В статье исследуются сущность, проблемы внедрения и использования педагогической технологии PechaKucha на уроках английского языка. Представлены методические возможности и обосновывается теоретические основы применения технологии PechaKucha для формирования и совершенствования навыков речевой деятельности обучающихся на уроках английского языка.
Ключевые слова : навык речевой деятельности, педагогическая технология, презентация, Pechakucha, урок английского языка.
Key words : speaking skill, pedagogical technology, presentation, Pechakucha, English language classroom.
Современный образовательный процесс на нынешнем этапе своего развития отходит от традиционных рамок обучения, тем самым способствуя появлению новых видов педагогических технологий и методов обучения. Необходимость данного процесса обуславливается несколькими факторами:
- Развитие потенциала современного образования.
- Постепенный разрыв с прежней системой ценностей и традициями в образовательном процессе.
- Гуманизация образования.
- Активное развитие технологий в период четвертой промышленной революции.
Интерактивная часть обучения является на сегодняшний день основой взаимодействия между учителем и учеником, то есть происходит становление системы учитель-ученик. Данная модель обучения имеет личностно-ориентированный характер, который акцентирует внимание на следующих аспектах:
- Восприятие учителем ученика как равного участника образовательного процесса.
- Создание комфортных условий среды обучения.
- Содействие в развитии успешной и творческой личности.
Соблюдение данных условий требует от учителя огромных усилий, высокой педагогической компетентности и большого опыта для достижения эффективной деятельности в области педагогики. В условиях возрастающего спроса на услуги иностранного языка, повышается также спрос на педагогов-профессионалов, которые должны сочетать в себе не только личностные качества, но и являться опытными и квалифицированными специалистами в сфере образования. Обратим внимание, что в среде развитых технологий учителю необходимо владеть умением мастерски внедрять новые технологии и методики в процесс обучения, уметь разрабатывать собственные методические и учебные материалы, которые будут подходить возникающим требованиям.
Стоит отметить, что единого определения педагогической технологии нет по причине многогранного характера понятия. Ряд ученых педагогов предлагает множество определений данному термину.
Как отмечал Д. С. Лихачев, «педагогическая технология является совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств». [3]
С. В. Кульневич рассматривает термин «педагогическая технология» с позиции следующих педагогических категорий: теория воспитания, педагогическое мастерство, методика воспитательной работы. В своей работе он характеризует воспитание и описывает данный процесс как что-то неточное и ненадежное, а более организованная научная организация способна изменить данные характеристики в положительную сторону [2].
Необходимо подчеркнуть, что Л. Г. Семушина и И. Г. Ярошенко рассматривают в качестве педагогической технологии понятие «обучение» или «технология обучения», которое, в свою очередь, является взаимосвязанной деятельностью ученика и учителя, направленной на освоение и закрепление знаний, материала, умений, а также на развитие познавательных навыков обучающегося студента [6].
По мнению доктора педагогических наук В. М. Монахова, педагогическая технология представляет собой систему или модель совместной деятельности ученика и учителя, которая нацелена на организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [4].
Согласно учебному пособию В. Д. Симоненко и М. В. Ретивых, педагогическая технология представляет собой взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или полномерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [7].
Таким образом, мы можем выделить основные характеризующие признаки педагогических технологий, опираясь на выше представленные определения:
- Системность. Педагогическая технология должна обладать логической последовательностью, структурой, целостностью, иметь достаточное количество средств и методов, чтобы корректировать процесс обучения и предполагаемые результаты.
- Комфортность. Для достижения максимальной эффективности, а также результатов, учитель должен обеспечить комфортный психологический настрой обучающихся.
- Законосообразность. Педагогическая технология по определению реализует педагогический процесс, состоящий из применения дидактических материалов и законов, которые обеспечивают конечный результат.
- Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна иметь научную основу или концепцию.
Развитие коммуникативного навыка учеников и собственной коммуникативной компетенции неоспоримо является одной из основных целей для учителей образовательных учреждений. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что язык — это необходимый инструмент для участников коммуникативного процесса. К тому же чем шире словарный запас человека, тем проще он познает содержание окружающей его действительности и мира.
Наряду с определением педагогической технологии нам представляется важным охарактеризовать речевой навык и выделить его главные черты.
По мнению Н. Д. Гальковской речевым навыком является автоматизированный компонент сознательной речевой и письменной деятельности [8]. Также в своем исследовании она отмечает, что речевые навыки входят в состав речевых умений. Это могут быть: лексический, грамматический, навык письма, орфографический и навык говорения. Желание и умение использовать обучающимися этими умениями в учебной деятельности есть сформированность речевого навыка: говорить, писать и слушать на иностранном языке.
И. А. Зимняя выделяет два вида речевого навыка:
- Умственные речевые навыки. Данный тип навыков используется для выражения собственной мысли, а именно навык извлечения иностранного слова из долговременной памяти, навык использования иноязычной синонимии, навык удержания определенного количества иностранных слов в оперативной памяти мозга и другие.
