Вопросы культуры во внешней политике: проблемы теории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 31.10.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Кайгородова, Е. А. Вопросы культуры во внешней политике: проблемы теории / Е. А. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85010/ (дата обращения: 24.01.2022).



В данной статье рассматриваются вопросы понимания термина «культура», его многосторонность, исторически сложившиеся контекстуальные значения и способы употребление этого термина с опорой на разные сферы деятельности человека. Также авторы определяют роль культуры в качестве инструмента реализации внешней политики и устанавливают его значение в пределах одного государства.

Ключевые слова: культура, государство, внешняя политика.

Внутренняя и внешняя деятельность государства определяется с учетом главного фактора как национальные интересы. Национальные интересы — это совокупность интересов личности, общества и государства в различных сферах жизни. В свою очередь национальные интересы включают в себя ряд факторов, в числе которых важную роль играют национальные ценности. Данное понятие носит субъективный характер, поскольку ценности для одного человека могут отличаться от ценностей для всего общества. Однако, ценности выражают как материальные, так и духовные блага и идеалы, которые имеют большое значение одинаково для всего народа. Особое место в системе ценностей занимают духовные ценности, так как они складываются посредством мироощущения и самоопределения человека в мире. Национальные богатства — это исторически ведущие ценности определенной нации, формирующие ее культуру. Таким образом, понятия «ценности» и «культура» имеют неразрывную связь.

Обращаясь к этимологии слова «культура» (от лат. «cultura», «воспитание, возделывание»), то следует отметить, что изначально оно относилось к сельскохозяйственной деятельности, а именно, под культурой понималось выращивание злаковых растений. По мере развития человечества, «культура» стала приобретать социально-гуманитарное значение и именовалась как плоды работы человека, характер и качества создателя, а также форма определенной человеческой деятельности [1]. С течением времени, термин вобрал в себя большое количество значений, что позволило применять его в описании разных аспектов жизни человека. Известные американские культурологи, А. Кребер и К. Клакхон, провели анализ понятия и указали в своей хрестоматии около 200 дефиниций [1]. На сегодняшний день выделяют четыре самых распространенных определений «культуры»: возделывание какого-либо растения; образованность и просвещенность; виды ценностей одной группы людей, включая обычаи и традиции; все достижения человечества в разных сферах деятельности.

Культурологи разработали классификацию понятия «культура», основываясь на его контекстуальных значениях:

  1. Культура как устройство мира вообще (М. Рьюз, М. Мидгли, Э. Уилсон);
  2. Культура как «вторая природа» (греки, возрожденцы, И. Г. Гердер, Г. Гегель и др.);
  3. Бытовое понимание культуры, подразумевающая культуру воспитания, образования, производства и т. д. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Бенедикт, М. Мид);
  4. Культура как способ существования или совокупного образа жизни (Э. Сепир, К. Клакхон, В. И. Добрынина);
  5. Общество в рамках уровня культуры, «развитости» (К. А. Гельвеций, Л. Г. Морган, А. Швейцер);
  6. Культура как невещественный образ жизни человека (Ф. Теннис, О. Шпенглер, А. Моль и др.);
  7. Культура как часть чего-то целого, например, религии (П. Тиллих и др.);
  8. Связь культуры с учреждениями и организациями (законодательные акты, постановления и др.) [2]

Говоря о связи государства и культуры, снова обратим внимание на роль национальных ценностей внутри страны, поскольку одно из определений «культуры» находится очень близко с понятием «национальные ценности» (речь о ценностях, которые поддерживается гражданами одного государства). К таким ценностям можно отнести традиции, обычаи, язык, архитектуру, литературу, религию и другие внутринациональные элементы. Таким образом, мы наблюдаем, что внешняя и внутренняя политика государства выстраивается в соответствии с исторически сложившейся национальной культурой. Если говорить о позиции культуры во внутренней политике страны, то здесь она рассматривается как объект, в сторону которого осуществляется политика развития, сохранения, поддержания и передачи другим поколениям. Внутренняя политика государства в культурной области характеризуется следующими положениями: учреждение домов культуры и музеев; слежка за работой государственных органов, которая имеет культурную направленность; наблюдение за деятельностью за деятельностью культурных учреждений в рамках норм и законов; проведение политики налогообложения и другой ряд сборов, которые идут на сохранение традиционной культуры государства, а также на поощрение развития современной культуры и искусства и иных культурных элементов [3].

