Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.10.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Е. И. Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка / Е. И. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85018/ (дата обращения: 25.01.2022).



Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующие развитию мыслительных способностей студентов. Поэтому в настоящее время становится популярным использование интерактивных технологий в обучении английскому языку. Статья посвящена анализу литературы и поиску наиболее эффективных интерактивных технологий в обучении английскому языку.

Ключевые слова: мыслительные способности, интерактивные методы обучения английскому языку, метод проектов, ролевая игра, деловая игра, дискуссия.

Согласно ФГОС ВО РФ [1], программа обучения должна устанавливать у будущих учителей английского языка определенное количество универсальных и общепрофессиональных компетенций, из которых мы отметим системное и критическое мышление, а также академический уровень коммуникации не только на государственном, но и на иностранном, в нашем случае, на английском. Кроме того, педагогическая деятельность требует творческого подхода, в связи с чем стоит отметить, что формирование творческого мышления у будущих учителей английского языка крайне важно. Профессия педагога предполагает также исследовательскую деятельность, для которой характерно аналитическое мышление. Все перечисленные виды мышления являются обязательными требованиями будущих учителей английского языка.

С точки зрения теории С. Л. Рубинштейна, начальной точкой мыслительной деятельности является проблемная ситуация, т. е. определенная задача, на решение которой направлен мыслительный процесс [2]. С позиции педагогики, в основе мыслительной деятельности лежит педагогическая ситуация или задача. Программа обучения по направлению «Педагогическое образование» состоит из учебных дисциплин, разработанных с целью формирования у будущих специалистов педагогического мышления (мыслительных способностей педагога), а именно подготовки к работе с педагогическими задачами, но как показывает практика, у студентов педагогических институтов возникают трудности с:

— обоснованием решения педагогических задач;

— выявлением противоречия, источника развития анализируемого события, действия, явления;

— определением педагогических категорий, представленных в задачах;

— оперированием абстрактных понятий.

Для того, чтобы выпустить компетентного учителя английского языка необходимо изменить процесс обучения: его структуру, организацию деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Интерактивные технологии или интерактивный метод обучения впервые были введены в 1975 году немецким исследователем Гансом Фрицом. Под интерактивной педагогикой он понимал организацию такого учебного процесса, где учащиеся могли бы активно взаимодействовать, т. е. вовлекаться в обсуждение или какое-то совместное действие. Особенность интерактивной педагогики заключается в том, что учащиеся не являются пассивными слушателями или наблюдателями, а принимают активное участие в учебном процессе.

И. А. Петухов трактует интерактивный метод обучения как «способ познания, который осуществляется в формах совместной деятельности обучающихся». Иными словами, участники учебной деятельности взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Стоит отметить, что учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта [3].

Рационально мнение Е. И. Пометуна, который подчеркивает в интерактивном обучении систему способов, приемов и методов, основанных на взаимодействии педагога с учащимися, учащихся между собой, и самое важное, на постоянной активности учащихся. Равноправие между учителем и учениками в интерактивном обучении позволяет отметить уникальность данного метода, в отличие от традиционных методов, где учитель имеет статус выше нежели ученики. Именно эта особенность интерактивного метода является причиной достижения высоких результатов. Но не стоит забывать о том, что интерактивный учебный процесс требует соответствующего внимания со стороны учителя в организации учебного процесса.

При организации занятий с использованием интерактивных технологий необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Все участники учебного процесса без исключения должны принимать активное участие. Следовательно, рекомендуется выбирать те методы, которые предполагают участие всех студентов.
  2. Моральное состояние участников играет важную роль при организации учебного процесса. Рекомендуется подготавливать студентов к интерактивным заданиям, поскольку бывают студенты, не проявляющие себя активно в учебной деятельности. Приветствуется поощрение таких студентов за активное участие.
  3. Несмотря на эффективность интерактивных методов обучения, их чрезмерное использование может негативно повлиять на состояние учащихся. Необходимо выбрать метод с учетом количества участников, поскольку качество обучения и количество участников находятся в прямой связи.
  4. Не стоит забывать об организации комфортного пространства для проведения занятий.
  5. Важно обсуждать со студентами организационные вопросы, например регламент выступления. Необходимо ввести правило, которое предполагает толерантность и уважение к точке зрения других.
  6. При разделении участников на группы рекомендуется учитывать их желание. Добровольное разделение в группы приветствуется. В некоторых случаях можно воспользоваться принципом случайного выбора.

Стоит отметить большое разнообразие интерактивных технологий, что позволяет, во-первых, использовать данные методы при обучении всем видам речевой деятельности, во-вторых, использовать их при работе с учащимися разных возрастных групп и на разном уровне обучения.

В результате анализа литературы мы выделили основные интерактивные технологии, наиболее часто используемые в обучении английскому языку: дискуссия, ролевая и деловая игра, метод проектов.

Основная цель дискуссии заключается в достижении согласия, единого решения по обсуждаемой теме. Поэтому в ходе дискуссии участники стремятся к достижению одной точки зрения, наиболее приемлемой в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии [4]. Таким образом, одна из предложенных точек зрения становится решением проблемы, что происходит в результате аргументированности мнения.

Дискуссия представляет собой коммуникативный метод, который направлен на обучение английскому языку через коммуникацию. Коммуникативные навыки у студентов формируются за счет непредсказуемых моментов.

Ролевой игре существенно наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации. Каждый участник ролевой игры в процессе организует свое речевое и неречевое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Иными словами, процесс строится на импровизации студентов. Ролевая игра может состоять как из одного коммуникативного акта, так и сложного коммуникативного акта, состоящего из серии простых, объединенных ситуацией и общей коммуникативной целью.

Деловая игра в отличие от ролевой является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них — и действий профессиональных.

Метод проектов — это выполнение индивидуального или коллективного проекта в соответствии с заданной темой, помогающий развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их коммуникативных и научно-исследовательских умений, творческой активности.

Метод проектов применяется в целях формирования системы знаний и умений студентов, развития способности излагать собственные идеи, умения разрешать возникающие проблемы.

Благодаря таким методам как дискуссия, ролевая и деловая игры у студентов будущих учителей английского языка повышаются коммуникативные навыки и пятый уровень мыслительных способностей — оценивание. Это происходит за счет оценивания ситуации в дискуссии, оценивания точки зрения не только оппонентов, но и своей.

Отдельное внимание стоит уделить методу проектов, который требует активизации сразу всех уровней мыслительных способностей. Например, в процессе проектирования студенты анализируют информацию, оценивают ценность и актуальность анализируемой информации и переходят к оформлению результатов, то есть отбору конкретной информации и непосредственно созданию проектов.

Благодаря многообразности методов интерактивного обучения у студентов совершенствуются такие качества ума как широта, гибкость, глубина, за счет оценивания и выслушивания других мнений улучшается критичность ума, и наконец, в результате самостоятельных исследований, поисков информации развивается самостоятельность ума.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт педагогического образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018г., № 121 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2018г.
  2. Петухов, И. А. Применение интерактивных технологий на уроках английского языка для развития навыков говорения на среднем этапе обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. — Йошкар-Ола, 2015. — С. 134–138
  3. Дмитренко, Т. А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования: учебное пособие / Т. А. Дмитренко. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 164 c.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, интерактивный метод обучения, метод проектов, учебный процесс, деловая игра, ролевая игра, студент, активное участие, интерактивное обучение, интерактивная педагогика.


Задать вопрос