- Двигательные или моторные речевые навыки, например, фонетический навык (произношение фонем, членение фраз, интонирование), лексико-грамматический навык (оформление падежей, родовых, числовых и других отношений). Свое название они берут из главной особенности, которая связана с работой речедвигательного анализатора.
По мнению И. А. Зимней, навыки характеризуются гибкостью, целостностью, устойчивостью и невосприимчивостью к внешним негативным воздействиям [1].
Следует добавить, что процесс освоения речевым навыком является самым тяжелым и трудоемким, в связи с этим педагоги применяют большое разнообразие самых различных методов и технологий, чтобы помочь их ученикам овладеть речевым навыком. Стоит учесть интерактивный характер педагогических технологий. Благодаря своему прогрессивному методу организации образовательного процесса и как следствие улучшения качества преподносимого материала, учителя способны наиболее эффективно планировать уроки, задачи, цели, а также определять прогнозируемые результаты.
В то же время интерактивные педагогические технологии предполагают вовлечение каждого участника педагогического процесса, тем самым способствуя лучшему изучения материала и проявлению себя и своих личностных черт.
Одной из таких интерактивных форм изучения материала является педагогическая технология PechaKucha. Основатели технологии Pechakucha — австрийцы архитекторы Астрид Кляйн и Марк Дитам. Впервые их идея была представлена в 2003 году на мероприятии в Токио, которое в итоге вызвало большой интерес у слушателей, а затем постепенно и у людей по всему миру. PechaKucha с японского означает «бла-бла-бла» или звук беседы. Так как Астрид Кляйн и Марк Дитам являются сторонниками позиции «говори меньше, показывай больше», они были нацелены на создание такого вида презентации, который бы развлекал зрителей и повышал их интерес к теме выступления [5].
Таким образом, PechaKucha — это формат презентации проектов, которые ограниченны по форме и продолжительности, а именно PechaKucha представляет собой доклад в виде презентации, которая состоит из 20-слайдов, каждый из которых сопровождается комментарием в течение 20 секунд.
Проводя сравнительный анализ с традиционной системой обучения, мы можем выделить ряд преимуществ использования педагогической технологии PechaKucha на уроках английского языка:
- Развитие творческого мышления.
- Личностно-ориентированный подход в обучении.
- Повышение мотивации учиться из-за отсутствия психологической нагрузки обучающегося.
- Отсутствие напряженности памяти.
Внедрение и применение данной технологии обусловлено своей простотой, всеобщим взаимодействием, использованием ПК, наглядностью. Однако данная технология имеет и ряд недостатков. Во-первых, одной из трудностей подготовки презентации PechaKucha заключается в высокой вероятности перенасыщения информацией, следовательно, учителю нужно уметь вычленять самое главное в тексте. Во-вторых, речь должна быть краткой и лаконичной, с целью заинтересовать слушателей, для этого изображения на слайдах должны содержать как можно меньше текста.
Педагогическая технология по определению состоит из ряда задач и соответствующих им методов и средств достижения результата. PechaKucha, как технология содержит в своей структуре задачи, цель, результаты, методы и средства их достижения.
В рамках ФГОС педагогическая технология PechaKucha нацелена на решение следующих задач:
- Совершенствование речевой компетенции.
- Развитие креативного и творческого мышления.
- Формирование презентационных способностей.
- Формирование личностно-ориентированных качеств — открытость, коммуникабельность.
- Развитие ИКТ-компетенций.
- Овладение знаний по предмету.
Сущность вышеизложенного сводится к повышению роли педагога английского языка в современном информационном пространстве. В указанных условиях учитель должен исполнять роль наставника, уметь мотивировать своих учеников на проявление своих личностных черт. Актуальность внедрения и применения педагогической технологии PechaKucha на уроках английского языка обуславливается совершенствованием речевой компетенции учеников, а также инновационными новшествами в образовательном процессе, что позволяет разнообразить методические разработки и сформировать эффективную образовательную траекторию.
Литература:
- Васильева, Н. А. Использование Интернет-ресурсов в развитии навыков устной и письменной коммуникации у школьников на уроках английского языка / Н. А. Васильева, Е. С. Семенова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. статей. — Чебоксары, 2019. — 449 с.
- Кульневич, С. В. Педагогика личности. От концепций до технологий: учебник / С. В. Кульневич. — М.: Учитель, 2001. — 159 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
- Монахов, В. М. Теория педагогических технологий: методологический аспект//Монахов В.М Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 22–27
- Печа-Куча — новая технология обучения детей: сб. материалов Научного форума: Инновационная наука (Москва, Ноябрь 2019 г.) / ред. кол.: А. Э. Батыркаева. — Москва: МЦНО, 2019. — 16 с.
- Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
- Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2 т. / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. — М.: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — 174 с.
- Чалых, Н. А. Основные подходы к определению речевого навыка в современном научном знании / Н. А. Чалых, Е. А. Шибанова, О. П. Чалых, О. Л. Бурякова // Теория и практика научного развития: сбор. науч. статей. — Пенза, 2014. — С. 96–98.