Позиция культуры во внешней политике приобретает иной характер: здесь она выступает в качестве «действующего лица», цель которой — обратить внимание других стран на культурную идентичность указанного государства. В современном мире помимо использования силовой формы реализации внешней политики, возросла популярность использования не силовых форм («мягкая сила»): «культурной дипломатии», «публичной дипломатии». Основоположником концепции «мягкой силы» является американский политолог Джозеф Най, который впервые обосновал ее положения в 1990-е года. Однако, следующие его рассуждения по поводу концепции отличались от первоисточника: в первом случае, Джозеф Най делает упор на том, что мягкая сила особый тип не силового поведения, во втором же — что это самостоятельно действующий вид силы [4]. По мнению Джозефа Ная, «мягкая сила» — это совокупность элементов как культура, политическая идеология и внешняя политика, где культура подразумевает в себе национальные ценности, не перерастающие в массовую культуру [4]. Далее рассмотрим два пути реализации внешней политики посредством культурной дипломатии и публичной дипломатии.

Публичная дипломатия — это знакомство и информирование зарубежных представителей об особенностях культуры определенного государства. Одно из популярных направлений публичной дипломатии выделяют образовательные программы для иностранных студентов. Чаще всего базой обменных программ выступает изучение языка, что в дальнейшем вызывает интерес у иностранцев погрузиться в другие культурные аспекты этого государства (направления искусства, литературу, историю, музыку, кинематограф, традиции, обычаи, менталитет граждан государства).

Культурная дипломатия — это когда государства стремятся мобилизовать свои культурные ресурсы для достижения целей за рубежом [5]. Изначально культурная дипломатия носила пропагандистский характер, однако, в начале XXI века такой вид дипломатии стал восприниматься как инструмент для межкультурного сближения. Выделяют основные культурные элементы (искусство, театр, кинематограф, музыка, танцы, архитектура, международные выставки, обменные программы, СМИ, религия и другие), выступающие основными ресурсами культурной дипломатии, с помощью которых и происходит реализация внешних государственных инициатив [6].

Таким образом, с теоретической точки зрения понятие «культура» носит многозначный характер. Определения «культуры» имеют условный характер, поскольку применение этого термина охватывает все сферы человеческой деятельности. В области политики культура играет немаловажную роль, так как она напрямую имеет связь с национальными интересами и национальными ценностями, которые являются главными критериями по разработке внешнеполитических и внутриполитических планов государства.

Литература:

  1. Солонин, Ю. Н. Культурология: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2021. — 503 c. — Текст: непосредственный.
  2. Горохов, В. Ф. Культурология: учебник и практикум для вузов / В. Ф. Горохов. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2021. — 320 c. — Текст: непосредственный.
  3. Саракун, Л. П. Государство и культура: проблемы взаимодействия / Л. П. Саракун. — Текст: непосредственный // Всероссийский журнал научных публикаций. — 2013. — № 4. — С. 54–56.
  4. Nye, J. S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / J. S. Nye. — 2-е изд. — New York: Basic Books, 1990. — 370 c. — Текст: непосредственный.
  5. International studies association and Oxford University Press. — Текст: электронный // International studies: [сайт]. — URL: https://oxfordre.com/internationalstudies/view/10.1093/acrefore/9780190846626.001.0001/acrefore-9780190846626-e-543 (дата обращения: 27.10.2021).
  6. Умінська-Воронєцка, А. Cultural Diplomacy in international relations theory and studies on Diplomacy / А. Умінська-Воронєцка. — Текст: непосредственный // Actual problems of international relations. — 2016. — № 2. — С. 4–17.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя политика, культура, культурная дипломатия, ценность, государство, публичная дипломатия, внутренняя политика государства, мягкая сила, позиция культуры, человеческая деятельность.


Задать вопрос