызывает сомнения, поскольку немалая часть граждан на территории нашей страны ушла в «тень» для получения более высоких доходов, не облагаемых налогами и сборами, государство, в свою очередь, привело в действие на современном этапе механизм реализации вывода самозанятых граждан из «теневой» экономики [3]. Однако, поскольку механизм является экспериментальным, имеет смысл уяснить его основные характеристики для более полного понимания государственных целей в регулировании категории самозанятых граждан и последовательной их легализации.
Данный налоговый режим имеет свое пороговое значение дохода в размере не более 2,4 млн. рублей в год, что позволяет включать в состав самозанятых, как правило, граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К тому же, имеются ограничения применения налогового режима в зависимости от осуществляемого вида деятельности. Так, не вправе применять специальный налоговый режим лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В связи с этим, до введения НПД существовала дискуссия относительно понятия самозанятых, а именно проблема отнесения к данному понятию индивидуальных предпринимателей. Так, в докладе Министерства юстиции РФ от 07.03.2017 г. [4], подготовленном по поручению Президента РФ, самозанятые были определены как граждане без статуса индивидуального предпринимателя, которые без найма работников самостоятельно и систематически оказывают услуги и выполняют работы для физических лиц, что позволяет говорить о самозанятых, как о гражданах, исключая индивидуальных предпринимателей. Но, как отмечалось выше, в рамках федерального закона четко указано, что индивидуальные предприниматели могут применять данный специальный налоговый режим посредством перехода с одного налогового режима на другой, необходимо только их соответствие установленным законом критериям.
А в соответствии с ГОСТ 12.0.004–2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» в качестве самозанятого лица рассматривается гражданин, который самостоятельно занят трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства [5].
Таким образом, существовало несколько противоречивых подходов, смешивая самозанятость и индивидуальное предпринимательство, и, одновременно, императивно отделяя данные категории.
По нашему мнению, стоит учитывать положения федерального закона, как нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу, в сравнении с ГОСТом и иными подзаконными актами. Индивидуальному предпринимателю предоставляется право перехода на специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход, но лишь в случае, если он отвечает требованиям, установленным законодательством.
Результаты, которые поставлены законодателем с введением эксперимента, являются легализация самозанятых граждан и увеличение числа физических лиц, ведущих деятельность в правовом поле и поступления от них дохода в бюджет.
Итак, сущность НПД заключается в установлении специального налогового режима для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), получающих доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, суммарно в год не более 2,4 млн. рублей (независимо от показателей дохода за каждый месяц), а также отвечают требованиям, установленным специальным федеральным законом.
Деятельность самозанятых граждан не является преступной, но требует регулирования для получения дохода в бюджет страны, поскольку лишь 1/3 доходов бюджета формируется за счет налога с нефти и газа, остальные же 2/3 составляют прочие налоги [6].
Ставка по данному налогу составляет:
1) 4 % — с поступлений от физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя;
2) 6 % — с индивидуальных предпринимателей [1].
Постановка на учет в качестве налогоплательщик и дальнейшая уплата налога регламентирована в федеральном законе и происходит наиболее простым способом с помощью установки специального мобильного приложения «Мой налог» [7].
Поскольку налог выплачивается только за те месяцы, когда был доход, возникает вопрос, каким образом проверять доходность ежемесячно? Для этого предусмотрена выдача электронного чека за каждую услугу, предоставленную самозанятым гражданином своим клиентам, которые выдаются при помощи программы для смартфона «Мой налог». Так, налог должен выплачиваться только с тех доходов, которые были проведены через банковский счет или карту самозанятого гражданина. Таким образом, налоговые органы получают информацию о доходах самозанятых граждан, что позволяет правильно вычислить сумму уплачиваемого налога. Однако, устанавливая отчетность в добровольной форме, государство полагается на добросовестность граждан в первую очередь. Поскольку это пока только экспериментальый налоговый режим, стоит говорить о том, что велика вероятность его усовершенствования в сторону императивных предписаний. На данный момент остается в наибольшей степени диспозитивность правового регулирования, что вполне последовательно показывает государственную тактику в отношении категории самозанятых.
С добровольностью тесно связан и момент самой регистрации и постановки на учет в качестве самозанятого, что тоже, на наш взгляд, является проявлением экспериментальности в правовом регулировании.
Однако, несмотря на проявление диспозитивности в регулировании, с уверенностью можно сказать, что сам механизм работы налоговых органов и их взаимодействие с налогоплательщиком полностью цифровизированы, что значительно упрощает процедуру получения статуса самозанятого.
В настоящий момент по данным Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ на 23.03.2021, число самозанятых граждан превышает 2 млн. человек [8]. В то же время, ВЦИОМ был проведен социальный опрос, по результатам которого выяснилось, что 51 % опрошенных считают, что самозанятым надо предоставить право самим решить, нужно им это платить или нет [9].
На наш взгляд, необходимо ввести в обязательной форме регистрацию в качестве самозанятого с целью легализации труда граждан. Также необходимо урегулировать процесс контроля за уже зарегистрированными в качестве налогоплательщика НПД, к примеру проведением плановых и внеплановых налоговых проверок.
Литература:
- Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. 03.12.2018. N 49 (часть I). Ст. 7494.
- [Электронный ресурс] // URL: https://www.ranepa.ru/sciencehelp/news/socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya-2/ (дата обращения 24.10.2021).
- Нестеренко Ю. Н., Протасова Е. А. Самозанятость в России: состояние и потенциал развития. // Народонаселение. Т. 22. № 4. 2019.
- [Электронный ресурс] // URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/46866/ (дата обращения 24.10.2021).
- ГОСТ 12.0.004–2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» // [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/1200136072 (дата обращения 24.10.2021).
- Квашонкина П. А. Проблемы Гражданско-правового статуса самозанятых граждан. // Скиф. Вопросы студенческой науки. № 6 (58). 2021.
- [Электронный ресурс] // URL: https://data.nalog.ru/html/sites/www.npd.nalog.ru/HowToUseApp.pdf (дата обращения 24.10.2021).
- [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10747467/ (дата обращения 24.10.2021).
- [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20210526/samozanyatye-1733989102.html (дата обращения 24.10.2021).